среда, 18 января 2012 г.

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс


Рабочая программа по литературному чтению
Пояснительная записка.

На основе программы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова разработана рабочая программа по литературному чтению, рассчитанная на количество 102 учебных часа. 
Для изучения курса литературного чтения  во 2 классе дан 1 час сверх базисного учебного плана из школьного компонента  для того, чтобы  развивать богатства внутренней  духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека, воспитать ученика, воспринимающего произведение художественной культуры, человека-читателя, зрителя, слушателя.
Литературное чтение, как  предмет художественного цикла отличается от других предметов тем, что именно перед ними, в основном, стоит и общая задача гуманитарного развития личности, и более частная задача развития эстетического сознания. Именно с помощью предметов художественного цикла формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами природы и общества.
Задачами начального курса литературного чтения являются:
·         расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
·         воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
·         обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
·         развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами: восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения).
·         развитие речи детей в системе общего развития учащихся является обще предметной задачей. Специфика решения этой задачи на уроках литературного чтения связана с тем, что работа по развитию речи является неким комплексом, включающим работу над техникой и выразительностью чтения; смысловой анализ текста; творческую речевую деятельность ученика.
·         анализ литературного произведения в сочетании с созданием собственных литературных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников.
Во 2 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся  к художественному слову.   Произведения включаются в культурно-исторический контекст путём сравнений и аналогий. Сопоставляя художественные произведения разных времён и народов, произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и в общем развитии в целом. Углубляется знакомство с особенностями  поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература.



