среда, 18 января 2012 г.

Доклад "Воспитываем внимание в союзе с психологией"









МОУ Луховицкая средняя школа №2

с углубленным изучением предметов






ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ





СООБЩЕНИЕ


учителя начальных классов


Горбатенковой Л.И.


ТЕМА: «Воспитываем внимание в союзе с психологией.»







 

г. Луховицы










 

Сущность внимания в направленности  и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие.
           Это взаимодействие происходит на основе установленного И.П. Павловым закона индукции  нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил  внимание  на каком- либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались замороженными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета. Так  как  то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление, что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обуславливается  переключение внимания с одного предмета на другой.
          Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным. Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захватывающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное,  устойчивое  внимание – ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным.  Непроизвольное  внимание возникает, во - первых, вследствие внешних причин – особенностей действующих на нас раздражителей и. во – вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности.
          Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно,  но обязательно для него как для ученика.  На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого  внимания  к  укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания.
           Учителю необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, особенно младших. Им бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении. Распределить внимание  ребенку трудно. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы, а иногда может и нагрубить.
          Воспитание произвольного внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она непривычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Только в этом случае будет воспитана привычка  быть  внимательным.









          Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев  психологический характер, невозможно эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге , повышение школьной успеваемости.
           Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями  школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной  какой – либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители.  Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличие каких – либо личных проблем.  Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально – типологическими особенностями школьника, в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может так же приводить к невнимательности.
           В основе таких разных школьных трудностей учащихся,  как  плохая память,  неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач,  может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность мыслительной операции анализа и внимания.
          Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условие для развития у детей внимания,  стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта.  Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля,  снижается тревожность и создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного процесса образования.


Использованная литература:
         Венгера Л. А.,    Холмовской В.В.     Диагностика умственного развития  школьников.   М. 2002.
         Зак А. С.   Интеллектуальные игры для детей 6 – 10 лет.   М. 1998.
         Локалова Н. П.  Виды анализа учебного материала и психологические трудности  при их несформированности.  Начальная школа  2001 № 5.
         Серикова О. С.  Использование особенностей образного мышления. Начальная школа  2007  № 8.

Комментариев нет:

Отправить комментарий