четверг, 25 июня 2015 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс. Школа России.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.,2012
            Рабочая программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения и критериям оценивания; «Содержание учебного предмета», «Календарно-тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, «Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности». В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, дается общая характеристика предмета, его место в учебном плане. Особое внимание уделяется целям и задачам изучения предмета, его вклада в решение основных педагогических задач в системе начального общего образования , а также раскрытию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы по изобразительному искусству по окончании 2 класса и критериям оценивания предметных результатов по предмету. Раздел «Содержание курса» включает перечень изучаемого содержания во 2 классе. В разделе «Календарно-тематическое планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой основных видов деятельности обучающихся. Раздел «Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности» включает учебно-методическую литературу для учителя и обучающихся, список технических средств, необходимых для учебного процесса, информационные ресурсы  Интернета.
Цель данного предмета: овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи предмета:
·        Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному    искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
·        Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
·        Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества.
·        Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
·        Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.
Общая характеристика предмета :
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место предмета в учебном плане
            На изучение предмета «Изобразительное искусство»  во 2 классе начальной школы отводится  1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса изобразительного искусства во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут сформированы:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  •  эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • эстетические потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умения обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Познавательные УУД
·       овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметные универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся научатся:
  • различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знать основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимать образной природы искусства;
  • уметь эстетически ценить явления природы, событий окружающего мира;
  • применять художественные умений, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоению названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способности использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • способности передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоению умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладению  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображению в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умению узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способности эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умению  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражению в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.
Содержание предмета
Чем и как работают художники (8часов) Гуашь. Цветочная поляна. Добавление белой и черной краски. Природная стихия. Работа восковыми мелками и акварелью. «Букет осени». Акварель. Осень. Работа восковыми мелками и акварелью. «Золотая рыбка». Декоративное рисование. Рябина.  Графические материалы. Волшебный цветок Пластилин. Древний мир.
Мы изображаем, украшаем, строим. (8 часов) Изображение и реальность. Птицы родного края Изображение и фантазия. Сказочная птица (карандаш) Изображение и фантазия. Сказочная птица (краски) Украшение и реальность. Паутинка Украшение и фантазия. Кружева. Постройка и реальность. Мой дом. Постройка и фантазия. Городок-коробок.(набросок) Постройка и фантазия. Городок-коробок. (краски)
О чем говорит искусство? (9часов) Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Образ человека и его характер. Женский образ. (в карандаше) Образ человека и его характер (в цвете). Образ человека и его характер. (в объеме, мужской образ) Выражение характера человека через украшение. Рисование корабля с парусом. Декор паруса. Космическое путешествие.
Как говорит искусство (9часов)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо-коврик. Автопортрет. Пятно как средство выражения. Силуэт. Линия как средство выражения. Мыльные пузыри. Цвет, ритм, композиция. Весна. Весна, шум птиц. Урок- путешествие с Бабой –Ягой.
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования. В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
o   Активность участия.
o   Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
o   Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
o   Самостоятельность.
o   Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
o   Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
o   Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
o   Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по изобразительному искусству следующие: 
Оценка "5" 
o   учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
o   правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
o   верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
o   умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;
o   работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, или практическую направленность для современного общества.
Оценка "4" 
o   учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
o   гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
o   умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное;
o   работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.
Оценка "3"
o   учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
o   допускает неточность в изложении изученного материала,
o   работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.
Оценка "2" 
o   учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
o   не справляется с поставленной целью урока, работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.



календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс

№ урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохождения темы

Чем и как работают художники?
 (8часов, 1 час в неделю)



1.      
 Гуашь. «Цветочная поляна».        
Рассматривание репродукций картин, беседа «Как художник и поэт чувствуют красоту».
Работа гуашью в тетради, изображение цветов.
Смешение гуашевых красок.
а
б
в
а
б
в
2.      
Добавление белой и чёрной краски. «Природная стихия».
Рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ.
Работа гуашью:
1) изображение солнечного дня;
2) изображение бури, грозы.
а
б
в
а
б
в
3.      
Работа восковыми мелками и акварелью. «Букет осени».
Рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ.
Работа восковыми мелками и акварелью в альбоме.
а
б
в
а
б
в
4.      
Акварель. Осень.
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.
Работа гуашью. Изображение осеннего города
а
б
в
а
б
в
5.      
Работа восковыми мелками и акварелью. «Золотая рыбка».
Работа восковыми мелками на наждачной бумаге (изображение сказочной рыбки). Участие в беседе, обсуждение работ
а
б
в
а
б
в
6.      
Декоративное рисование. Рябина.
Участие в беседе, обсуждение работ. Работа с природным материалом.
а
б
в
а
б
в
7.      
 Графические материалы. Волшебный цветок
Участие в беседе, обсуждение работ.
Работа карандашом, акварелью, мелками, неожиданными материалами.
а
б
в
а
б
в
8.      
Пластилин. Древний мир.
Участие в беседе, обсуждение работ, практикум.
Работа с пластилином и стеками. Лепка пингвина.
а
б
в
а
б
в

Мы изображаем, украшаем, строим.
 (8 часов, 1 час в неделю)



9.      
Изображение и реальность. Птицы родного края
 Участие в беседе, рассматривание иллюстраций
с морозных рисунков на окнах.
а
б
в
а
б
в
10.   
Изображение и фантазия. Сказочная птица (карандаш)
Участие в беседе, рассматривание иллюстраций, изделий художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, обсуждение работ. Индивидуальная работа – гуашь, раскрашивание шаблона.
а
б
в
а
б
в
11.   
Изображение и фантазия. Сказочная птица (краски)
Участие в беседе, обсуждение работ, рассматривание репрдукций с изображением птиц. Изображение по наблюдениям.
а
б
в
а
б
в
12.   
Украшение и реальность. Паутинка
 Участие в беседе, рассматривание иллюстраций
Со снежинками и паутинками.
а
б
в
а
б
в
13.   
Украшение и фантазия. Кружева.
Участие в беседе, рассматривание елочных игрушек, сравнение, анализ, обсужд. работ.
Индивидуальная работа – работа с бумагой, картоном, клеем и текстилем.
а
б
в
а
б
в
14.   
Постройка и реальность. Мой дом.
Участие в беседе, рассматривание иллюстраций
с морозных рисунков на окнах. Изображение по наблюдениям.
а
б
в
а
б
в
15.   
Постройка и фантазия. Городок-коробок.(набросок)
Участие в беседе, обсуждение работ.
Групповая работа – конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, создание сказочного города
а
б
в
а
б
в
16.   
Постройка и фантазия. Городок-коробок. (краски)
Обсуждение природных форм и архитектурных построек.
Использование приемов работ с бумагой. Осваивание разнообразных  конструкций. Изготовление макетов фантастических зданий, фантастического города.
а
б
в
а
б
в

О чем говорит искусство?
(9часов, 1 час в неделю.)



17.   
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью, клеем. Изображение моря с передачей настроения природы
а
б
в
а
б
в
18.   
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ.
Работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами.
а
б
в
а
б
в
19.   
Образ человека и его характер. Женский образ. (в карандаше)
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ.
Работапростым карандашом, гуашью и цветными фломастерами.
а
б
в
а
б
в
20.   
Образ человека и его характер (в цвете)
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ.
Работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами.
а
б
в
а
б
в
21.   
Образ человека и его характер. (в объеме, мужской образ)
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Работа  гуашью в альбоме.
а
б
в
а
б
в
22.   
Выражение характера человека через украшение
Участие в беседе, рассматривание репродукций, обсуждение работ. Работа  гуашью, акварелью в альбоме.
а
б
в
а
б
в
23.   
Рисование корабля с парусом
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.
Индивидуальная работа –  морской бой «Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям флотов.
а
б
в
а
б
в
24.   
Декор паруса
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.
Индивидуальная работа (в альбоме) – работа с гуашью и черной бумагой. Изображение силуэтных композиций.
а
б
в
а
б
в
25.   
Космическое путешествие
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсуждение работ.
Работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами.
а
б
в
а
б
в

Как говорит искусство?
 (9 часов, 1 час в неделю)



26.   
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета
Фронтальнаяработа – беседа, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – изображение весны.
а
б
в
а
б
в
27.   
Чудо-коврик
Участие в беседе, рассматривание репродукций статуй известных скульпторов, обсуждение работ.
Выполнить изделие из пластичных материалов.
а
б
в
а
б
в
28.   
Автопортрет
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.
а
б
в
а
б
в
29.   
Пятно как средство выражения
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – выполнение  задания   в  технике  аппликации.
а
б
в
а
б
в
30.   
Силуэт
Участие в беседе, рассматривание иллюстраций, графических картин, обсуждение работ.
Индивидуальная работа (на альбомном листе) – создание фона акварелью, тушью. Изображение силуэтных композиций.
а
б
в
а
б
в
31.   
Линия как средство выражения. Мыльные пузыри.
Участие в беседе, рассматривание репродукций статуй известных скульпторов, обсуждение работ. Выполнение изделия из пластичных материалов.
а
б
в
а
б
в
32.   
Цвет, ритм, композиция. Весна.
Участие в беседе, рассматривание репродукций и полученных работ. Работа  гуашью, акварелью в альбоме.
а
б
в
а
б
в
33.   
Весна, шум птиц.
Участие в беседе, рассматривание репродукций и полученных работ. Работа  гуашью, акварелью в альбоме.
а
б
в
а
б
в
34.   
Урок- путешествие с Бабой –Ягой.
Участие в беседе рассматривание иллюстраций, репродукций картин, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – изображение весны.
а
б
в
а
б
в


Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция:
§   Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство 2 классы — М.: Просвещение, 2012.
Печатная продукция:
§  Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
§  Наглядный материал:
o   Животные дикие и домашние животные
o   Зимующие и перелетные птицы
o   Космос
o   Непобедимая и легендарная
o   Играйте все!
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
§  Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю­щий мир», 2 класс. (диск CD-ROM)
Технические средства обучения:
§  Интерактивная  доска.
§  Магнитная доска доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
§  Аудиопроигрыватель.
§  Ноутбуки.
§  Документ-камера .
§  Мультимедийный проектор.
§  Принтер.
Экранно-звуковые пособия:
§  Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе.
Натуральные объекты:
§  Наборы муляжей овощей и фруктов
§  Трафареты для уроков ИЗО



Комментариев нет:

Отправить комментарий