среда, 18 января 2012 г.

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников.


Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников.
По данным психологических исследований, 90% детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается. Из-за неудач и разочарований понижается уровень самооценки учащихся, у них возрастают тревожность и агрессия. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.      В связи с этим передо мной встал вопрос об организации активной познавательной деятельности.
Перед школой стоит задача не только вооружения учащихся общеобразовательными знаниями, но и развития их умственных сил и творческого мышления. Поэтому я считаю, что необходимо с первых дней обучения ребенка в школе развивать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха.
«Все дети способны»- такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.
Я думаю, что в условиях школы, необходимо учитывать различный уровень обучаемости  учащихся, развития их познавательных способностей и готовности к участию  в творческой жизнедеятельности. В связи с этим я сосредоточила внимание на подборе творческих заданий, разноуровневого характера.
Так, в 1 и 2 классах учителя начальных классов часто используют индивидуально – коллективную работу с сигнальными карточками, веерами с цифрами и буквами. Например, при проверке состава числа или таблицы умножения:
У каждого ребенка своя скорость мышления, своя реакция, но учитель видит работу каждого ученика и ученик не волнуется, что его труд останется незамеченным.
Для создания мотивации надо показать школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно.  Например,  работая индивидуально на уроках труда, в 1 классе ученики изготовили новогодние гирлянды. В конце урока я отмечаю, что у детей получились красивые гирлянды, но небольшие по размеру, а елка в школе большая. И если кто-либо из учеников предложит со­единить гирлянды, это и будет первым опы­том получения радости от совместной рабо­ты. Ученики испытывают восторг и ра­дость, объединяя отдельные гирлянды в длинное красивое украшение. Они понима­ют, что вместе можно сделать гораздо боль­ше, чем в одиночку, можно больше приду­мать, лучше реализовать задуманное, а сот­рудничество и товарищеская взаимопо­мощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую положительное влияние на развитие инте­реса к знаниям и продуктивность процесса познания.
Однако, довольно труд­но обеспечить школьникам опыт совместной деятельности. Для этого можно ис­пользовать метод коллективной познава­тельной деятельности, про­водя соответствующую работу поэтапно. В 1 классе можно научить школьников рабо­тать в парах, проверяя друг у друга выполнение определенных заданий (чтение текс­тов, решение примеров).
Эти перфокарты я использую для работы в парах и закрепления состава числа:
Этот раздаточный материал  я использовала при работе над темой: «Двузначные числа». Работая в парах, ученики объясняли друг другу, что обозначает каждая цифра в записи числа, сравнивали числа.
Во 2 классе можно начать работать в парах сменного состава, готовя учащихся к коллективному способу обучения,  которое используется в 3 классе. Приме­ром такой работы являются взаимные дик­танты, проверка таблицы умножения. Каждому ученику дается неболь­шой по объему текст. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои тексты. Затем они проверяют их, исправ­ляют ошибки, обмениваются текстами и уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде пи­сал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился.
Карточки со словарными словами дети готовят дома. По их же инициативе карточки стали красочными, эстетично оформленными. Таким образом, я считаю, ребята показывают свое отношение к предмету и к заданию.
На уроке они обмениваются карточками и заполняют пропуски. Проверяет карточки третий ученик. Таким образом, школьники три раза повторят правописание  словарных слов, а учитель получает помощь в подготовке к уроку в виде готовых карточек со словарными словами.
Воспитывая самостоятельность, я доверяю детям делать взаимопроверку, проверить стихотворение наизусть. Я не боюсь, что они станут льстить друг другу и завышать отметки. И, как правило, сами ученики бывают строже учителя. Замечательно, если дети заранее придумают свое задание.
Работа в группах не только ставит перед собой цель научить, но и воспитывает ответственность перед товарищами, взаимовыручку.   Например, группе учеников предлагаю решить примеры. Каждому ученику в группе достанется по одному примеру, но какой – ребята выберут сами. Кто-то выберет легче, чтобы решить наверняка правильно и не подвести команду, а кто-то наоборот уверен в себе и стремится облегчить работу другим.
Опыт показывает, что младшим школь­никам нелегко участвовать в совместной работе даже тогда, когда она интересна для них. Безусловно, здесь сказываются возра­стные и индивидуальные особенности, ­ отсутствие опыта коллективной рабо­ты, а именно умений правильно ее распре­делить, наладить совместные действия, направить усилия всех на достижение об­щего результата.
Подчеркну, что младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом такой работы необходимо разъяс­нить, как нужно организовать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помо­гать друг другу, убедить, что в тех группах, где складываются дружеские взаимоотно­шения, и работа идет веселее, и результаты ее выше.
Личностно ориентированный подход помогает мне строить учебный процесс с опорой на опыт учащихся и его актуальные потребности.
Список литературы:
1)    Богоявленская Г.Г. Психология творческих способностей. – М.:Академия, 2002
2)    Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.:Педагогический поиск, 2005
3)    Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности. – Начальная школа, 2008 №6

Комментариев нет:

Отправить комментарий