Урок-исследование русского языка в 3 классе (по программе Л.В. Занкова)
Тема: Правописание соединительной гласной в сложносочиненных словах.
Цели:
- повторить словообразование,
- познакомить со способом словообразования из двух корней
- исследовать и уяснить, какая буква пишется в сложносочиненных словах между корнями
- развивать орфографическую зоркость
- воспитывать самостоятельность
Ход урока:
1. Организационный момент
- Сегодня наш урок посвящен уходящему времени года – осени и словообразованию
2. Словарно – орфографическая работа
- Прочитайте выразительно. Назовите автора:
Люблю, когда горят румянцем
Тихи, задумчивы леса.
Звенит, кружась в осеннем танце,
Листвы прощальная краса.
Кушнер
- Какой литературный прием использовал автор в этом отрывке?
(олицетворение леса)
3.
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Веером указать пропущенные буквы – «открыть листочки»
- По какому принципу мы можем проверять эти слова? (Корни однокоренных слов пишутся одинаково).
Письмо по памяти.
Найти на карточке «лишнее» слово:
лось лист
лоскут лиса
лосенок лисенок
Проверка инд. задания:
Что такое однокоренные слова? Что такое корень?
Проверка стихотворения самостоятельная.
Кто написал без ошибок, допустил 1.,2.,…ошибки?
4. Словарная работа
- Можно ли, зная правописание корней, написать любые однокоренные слова?
(хором: Да)
- Вы подготовили дома карточки со словами, однокоренными словарным.
Работа в парах: обменяться карточками, заполнить пропуски, проверить и оценить товарища.
- Кто получил «5», «4»?
5. Физкультминутку проводят дежурные.
6. Словообразование
- С помощью чего образуются новые слова? (С помощью приставок и суффиксов)
1вариант: образовать новые слова от корня «ход» с помощью приставок «пере», «от», «при», «вы» и др.
2вариант: образовать новые слова от корня «лес» с помощью суффиксов «н», «ок», «ник», «овик» и др.
Проверка – соревнование по вариантам: по очереди читать по одному слову, но не повторяться. Какой вариант закончит последним – победит.
- Синоним слова «лесочек»? (Роща)
- Антоним слова «отходил»? (Подходил)
7. Образование сложных слов
- Мы научились образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Сегодня я расскажу вам о новом способе словообразования.
На доске:
рыба ловить
снег падать
земля мерить
- В русском языке есть способ, когда новое слово образуется с помощью двух корней. Эти слова называются сложными. Как же образовать новое слово?
Возьмите от данных на доске слов только корни. С их помощью попробуйте образовать новые слова.
( Рыболов, снегопад, землемер)
8. Исследование правописания соединительной гласной
- Вслушайтесь, только ли два корня использованы в новом слове? Что соединяет корни?
(Между корнями есть соединительная гласная)
9. Работа в подгруппах. Выведение правила.
В карточках «Дары осени» - два слова. Составить (индивидуально) новое слово.
- Из чего состоит основа? Обсудите в группах: 1) Какие слова получились? (сложные)
2) Как образовались? (при помощи двух корней) 3) Между корнями гласная или согласная? (гласная) 4) Определите по интуиции, какую гласную нужно писать между корнями?
В подгруппе высказывается каждый по очереди. Мнение большинства произносит капитан подгруппы.
Опрос капитанов команд.
10. Закрепление:
- Проверим правило по учебнику с.92
Чтение правила. Отмечаются команды, давшие правильный ответ.
Работа в группах:
Каждый комментирует свое сложное слово, соединительную гласную в нем, вся подгруппа записывает.
Индивидуальная работа:
Записать образованные слова на доске. Повторить правило.
11. Физкультминутка проводится дежурными.
12. Творческая работа:
Используя корни данных слов образовать сложные слова. Составить с ними предложения, чтобы получился рассказ об осени.
Даны слова: падать, водить, плавать, вода, пчела
Примерный текст: Наступил листопад. Садоводы и пчеловоды готовятся к зиме. Улетают на юг водоплавающие птицы.
Выборочное чтение текстов.
13. Подведение итогов
- Какие способы словообразования вы знаете?
- Как правильно написать сложные слова?
Комментариев нет:
Отправить комментарий