среда, 18 января 2012 г.

Интегрированный урок Я и окружающий мир и Трудового обучения.





Интегрированный урок
Я и окружающий мир и Трудового обучения.




Тема: Развитие жизни на Земле.



Цели: повторить понятия живой и неживой природы;
дать представление о появлении живых организмов на Земле;
развивать познавательный интерес;
воспитывать бережное отношение к планете Земля.





  1. Организационный момент.
  2. Понятие природы.
- Отгадайте загадки:        Его зимой и летом мы видели одетым,
                                           А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

                                          Неизвестно, где живет,
                                          Налетит - деревья гнет,
                                          Засвистит – по речке дрожь.
                                          Озорник, а не уймешь! (ветер)

                                           По горам, по долам
                                           Ходит шуба да кафтан. (овцы)

                                          Красная девица по небу ходит,
                                          Светит, сверкает, всех согревает. (солнце )

- Как назвать одним словом перечисленные предметы?  ( природа)
- Что такое природа? (Природа это то что нас окружает , но не сделано руками человека.)
- Какая бывает природа?  Как различить объекты живой и неживой природы?(Живая природа это то, что рождается, растет, живет и умирает.)

  1. Картинный диктант. Природа живая и неживая. Дети отвечают с помощью сигнальных карточек.
- В какую группу вы отнесли бы человека?
- От чего зависит благополучие человека? (Человеку нужно, чтобы было сытно. Еду дают растения и животные. Человеку нужно, чтобы было тепло. Одежду дают растения и животные.  Дома  он строит из песка и камня.)
- Сможет ли человек существовать без природы живой или неживой?

  1. Компоненты неживой природы.
- Какие компоненты неживой природы больше всего влияют на живую природу?
Солнце. Оно дает тепло и свет для развития всего живого на Земле.
Вода. Любой живой организм нуждается в воде. Воду пьют животные и люди, в ней растворяются минеральные соли для растений. Вода, которой на планете больше, чем суши, препятствует переохлаждению и перегреву планеты.
Воздух. Все живое на Земле дышит. Воздушная оболочка Земли защищает ее от метеоритов.

  1. Появление жизни на Земле.
- Главное отличие планеты Земля в том, что на ней есть воздух, вода и она находится на умеренном расстоянии от  Солнца.  Много миллионов лет назад на Земле появились необходимые условия для жизни.
Рассмотрим учебник на стр. 2 – 3. 1ряд – 1 картинка,
                                                            2 ряд – 2 картинка,
                                                            3 ряд – 3 картинка.
Индивидуальное задание: подготовиться рассказать об археологии.
Проверка: 1 ряд – Где возникла жизнь?
                   2 ряд -  Какие животные были первыми? Где они жили?
                   3 ряд – Какие живые организмы первыми вышли на сушу?

  1. Археология. Проверка индивидуального задания.
- Каким же образом человек узнал о прошлом нашей земли?

  1. Практическая работа в группах.
- Как археологи узнают, насколько их находка древняя? ( По  слоям. Чем  древнее находка, тем  глубже расположена в слоях земли.)
Работа в группах: распределить                      Индивидуальная работа: распределить
свою карточку по археологическим               археологические слои земли на магнитной
слоям.                                                                 доске.

8.Физкультминутка.

9.Палеонтология.
- Не только археология изучала прошлое. Наука палеонтология изучает древних животных.  Ученые разгадали, что более 200 миллионов лет назад  Землю населяли динозавры.
Работа по учебнику  стр. 3-4.
- На каких современных   животных  похожи?
Слово « динозавр» означает «ужасная ящерица».  Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров.  Их детеныши вылуплялись из яиц, которые мать откладывала в песок.
- Рассмотрите, в каких местах обитали динозавры?  (В воде, на земле, в воздухе.)

10. Доклады  детей (готовятся заранее).
   
Диплодоки достигали в длину 30 метров и весили 80 тонн (т. е. высота 10-этажного дома,  вес более, чем 20 слонов).  Они обитали по берегам рек и озер.  Это растительноядные животные.  Чтобы прокормить себя и не умереть с голоду, им приходилось  за день съедать тонну листьев.
- Зачем диплодоку длинная шея?

Тираннозавр -  самый свирепый хищник среди динозавров.  Весил он больше 8 тонн и достигал 15 метров (5-этажный дом). Большинство хищных динозавров передвигалось на  задних лапах, умели быстро бегать. А передние лапы были короткими.
- Что во внешнем виде тираннозавра указывает на то, что он хищник?

Стегозавры ходили на четырех ногах, низко опустив голову. Поднять голову им не позволяли гребни на спине.  Развивать большую скорость он не мог. Стегозавр- травоядное животное.
- Догадайтесь, для чего нужен хвост, усаженный шипами, и пластины на спине.
Хвостом динозавр защищался,  а пластины служили для теплообмена.

Мастодонзавры – небольшие земноводные.  Их тело приспособлено для жизни на земле и на суше. А мозг величиною с грецкий орех.
- О чем это говорит?

- Рассмотрите учебник. Какие еще животные водились в воде? Как они были приспособлены?

11. Обобщение.
- Что нового и интересного узнали о динозаврах?
Они жили много  лет назад. Они были большие и маленькие, хищники и травоядные. Их тела были приспособлены к жизни на воде и на суше.
- Какая наука занимается изучением древних животных?
Около 65 миллионов лет назад все динозавры постепенно вымерли.  Почему это произошло, палеонтологам в точности неизвестно. Предполагают, что на Земле изменился климат. Динозаврам не хватало солнечного тепла и они погибли.

12. Трудовое обучение.  Лепка.
- Никто из людей не видел ни одного живого динозавра, так как люди появились позже. Но наука палеонтология, знания и фантазия помогают представить доисторическую жизнь планеты. Давайте и мы с вами пофантазируем и выполним макет доисторического леса.
- Работать будем с соленым тестом. Какой вид лепки выберете?  Какие особенности приспособления к  жизни в воде?(Ласты плавники.)  Особенности хищников?                ( Когти, зубы, быстрые мощные ноги.)  Особенности травоядных? ( Длинные шеи, защитные шипы.)

13. Самостоятельная лепка.

14. Расположение поделок на макете.

15. Физкультминутка.

16. Подведение итогов. Охрана природы.
- Какие сведения вам помогли сделать макет доисторического леса?
- Какие ученые занимаются разгадыванием тайн доисторических времен?
- Для чего современному человеку знать о жизни миллионы лет назад?
- В заключении послушайте стихотворение Яна Акима «Наша планета».
Есть одна планета – сад
      В этом космосе холодном.
     Только в ней леса шумят,
     Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!

Вывод: беречь и изучать.




                                          

Комментариев нет:

Отправить комментарий