четверг, 25 июня 2015 г.

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Школа России. (1/4)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» для 2 класса, Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях  2013г.
            Рабочая программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения и критериям оценивания; «Содержание учебного предмета», «Календарно-тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, «Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности». В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, дается общая характеристика предмета, его места в учебном плане. Особое внимание уделяется целям и задачам изучения предмета, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования начального общего образования, а также раскрытию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы по литературному чтению по окончании 2 класса и критериям оценивания предметных результатов по предмету. Раздел «Содержание курса» включает перечень изучаемого содержания во 2 классе. В разделе «Календарно-тематическое планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой основных видов деятельности обучающихся. Раздел «Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности» включает учебно-методическую литературу для учителя и обучающихся, список технических средств, необходимых для учебного процесса, информационные ресурсы  Интернета.
Цель данного предмета:  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности ; формирование читательского кругозора.
Основные задачи предмета:
·       развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·       воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
·       обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
·       формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
·       развитие поэтический слуха детей, накапливание эстетического опыта слушания произведений изящной словесности, воспитание художественного вкуса;
·       формирование потребности в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
·       обогащение опыта эстетического восприятия: 
формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира; 
·       развитие умения выразить свои впечатления: развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений;
·       активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: 
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), 
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), 
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка ).
Общая характеристика предмета:
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы. Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстеическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место предмета в учебном плане
            На изучение предмета «Литературное чтение» во 2 классе начальной школы отводится  4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов в год.


Планируемые результаты освоения курса литературного чтения во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
·       на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
·       с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       понимать, что отношение к Родине начинается с отно- шений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
·       с гордостью и уважением относиться к творчеству пи- сателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
·       самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
·       создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
·       сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
·       формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
·       понимать учебную задачу урока;
·       читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
·       коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
·       коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
·       контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
·       оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
·       оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
·       выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
·       фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
·       анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
·       осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
·       читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
·       составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
·       выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
·       оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
·       определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
·       фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
·       анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оце- ночных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
·       фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
·       предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
·       осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
·       пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
·       отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
·       понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
·       сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
·       сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
·       создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
·       понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
·       проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсце- нировании и выполнении проектных заданий;
·       соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
·       определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
·       понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
·       анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
·       сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
·       находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
·       самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
·       понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
·       проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
·       предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
·       определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
·       создавать высказывание (или доказательство своей то ки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
·       сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
·       находить сходства и различия;
·       соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
 Обучающиеся научатся:
·       вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
·       создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
·       оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
·       прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоми- нать их, приводить свои;
·       не конфликтовать, использовать вежливые слова;
·       в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
·       употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
·       находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
·       оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
·       принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
·       определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
·       оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
·       оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
·       находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
·       готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. Учащиеся получат возможность научиться:
·       высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять ак- тивность и стремление высказываться, задавать вопросы;
·       понимать цель своего высказывания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
·       участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
·       создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
·       проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
·       объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
·       отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
·       опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
·       руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
·       объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;
·       приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
·       находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопе- дии для детей, через Интернет, периодику (детские жур- налы и газеты);
·       готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;
·       использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
·       озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
 Предметные универсальные учебные действия
Виды речевой и читательской деятельности
 Обучающиеся научатся:
·       понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
·       читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
·       при чтении отражать настроение автора;
·       ориентироваться в учебной книге, её элементах;
·       находить сходные элементы в книге художественной;
·       просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
·       осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
·       распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
·       соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);
·       определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
·       понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
·       рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
·       пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
·       осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;
·       соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
·       понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
·       задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
·       делить текст на части;
·       озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
·       осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
·       находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
·       пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
·       составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
·       пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
·       составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
·       творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
 Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
·       различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
·       находить различия между научнпознавательным и художественным текстом;
·       приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
·       составлять таблицу различий;
·       использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
·       определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
·       находить в произведении средства художественной выразительности;
·       понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий