среда, 18 января 2012 г.

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс


Рабочая программа по русскому языку
Пояснительная записка.
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и рассчитана на 170 часов.
В соответствии с Примерной основной образовательной программой по русскому (родному) языку и целями данного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Важно единство освоения всех линий: развития речи с изучением системы языка, освоением орфографической и пунктуационной грамотности. Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития.
Устная речь.
Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.
Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах.
Практическое овладение устным монологическим высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о выполненной работе.
Письменная речь (чтение. письмо)
Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста.
Составление текстов малых форм: письмо (в т.ч. sms-сообщения, электронные письма), записка, объявление и пр. (в течение 2-4 кл.).
Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.
Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность) .
Оформление диалога.
Осуществление проекта «Лучшее время года».
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких-глухих, шипящих, мягких-твердых; слогоделение, ударение).
Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный. Звукобукквенный разбор (алгоритм см. в учебнике).
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике).
Графика
Использование на письме разделительных  ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, е, Ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Овладение первичным навыком клавиатурного письма.
Лексика
Наблюдение внутреннего единства слова его значения, грамматических признаков и звуков/букв.
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.
Состав слова (морфемика)
Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Преставление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.
Различение предлога и приставки.
Морфология
Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.
Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени).
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциaции последних). Предложения распространенные, нераспространенные.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография и пунктуация
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроо.1Я при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря (в т. ч. справочника в учебнике).
Применение правил правописания:
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, Ш, Ц, Щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ц, Щ С другими согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
- разделительные ь и ъ;
- знаки препинания  в конце предложения;
- ъ после шипящих в конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч) ознакомление.
Планирование по русскому языку во 2 классе (170 часов)

Предложение(5 часов).
Слово, звуки и буквы (2 часа).
Гласные и согласные звуки (5 часов).
Ударные и безударные слоги (8 часов).
Перенос слов (4 часа).
Имена собственные(8 часов).
Твердые и мягкие согласные звуки (10 часов).
Разделительные Ъ и Ь знаки (4 часа).
Слова с шипящими буквами (7 часов).
Текст(6 часов).
Типы предложений (3 часа).
Имя существительное (5 часов).
Число имен существительных (5 часов).
Род имен существительных (5 часов).
Глагол (6 часов).
Звонкие и глухие согласные звуки(3 часа).
Парные согласные звуки в конце слова (5 часов).
Имя прилагательное (11 часов).
Изменение имен прилагательных по родам (4 ч.).
Изменение имен прилагательных по числам (4 ч.).
Корень слова. Однокоренные слова (5 часов).
Предлоги (4 часа).
Настоящее и прошедшее время глагола (10 часов).
Безударные гласные в корне  слова (13 часов).
Будущее время глагола (7 часов).
Речь (8 часов).
Повторение (13 часов).

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успехов в учебе;
-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей этнической принадлежности.
- интереса к познанию русского языка;
- чувства сопричастности    гордости за свою Родину и народ;
- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я" как гражданина России;
- ориентации в поведении принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей; представления о красоте природы России и родного края  на основе материалов комплекта по русскому языку.
Обучающийся получит возможность формирования:
- интереса к познанию русского языка;
- чувства сопричастности    гордости за свою Родину и народ;
- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я" как гражданина России;
- ориентации в поведении принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей; представления о красоте природы России и родного края  на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной в задачи;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
У обучающегося будет возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практическиx задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериаацию и классификацию изученныx объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи самостоятельная часть речи имя существительное - одушевленное/неодушевленное ит.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
У обучающегося будет возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем , одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
У обучающегося будет возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я caм»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);
осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
- понимать особенности диалогической формы речи;
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; - определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;
- восстанавливать деформированные тексты.
У обучающегося будет возможность научиться:
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- определять последовательность  частей текста;
- составлять тексты малых  форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка и пр.
Система языка
Обучающийся научится:
- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный- непарный;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные-согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие-твердые; слогоделение, ударение);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка ;
- использовать на письме разделительные ь и ъ;
- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
У обучающегося будет возможность научиться:
-осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
- устанавливать соотношение звуковою и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, Ю, я; в словах с разделительными ь и о; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);
- использовать алфавит при работе со словарями, справочным и материалами;
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
У обучающегося будет возможность научиться:
- осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;
- пользоваться словарями по указанию учителя;
- пользоваться библиотечным каталогoм под руководством учителя.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;
- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
У обучающегося будет возможность научиться:
-различать словообразование и формоизменение;
-выделять в словах корень, окончание, приставку, суффикс;
-различать приставку и предлог.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
Находить грамматические группы слов;
Определять у имени существительного грамматическое значение, начальную форму, различать мужской и женский род, форму единственного и множественного числа;
- опознавать у глаголов форму рода и числа.
У обучающегося будет возможность научиться:
находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, 110);
- узнавать местоимения (личные), числительные.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
- восстанавливать деформированные предложения.
У обучающегося будет возможность научиться:
- опознавать  предложения  распространенные, нераспространенные;
- устанавливать связи (при помощи смысловыx вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- находить орфограммы в указанных учителем словах;
- использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;
- применять правила правописания:
        написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, Ч, Щ (в положении под ударением и без ударения);
·         отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
        перенос слов;
        прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
        проверяемые безударные гласные в корне слова;
        парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
        непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
        знаки препинания (.? !) в концe предложения;
-безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.
У обучающегося будет возможность научиться:
- находить орфограммы в указанных учителем словах;
- использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;
- применять правила правописания:
        написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, Ч, Щ (в положении под ударением и без ударения);
·         отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
        перенос слов;
        прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
        проверяемые безударные гласные в корне слова;
        парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
        непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
        знаки препинания (.? !) в концe предложения;
-безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
ü  Для учащихся:  Русский язык, II класс;  Полякова А.В. – М.: «Просвещение», 2005 – 1 часть, 2 часть
ü  Для учителя: Полякова А.В.  Методический комментарий к учебнику Русский язык  - Федеральный научно – методический центр им Л.В. Занкова,   Москва 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий