МОУ Луховицкая средняя школа №2
с углубленным изучением предметов
Урок русского языка во 2 классе.
Разработка учителя начальных классов
Горбатенковой Л. И.
Тема: Изменение имен существительных по числам.
Цели: - повторить имена существительные, одушевленные и неодушевленные;
- познакомить с изменением имен существительных по числам;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку.
г.Луховицы
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны раскрывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку…пять!
-Сегодня наш урок посвящен именам существительным и наступающему времени года - зиме.
2.Словарно – орфографическая работа.
-Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите автора.
Вьюга снежная – пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий. ( С. Я. Маршак)
-Какой литературный прием использовал автор?
(Олицетворение – к пурге автор обращается, как к живому существу.
Сравнение – снег сравнивается с лебяжьим пухом.)
-Какая орфограмма закрыта снежинками?
(Жи – ши пиши с буквой и.) Буквы открываются.
Работа по запоминанию текста.
3. Коллективная работа: Индивидуальная работа:
списать текст по памяти. произвести фонетический разбор
. любого слова с данной орфограммой.
Взаимопроверка.
Коллективная проверка. Оценивание.
Оценивание ученика, у которого
нет пары. Обобщение итогов письма
по памяти.
4.Повторение. Имена существительные.
- Назовите имена существительные, встретившиеся в тексте. О каком времени года они нам напоминают?
- Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные существительные?
- Назовите другие имена существительные с опорой на картину: 1 вариант – одушевленные, 2 вариант – неодушевленные.
5. Физкультминутка.
6. Словарная работа.
- В словарной работе так же используем имена существительными.
Коллективная работа: Индивидуальная работа.
картинный диктант ( ученики на доске слова с пропущенными буквами:
используют веера с гласными платок
буквами). пальто
карандаш варежки
деревня девочка
Москва ученик
машина
завод
ягода
- Назовите синоним слова «машина» - (автомобиль)
- Назовите антоним слова «город» - (деревня).
Оценивание активного ученика.
Коллективная проверка индивидуальной работы, оценивание.
- Найдите «лишнее слово». (Все слова употреблены в единственном числе,
а слово варежки – во множественном.)
7.Единственное и множественное число существительных.
- Что обозначает существительное в единственном числе?
(Один предмет.)
- Что обозначает существительное во множественном числе?
(Два или больше предметов.)
- Одно и то же слово можно употреблять то в единственном, то во множественном числе? Проверим.
Работать можно в группах, советоваться.
Задание по подгруппам:1 группа – «снег»,
2 группа – «снегурочка»,
3 группа – «снеговик»,
4 группа – «снегирь»,
5 группа – «снежинка».
-В каком числе употреблены существительные?
- Поставьте в множественное число.
- Что изменилось в словах?
- Сделайте вывод.
Опрос представителей каждой подгруппы:
- как изменяется существительное? - что при этом меняется в слове?
- Чье мнение оказалось верным, узнаем, прочитав правило на странице 121.
8. Закрепление.
Работа в подгруппах: Индивидуальное задание:
по индивидуальной карточке запиши на доске новые слова, подчеркни,
назови свое существительное, что изменилось.
измени его число, запиши
с комментированием новое слово. Оценивание.
1 группа – сугроб, ковер, шуба, кормушка.
2 группа – лед, ветер, поземка, зима. –Какие это слова? Назови корень.
3 группа – мороз, метель, шарф, сугроб.
4 группа – след, шапка, кормушка, сосулька.
5 группа – лед, елка, речка, мороз.
9. Обобщение:
-Как изменяются имена существительные? Что при этом меняется?
Имена существительные изменяются по числам, при этом изменяется окончание.
10. Физкультминутка.
11. Развитие речи.
- Используя слова, данные в карточке, составьте словосочетание (устно).
-Составьте предложение.
Лучшее предложение записывается с комментированием. Разбор по членам предложения. Оценивание.
Устно составляется рассказ о зиме.
12. Подведение итогов.
-Какой части речи мы посвятили урок? Как изменяется имя существительное?
Комментариев нет:
Отправить комментарий