Литературное чтение.  2 класс.  (102 ч.)
Вступление, или Детективное начало. (8часов)
Характер литературного героя: по рассказам В. Драгунского «Что я люблю», « ... И чего не люблю!», «Что любит Мишка», стихотворению И. Токмаковой «Мне грустно ... ».
Прием контраста в литературе: по стихотворениям Б. Заходера, Дж. Чиарди, Д. Кедрина.
Образ ночи в поэзии, живописи и музыкe: А. Пушкин «Тиха украинская ночь ... », фрагмент рассказа В. Драгунского, картина А. Куинджи "Ночь на Днепре».
Сравниваем научный и художественный текст: по статье из «Энциклопедического словаря», по рассказу М. Пришвина, стихотворению В. Друка.
Понятие о видах искусства (литература, живопись, музыка).
Завязка, тайны искусства…(9 часов)
Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова "Осенние листья».
Песни осени: по стихотворению Д. Кедрина «Осенняя песня», О. Дриза "Кончилось лето».
Олицетворение как поэтический прием: по стихотворениям М. Лермонтова "Утec», Ф. Тютчева "Что ты клонишь над водами ... ». Образ осени в стихотворении С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы ... » и на полотне И. Левитана "Золотая осень».
Чудесный дар - видеть красоту мира: по сказкам С. Козлова "Ежик в тумане», "Kpaсота», стихотворению М. Цветаевой "Однa половинка окна ... ».
Картины мира, созданные писателями и поэтами: Л. Толстой "Какая бывает роса на траве», И. Пивоварова "Песня зарянки».
Нравственный урок нанайской народной сказки "Айога».
Как смотрят на мир поэт и ученый: по стихотворениям И. Пивоваровой «Как я считал», Н. Орловой "Самолет», рассказам Г. Корниловой "Про бабочку», "Вертолет», К. Арона, С. Сахарнова "Воздушный богатырь».
Погоня за секретами литературы…(27 часов)
Что такое образ? Мир литературы - мир образов.
Ироническое отношение автора к герою (по произведениям К. Чуковского, Е. Чеповецкого, С. Маршака, Э. Мошковской, С. Михалкова).
Характер героя, его портрет, поступок.
Нравственная коллизия в рассказе: Л. Толстой "Прыжок», "Лев и собачка».
Приемы, помогающие автору создать художественный образ (В. Даль "Стариквик», П. Вяземский "Здравствуй, в белом сарафане ... » ).
Юмористические произведения: Ю. Мориц «Сто фантазий», Н. Носов "Фантазеры», Ф. Галас "Мир наоборот».
Наедине с книгой. Авторская сказка (В. Катаев "Цветик-семицветик»).
Автопортрет читателя (Э. Мошковская "Я сперва была сосною ... », Е. Чеповецкий "Kто как ходит»).
Новые загадки следствия ( 6  часов)
Исследуем волшебную сказку (Ю. Моориц "Песенка про сказку», вступление к пооэме А. Пушкина "Руслан и Людмила»).
Особенности авторской сказки (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка "Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро "Kот в сапогах».
Зимняя страничка (стихотворение А Пушкина "Опрятней модного паркета ... » ).
Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова "Bce темней, темней и тише ... » и фрагменте сказки П. Ершова "Конек-горбунок».
Лирическая тональность волшебной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Бытовая сказка (русская народная сказка "Мужик и медведь», эвенкийская сказка "Медведь и охотник»).
Кульминация!  Вершина воображения… (9  часов)
Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах (С. Есенин «Зима», Е. Благинина).
Наедине с книгой. Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Нравственные уроки сказок (татарская народная сказка «Три дочери»).
Разгадываем загадки сказок (русская народная сказка «Снегурочка», стихотворение О. Вацетис «Подснежник»).
Следы сказочного жанра в стихотворенияx И. Сурикова, Д. Хармса.
Особенности авторского взгляда: М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», фрагмент сказки О. Пройслера «Маленькая Баба-яга».
Мир авторской сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотой ключик .. »).
Исследуем законы рассказа (Л. Толстой «Акула» ).
Вперед по дороге открытий…(11часов)
Наедине с книгой. Уроки добра: Э. Мошшковская «Дедушка Дерево», Г. Скребицкий ~Передышка».
Следы волшебных сказок в авторских текстах (Ф. Тютчев «Зима недаром злится ... » ).
В. Бианки - писатель и ученый (сказка «Kaк Муравьишка домой спешил»).
Научный и художественный текст (В. Биианки «Муравейник зашевелился», С. Махотин «Жук»). «Точка зрения» художника в литературе и живописи. Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного (Саша Черный «Песня мухи»).
Уроки этики в авторском произведении: К. Ушинский  «Играющие собаки», Л. Мур  «Крошка Енот».
Исследуем жанры устного народного творчества (потешки, сказки, загадки).
Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки (Д. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца ... »). Колыбельные в авторской поэзии (Саша Черный «Колыбельная», А Барто «Старший брат сестру баюкал ... »).
Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах (Э. Успенский, А Усачев, И. Пивоварова).
Современная авторская сказка: Л. Петрушевская «KOT, который умел петь»,  «Bce непонятливые».
Развязка. Раскрытие тайны…(24 часа)
Исследуем научные и художественные тексты: Дж. Родари "Отчего идет дождь?».
Юмор в литературном произведении: Э. Успенский "Разгром», Н. Носов "Мишкина каша», "Заплатка», Тим Собакин "Дeло и мастер».
Что это такое - быть настоящим поэтом: Н. Носов "Kaк Незнайка сочинил стихи», О. Дриз "Kaк сделать утро волшебным», Н. Рыленков "После дождя».
Сергей Козлов сказочник и поэт ("B небе туча хмурится ... »).
Понятие о видах искусства (театр, архиитектура, скульптура).
Заключение.  Счастливые минуты с текстом.  (8 часов)
Поэтические и живописные образы детей: С. Маршак, В. Лунин, Э. Успенский, картина З. Серебряковой "За завтраком».
Как смотрят на мир поэт и ребенок (А Барто "B пустой квартире»).
Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского "KOT в сапогах».
Сопричастность миру семьи, Родины:
А Смирнов "KTO был на войне», В. Берестов "Мир», М. Матусовский "C чего начинается Родина?».
Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара "Чук и Гек».
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- положительное отношение к школе;
- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, С поступками героев литературных произведений;
- общее представление о мире некоторых профессий
У обучающегося будет возможность научиться:
-первоначальной основе эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту; умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
- начальным представлениям о культурных традициях своего народа;
- чувству ответственности за мир животных;
- понятиям о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
 - оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
У обучающегося будет возможность научиться:
- работать в соответствии с алгоритмом, планировать  и контролировать этапы своей работы;
- корректировать выполнение  задания на основе понимания его смысла;
- соотносить внешнюю оценку  и самооценку;
 - самостоятельно работать с учебником и хрестоматией  во внеурочное время;
 - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
 - сравнивать художественный и научно-популярный текст;
 - обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне  анализировать доступные художественные тексты;
- ориентироваться в содержании учебника;
-пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.
У обучающегося будет возможность научиться:
- пoнимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- осознавать роль названия произведения;
- пoнимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- подбирать cинонимы и антонимы к словам из текста;
- подбирать слова для характеристики героев;
- проводить аналогии между 1 изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельости и по необходимости  вносить в нее коррективы.
У обучающегося будет возможность научиться:
-корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения;
- пoнимaть и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;
- читать наизусть стихотворения разных авторов;
- читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
- эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
- называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;
- выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
- строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам;
- составлять описание природы, предметов.
У обучающегося будет возможность научиться:
- отличать искусство от науки;

- представлять сходство и различие литературы и других видов искусства (музыка, живопись);
- определять тему произведения;
- пересказывать текст подробно и выборочно;
- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
- отличать искусство от науки;
- представлять сходство и различие литературы и других видов искусства (музыка, живопись);
- определять тему произведения;
- пересказывать текст подробно и выборочно;
- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
- ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;
- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод»,  «репродукция», «эпиграф» и др.;
- находить разделы «твой год», «Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по значкам;
- пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания «Прочитай дополнительно»;
- дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии;
- представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов.
У обучающегося будет возможность научиться:
- различать тематику книг, понимать назначение различных книг;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы;
-определять особенности произведений зарубежной литературы;
- рассказывать (в том числе по плану) о прочитанных  самостоятельно произведениях.
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
ü  Для учащихся: Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Литературное чтение 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2007.
ü  Для учителя: Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику Литературное чтение   - Федеральный научно – методический центр им Л.В. Занкова,   Москва 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий