ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменский Б.М, Неменская Л.А.,
Горячева Н.А., Питерских А.С.,2012
Рабочая программа включает следующие
разделы: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения и
критериям оценивания; «Содержание учебного предмета», «Календарно-тематическое
планирование» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
«Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности». В
«Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы,
дается общая характеристика предмета, его место в учебном плане. Особое
внимание уделяется целям и задачам изучения предмета, его вклада в решение
основных педагогических задач в системе начального общего образования , а также
раскрытию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы по изобразительному искусству по окончании 2 класса и критериям
оценивания предметных результатов по предмету. Раздел «Содержание курса»
включает перечень изучаемого содержания во 2 классе. В разделе
«Календарно-тематическое планирование» представлено тематическое планирование с
перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы,
характеристикой основных видов деятельности обучающихся. Раздел «Описание
материально-технического обеспечения образовательной деятельности» включает
учебно-методическую литературу для учителя и обучающихся, список технических
средств, необходимых для учебного процесса, информационные ресурсы Интернета.
Цель данного предмета: овладение элементарной художественной грамотой;
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи предмета:
·
Воспитание эстетических
чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле.
·
Развитие воображения,
желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к
восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в
художественной деятельности.
·
Освоение первоначальных
знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных,
архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества.
·
Совершенствование
эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
·
Развитие способности
видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.
Общая характеристика предмета :
Тематическая
цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает
сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок
выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок
выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют
творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы
(гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина,
различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки,
ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж,
монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие
произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие
чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом
деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Систематическое
освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную
летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу,
поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной
культуры своего народа.
Периодическая
организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои
работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут
быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Место предмета в
учебном плане
На изучение
предмета «Изобразительное искусство» во
2 классе начальной школы отводится 1 час
в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Планируемые
результаты освоения курса изобразительного искусства во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут
сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего
народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других
народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в
жизни общества и каждого отдельного человека;
- эстетические
чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- эстетические потребности — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- навыков коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умения сотрудничать с товарищами в процессе
совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умения обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные
универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
Познавательные
УУД
· овладение умением творческого видения с позиций
художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- использование средств информационных технологий для
решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов
отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные
УУД
- овладение умением вести диалог, распределять функции и
роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Предметные
универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся научатся:
- различать виды художественной деятельности:
изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знать основных видов и жанров
пространственно-визуальных искусств;
- понимать образной природы искусства;
- уметь эстетически ценить явления природы, событий
окружающего мира;
- применять художественные умений, знания и представления
в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способности узнавать, воспринимать, описывать и
эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
- умению обсуждать и анализировать произведения
искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных
средствах;
- усвоению названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
- умению видеть проявления визуально-пространственных
искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способности использовать в художественно-творческой
деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
- способности передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме
задуманный художественный образ;
- освоению умений применять в художественно—творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладению навыками моделирования из бумаги,
лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умению характеризовать и эстетически оценивать
разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умению рассуждать о многообразии
представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых
разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
- изображению в творческих работах особенностей
художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умению узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способности эстетически, эмоционально воспринимать
красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей
истории;
- умению объяснять значение памятников
и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражению в изобразительной деятельности своего
отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умению приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту
внутреннего мира человека.
Содержание
предмета
Чем и как работают художники (8часов) Гуашь. Цветочная поляна. Добавление белой и черной краски.
Природная стихия. Работа восковыми мелками и акварелью. «Букет осени». Акварель. Осень. Работа
восковыми мелками и акварелью. «Золотая рыбка». Декоративное
рисование. Рябина.
Графические материалы. Волшебный цветок Пластилин. Древний мир.
Мы изображаем, украшаем, строим. (8
часов)
Изображение и реальность. Птицы
родного края
Изображение и фантазия. Сказочная
птица (карандаш)
Изображение и фантазия. Сказочная
птица (краски)
Украшение и реальность. Паутинка Украшение и фантазия. Кружева. Постройка
и реальность. Мой дом.
Постройка и фантазия.
Городок-коробок.(набросок) Постройка
и фантазия. Городок-коробок. (краски)
О чем говорит искусство? (9часов) Выражение отношения к окружающему миру через изображение
природы. Море.
Выражение отношения к окружающему
миру через изображение животных. Образ
человека и его характер. Женский образ. (в карандаше) Образ человека и его характер (в цвете). Образ человека и его характер. (в объеме, мужской образ) Выражение характера человека через украшение. Рисование корабля с парусом. Декор
паруса.
Космическое путешествие.
Как
говорит искусство (9часов)
Цвет как средство выражения. Теплые
и холодные цвета. Чудо-коврик. Автопортрет. Пятно как средство выражения. Силуэт. Линия как средство выражения. Мыльные пузыри. Цвет, ритм, композиция. Весна. Весна,
шум птиц.
Урок- путешествие с Бабой –Ягой.
Система
оценки достижений планируемых результатов
Система
оценки достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой
один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования и направлена
на обеспечение качества образования. В соответствии со Стандартом, основным
объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования.
Критерии оценки устных индивидуальных
и фронтальных ответов:
o Активность участия.
o Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
o Искренность ответов, их развернутость, образность,
аргументированность.
o Самостоятельность.
o Оригинальность суждений.
Критерии
и система оценки творческой работы:
o Как решена композиция: правильное решение композиции,
предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
o Владение техникой: как ученик пользуется художественными
материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении
задания.
o Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие
оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии
оценивания детских работ по изобразительному искусству следующие:
Оценка "5"
o
учащийся полностью справляется
с поставленной целью урока;
o
правильно излагает изученный
материал и умеет применить полученные знания на практике;
o
верно решает композицию рисунка,
т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
o
умеет подметить и передать в
изображении наиболее характерное;
o
работа выполнена в соответствии
вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема,
сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, или практическую
направленность для современного общества.
Оценка "4"
o
учащийся полностью овладел
программным материалом, но при изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
o
гармонично согласовывает между собой
все компоненты изображения;
o
умеет подметить, но не совсем точно
передаёт в изображении наиболее
характерное;
характерное;
o
работа выполнена в соответствии
вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако,
выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое
и, – или практическое значение выполненной работы.
Оценка "3"
o
учащийся слабо справляется с
поставленной целью урока;
o
допускает неточность в изложении
изученного материала,
o
работа выполнена в соответствии
вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,
выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое
и, – или практическое значение.
Оценка "2"
o
учащийся допускает грубые ошибки в
ответе;
o
не справляется с поставленной целью
урока, работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
календарно-тематическое планирование по
изобразительному искусству, 2 класс
№ урока
|
Наименование разделов и тем
|
Характеристика основных
видов
деятельности
|
Плановые сроки прохождения
темы
|
Фактические сроки
прохождения темы
|
||||||
Чем и как работают художники?
(8часов,
1 час в неделю)
|
||||||||||
1.
|
Гуашь. «Цветочная поляна».
|
Рассматривание репродукций картин, беседа «Как
художник и поэт чувствуют красоту».
Работа гуашью в тетради, изображение цветов.
Смешение гуашевых красок.
|
|
|
||||||
2.
|
Добавление белой и чёрной
краски. «Природная стихия».
|
Рассматривание репродукций картин, беседа,
обсуждение работ.
Работа гуашью:
1) изображение солнечного дня;
2) изображение бури, грозы.
|
|
|
||||||
3.
|
Работа восковыми
мелками и акварелью. «Букет осени».
|
Рассматривание репродукций картин, беседа,
обсуждение работ.
Работа восковыми мелками и акварелью в альбоме.
|
|
|
||||||
4.
|
Акварель. Осень.
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.
Работа гуашью. Изображение осеннего города
|
|
|
||||||
5.
|
Работа восковыми
мелками и акварелью. «Золотая рыбка».
|
Работа восковыми мелками на наждачной бумаге
(изображение сказочной рыбки). Участие
в беседе, обсуждение работ
|
|
|
||||||
6.
|
Декоративное рисование.
Рябина.
|
Участие в беседе, обсуждение работ. Работа с природным материалом.
|
|
|
||||||
7.
|
Графические материалы. Волшебный цветок
|
Участие в беседе, обсуждение работ.
Работа карандашом, акварелью, мелками,
неожиданными материалами.
|
|
|
||||||
8.
|
Пластилин. Древний
мир.
|
Участие в беседе, обсуждение работ, практикум.
Работа с пластилином и стеками. Лепка
пингвина.
|
|
|
||||||
Мы изображаем, украшаем, строим.
(8 часов,
1 час в неделю)
|
||||||||||
9.
|
Изображение и
реальность. Птицы родного края
|
Участие
в беседе, рассматривание иллюстраций
с морозных рисунков на окнах.
|
|
|
||||||
10.
|
Изображение и
фантазия. Сказочная птица (карандаш)
|
Участие в беседе, рассматривание иллюстраций, изделий
художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, обсуждение работ. Индивидуальная работа – гуашь,
раскрашивание шаблона.
|
|
|
||||||
11.
|
Изображение и
фантазия. Сказочная птица (краски)
|
Участие в беседе, обсуждение работ, рассматривание репрдукций
с изображением птиц. Изображение по наблюдениям.
|
|
|
||||||
12.
|
Украшение и
реальность. Паутинка
|
Участие
в беседе, рассматривание иллюстраций
Со снежинками и паутинками.
|
|
|
||||||
13.
|
Украшение и
фантазия. Кружева.
|
Участие в беседе, рассматривание елочных игрушек, сравнение,
анализ, обсужд. работ.
Индивидуальная
работа – работа с
бумагой, картоном, клеем и текстилем.
|
|
|
||||||
14.
|
Постройка и
реальность. Мой дом.
|
Участие в беседе, рассматривание иллюстраций
с морозных рисунков на окнах. Изображение по наблюдениям.
|
|
|
||||||
15.
|
Постройка и
фантазия. Городок-коробок.(набросок)
|
Участие в беседе, обсуждение работ.
Групповая работа – конструирование из готовых форм,
работа с цветной бумагой, пластилином, создание сказочного города
|
|
|
||||||
16.
|
Постройка и
фантазия. Городок-коробок. (краски)
|
Обсуждение природных форм и архитектурных
построек.
Использование приемов работ с бумагой.
Осваивание разнообразных конструкций.
Изготовление макетов фантастических зданий, фантастического города.
|
|
|
||||||
О чем говорит искусство?
(9часов, 1 час в неделю.)
|
||||||||||
17.
|
Выражение отношения
к окружающему миру через изображение природы. Море.
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ. Индивидуальная
работа – работа гуашью, акварелью, клеем. Изображение моря с
передачей настроения природы
|
|
|
||||||
18.
|
Выражение отношения
к окружающему миру через изображение животных.
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин,
сравнение, анализ, обсужд. работ.
Работа простым карандашом, гуашью и цветными
фломастерами.
|
|
|
||||||
19.
|
Образ человека и его
характер. Женский образ. (в карандаше)
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин,
сравнение, анализ, обсужд. работ.
Работапростым карандашом, гуашью и цветными
фломастерами.
|
|
|
||||||
20.
|
Образ человека и его
характер (в цвете)
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин,
сравнение, анализ, обсужд. работ.
Работа простым карандашом, гуашью и цветными
фломастерами.
|
|
|
||||||
21.
|
Образ человека и его
характер. (в объеме, мужской образ)
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ. Работа гуашью в альбоме.
|
|
|
||||||
22.
|
Выражение характера
человека через украшение
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций, обсуждение
работ. Работа гуашью, акварелью в альбоме.
|
|
|
||||||
23.
|
Рисование корабля с
парусом
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций
картин известных художников, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – морской бой
«Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям
флотов.
|
|
|
||||||
24.
|
Декор паруса
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций
картин известных художников, обсуждение работ.
Индивидуальная работа (в альбоме) – работа с
гуашью и черной бумагой. Изображение силуэтных композиций.
|
|
|
||||||
25.
|
Космическое
путешествие
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций картин,
сравнение, анализ, обсуждение работ.
Работа простым карандашом, гуашью и цветными
фломастерами.
|
|
|
||||||
Как говорит искусство?
(9 часов,
1 час в неделю)
|
||||||||||
26.
|
Цвет как средство
выражения. Теплые и холодные цвета
|
Фронтальнаяработа – беседа, рассматривание
иллюстраций, репродукций картин, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – изображение весны.
|
|
|
||||||
27.
|
Чудо-коврик
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций
статуй известных скульпторов, обсуждение работ.
Выполнить изделие из пластичных материалов.
|
|
|
||||||
28.
|
Автопортрет
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций
картин известных художников, обсуждение работ.
|
|
|
||||||
29.
|
Пятно как средство
выражения
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций
картин известных художников, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – выполнение
задания в технике аппликации.
|
|
|
||||||
30.
|
Силуэт
|
Участие в беседе, рассматривание иллюстраций,
графических картин, обсуждение работ.
Индивидуальная работа (на альбомном листе) –
создание фона акварелью, тушью. Изображение силуэтных композиций.
|
|
|
||||||
31.
|
Линия как средство
выражения. Мыльные пузыри.
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций
статуй известных скульпторов, обсуждение работ. Выполнение изделия из
пластичных материалов.
|
|
|
||||||
32.
|
Цвет, ритм,
композиция. Весна.
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций и
полученных работ. Работа гуашью, акварелью в альбоме.
|
|
|
||||||
33.
|
Весна, шум птиц.
|
Участие в беседе, рассматривание репродукций и
полученных работ. Работа гуашью, акварелью в альбоме.
|
|
|
||||||
34.
|
Урок- путешествие с
Бабой –Ягой.
|
Участие в беседе рассматривание иллюстраций,
репродукций картин, обсуждение работ.
Индивидуальная работа – изображение весны.
|
|
|
Материально-техническое
обеспечение
Книгопечатная продукция:
§ Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С. Изобразительное
искусство 2 классы — М.: Просвещение,
2012.
Печатная продукция:
§ Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
§ Наглядный
материал:
o Животные дикие и домашние животные
o Зимующие и перелетные птицы
o Космос
o Непобедимая и легендарная
o Играйте все!
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства:
§ Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий
мир», 2 класс. (диск CD-ROM)
Технические средства
обучения:
§ Интерактивная
доска.
§ Магнитная доска доска с набором приспособлений
для крепления карт и таблиц.
§ Аудиопроигрыватель.
§ Ноутбуки.
§ Документ-камера .
§ Мультимедийный проектор.
§ Принтер.
Экранно-звуковые
пособия:
§ Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в
школе.
Натуральные объекты:
§ Наборы муляжей овощей и
фруктов
§ Трафареты для уроков ИЗО
Комментариев нет:
Отправить комментарий