Урок-исследование математики в 4 классе (по программе Л.В. Занкова)
Тема: Положительные и отрицательные числа.
Цели урока:
- повторить названия компонентов и зависимость компонентов и результатов деления,
- повторить целые, натуральные и дробные числа,
- исследовать отрицательные и положительные числа,
- развивать вычислительные навыки,
- воспитывать самостоятельность и умение дружно работать в коллективе.
Ход урока.
1. Устный счет
Индивидуально-коллективная работа:
- Назовите компоненты деления.
- Как найти каждый из компонентов?
- Определите недостающий компонент или результат деления.
Ответы ученики показывают карточками-веером.
Наборное полотно
Делимое | Делитель | Частное |
45 | 15 | ? |
91 | 13 | ? |
160 | ? | 20 |
240 | ? | 60 |
70 | ? | 14 |
108 | 12 | ? |
Оценивается наиболее активный ученик.
Индивидуальное задание на время устного счета ученик выполняет на доске:
- Вычисли. Сделай вывод о зависимости между делителем и частным
224:56
224:28
224:14
224:7
2. Проверка индивидуального задания, выполненного на доске.
Вывод: Если делимое остается неизменным, а делитель уменьшается в несколько раз, частное увеличивается во столько же раз.
3. Введение в тему
- Как можно назвать числа, которые мы сейчас использовали на уроках? (Натуральные)
- Какие числа вы еще знаете? (Целые, дробные)
- Но есть много величин, для измерения и обозначения которых, нам известных чисел будет недостаточно.
- Правильно ли будет сказать, что температура воздуха в нашем классе 18? Как сказали бы вы? (18 тепла, +18 градусов,18 выше 0)
4. Практическая работа
У каждого ученика модели термометра с передвижной шкалой.
Дети работают в парах, после каждого задания проверяют товарища по парте, при необходимости помогают исправить ошибку.
Задание: поставить шкалу термометра: +18, на 7 больше, +5, на 5 меньше
5. Положительные и отрицательные числа
- Какое число показывает ваш термометр? (Ноль)
- Существуют ли показания термометра меньше 0? (Да: -1,-2,-3…)
- Но ведь чисел в натуральном ряде чисел меньше одного нет! (Значит эти числа нельзя назвать натуральными)
- Как бы вы назвали такие числа, которые меньше нуля, записываются со знаком «минус», обозначают температуру воздуха при морозе? Можно посовещаться с ребятами своего ряда.
Ученики подходят к одному столу на своем ряду, обмениваются мнениями. Будут и ошибочные предположения, но скорее всего найдется хотя бы один человек, который сможет предположить, что это «отрицательные» числа. Услышав знакомое слово, скорее всего, ребята с ним согласятся.
- Как назовем такие числа? (Отрицательные)
Открывается доска с записью темы: «Положительные и отрицательные числа»
- Если числа меньше нуля называются отрицательными, как назовем числа больше нуля? (Положительные)
Обобщение: Числа больше нуля называются положительными. Числа меньше нуля называются отрицательными. Записываются знаками « + » и « - ».
6. Закрепление
Фронтальная беседа: каким числом (положительным или отрицательным) выразите следующие величины:
- температура выше нуля,
- глубина ниже уровня океана,
- высота постройки,
- подъем самолета,
- погружение подводной лодки,
- глубина шахты.
7. Запись положительных и отрицательных чисел.
Весь класс работает в тетрадях, один ученик у доски с обратной стороны.
- Самая высокая точка земного шара – гора Джомолунгма: выше уровня океана на 8.848м.
- Самая низкая точка – Марианская впадина – она ниже уровня океана на 11.034м.
- Самая большая из египетских пирамид – пирамида Хеопса, ее высота 146м.
- Зимой температура в Антарктиде достигает 83 градуса мороза.
- Глубина нефтяной скважины достигает 6.580м.
- Тоннель между Европой и островом Британия проложен на глубине 150м.
Ученикам открывается доска для проверки. Работа в тетради проверяется соседом по парте.
Задание ученику у доски: прочитай числа в порядке возрастания (-11.034, -6.580, -150, -83, 146, 8.848)
8. Физкультминутку проводят дежурные.
9. Размещение чисел на координатной прямой. Индивидуально-групповая работа.
У каждого ученика карточки с числами.
- Поднимите вверх и покажите карточки с числами: положительными, отрицательными, дробными, целыми.
Каждому ряду дается координатная прямая (наборное полотно). Каждый ученик расставляет на координатной прямой свое число.
1ряд: -8; -6.1/2; -3; 2; 4.1/3;7
2ряд: -7; -5.1/4; -2; 1.1/2; 3; 4; 6.2/3
3ряд: -7; -5.2/3;-3; 2.2/4; 5; 8
10. Сравнение чисел.
- С опорой на координатные прямые составьте неравенства: с положительными числами, с отрицательными, с нулем.
11. Физкультминутку проводят дежурные.
12. Условие задачи. Чертеж выполнен на макете с прозрачными карманами.
- Составьте условие задачи по чертежу.
59км/ч ? км/ч
______7ч._______!_______________
861км
Примерный текст задачи: Из двух городов, расстояние между которыми 861км., навстречу друг другу вышли два автомобиля и встретились через 7часов. Скорость одной машины 59км/ч. Определите скорость другой.
- Что обозначают числа 59? 7? Какую величину можно узнать, зная скорость и время? Как определить скорость?
- Понятна ли задача?
13. Решение задачи
Задача решается:
- учеником у доски с обратной стороны выражением (861-59*7)/7=64(км/ч.);
- учеником у доски с обратной стороны уравнением (59*7+Х*7=861);
- в тетрадях решают любым способом, по выбору.
Задача проверяется:
- решение по действиям устно;
- решение на доске проверяется всеми ребятами.
14. Решение задачи устно
- Из предыдущей задачи мы знаем, что машины были в пути 7часов. Хватит ли им 45л. бензина, если:
1вариант:
машина расходует по 6л. бензина в час
ответ: Хватит. Останется еще 3л.
2вариант:
машина расходует по 7л. в час
ответ: Не хватит 4л.
- Ответ какого варианта мы могли бы выразить отрицательным числом? (2варианта, -4)
15. Решение выражений. Индивидуальное задание каждому: решить выражение в своей карточке:
1ряд
426*185
78810*6
472860-453303
19557/53
369*74
27306+2588
29894-7642
2ряд
516*28
14448/42
344*256
88064/64
1376+9302
10678+5411
16089-4352
3ряд
14538+26381
40919-34671
6248/22
284*186
52824/62
852/6
16. Групповая работа: каждому ряду составить из карточек выражение в несколько действий, решить:
1ряд: (426*185*6-453306)/53*74+2588-7642
2ряд: 516*28/42*256/64+9427+5411-4352
3ряд: (14538+26381-34671)/22*186/62*6
Работа проверяется по результату выражения.
17. Подведение итогов
- Как называются числа, которые использовали в выражениях? (Натуральные)
- Какие еще бывают? (Целые и дробные. Положительные и отрицательные)
- Какие величины можно обозначить отрицательными числами? (Глубины, морозы, долг)
Комментариев нет:
Отправить комментарий