Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников.
По данным психологических исследований, 90% детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается. Из-за неудач и разочарований понижается уровень самооценки учащихся, у них возрастают тревожность и агрессия. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим передо мной встал вопрос об организации активной познавательной деятельности.
Перед школой стоит задача не только вооружения учащихся общеобразовательными знаниями, но и развития их умственных сил и творческого мышления. Поэтому я считаю, что необходимо с первых дней обучения ребенка в школе развивать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха.
«Все дети способны»- такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.
Я думаю, что в условиях школы, необходимо учитывать различный уровень обучаемости учащихся, развития их познавательных способностей и готовности к участию в творческой жизнедеятельности. В связи с этим я сосредоточила внимание на подборе творческих заданий, разноуровневого характера.
Так, в 1 и 2 классах учителя начальных классов часто используют индивидуально – коллективную работу с сигнальными карточками, веерами с цифрами и буквами. Например, при проверке состава числа или таблицы умножения:
У каждого ребенка своя скорость мышления, своя реакция, но учитель видит работу каждого ученика и ученик не волнуется, что его труд останется незамеченным.
Для создания мотивации надо показать школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Например, работая индивидуально на уроках труда, в 1 классе ученики изготовили новогодние гирлянды. В конце урока я отмечаю, что у детей получились красивые гирлянды, но небольшие по размеру, а елка в школе большая. И если кто-либо из учеников предложит соединить гирлянды, это и будет первым опытом получения радости от совместной работы. Ученики испытывают восторг и радость, объединяя отдельные гирлянды в длинное красивое украшение. Они понимают, что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую положительное влияние на развитие интереса к знаниям и продуктивность процесса познания.
Однако, довольно трудно обеспечить школьникам опыт совместной деятельности. Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности, проводя соответствующую работу поэтапно. В 1 классе можно научить школьников работать в парах, проверяя друг у друга выполнение определенных заданий (чтение текстов, решение примеров).
Эти перфокарты я использую для работы в парах и закрепления состава числа:
Этот раздаточный материал я использовала при работе над темой: «Двузначные числа». Работая в парах, ученики объясняли друг другу, что обозначает каждая цифра в записи числа, сравнивали числа.
Во 2 классе можно начать работать в парах сменного состава, готовя учащихся к коллективному способу обучения, которое используется в 3 классе. Примером такой работы являются взаимные диктанты, проверка таблицы умножения. Каждому ученику дается небольшой по объему текст. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои тексты. Затем они проверяют их, исправляют ошибки, обмениваются текстами и уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде писал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился.
Карточки со словарными словами дети готовят дома. По их же инициативе карточки стали красочными, эстетично оформленными. Таким образом, я считаю, ребята показывают свое отношение к предмету и к заданию.
На уроке они обмениваются карточками и заполняют пропуски. Проверяет карточки третий ученик. Таким образом, школьники три раза повторят правописание словарных слов, а учитель получает помощь в подготовке к уроку в виде готовых карточек со словарными словами.
Воспитывая самостоятельность, я доверяю детям делать взаимопроверку, проверить стихотворение наизусть. Я не боюсь, что они станут льстить друг другу и завышать отметки. И, как правило, сами ученики бывают строже учителя. Замечательно, если дети заранее придумают свое задание.
Работа в группах не только ставит перед собой цель научить, но и воспитывает ответственность перед товарищами, взаимовыручку. Например, группе учеников предлагаю решить примеры. Каждому ученику в группе достанется по одному примеру, но какой – ребята выберут сами. Кто-то выберет легче, чтобы решить наверняка правильно и не подвести команду, а кто-то наоборот уверен в себе и стремится облегчить работу другим.
Опыт показывает, что младшим школьникам нелегко участвовать в совместной работе даже тогда, когда она интересна для них. Безусловно, здесь сказываются возрастные и индивидуальные особенности, отсутствие опыта коллективной работы, а именно умений правильно ее распределить, наладить совместные действия, направить усилия всех на достижение общего результата.
Подчеркну, что младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом такой работы необходимо разъяснить, как нужно организовать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помогать друг другу, убедить, что в тех группах, где складываются дружеские взаимоотношения, и работа идет веселее, и результаты ее выше.
Личностно ориентированный подход помогает мне строить учебный процесс с опорой на опыт учащихся и его актуальные потребности.
Список литературы:
1) Богоявленская Г.Г. Психология творческих способностей. – М.:Академия, 2002
2) Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.:Педагогический поиск, 2005
3) Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности. – Начальная школа, 2008 №6
Комментариев нет:
Отправить комментарий