ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования,
авторской программы «Литературное чтение» для 2 класса, Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,
Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. 2 кл. в
2-х частях 2013г.
Рабочая программа включает следующие
разделы: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения и
критериям оценивания; «Содержание учебного предмета», «Календарно-тематическое
планирование» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
«Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности». В
«Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы,
дается общая характеристика предмета, его места в учебном плане. Особое
внимание уделяется целям и задачам изучения предмета, его вклада в решение
основных педагогических задач в системе основного общего образования начального
общего образования, а также раскрытию личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы по литературному чтению по окончании 2 класса и
критериям оценивания предметных результатов по предмету. Раздел «Содержание
курса» включает перечень изучаемого содержания во 2 классе. В разделе
«Календарно-тематическое планирование» представлено тематическое планирование с
перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы,
характеристикой основных видов деятельности обучающихся. Раздел «Описание
материально-технического обеспечения образовательной деятельности» включает
учебно-методическую литературу для учителя и обучающихся, список технических
средств, необходимых для учебного процесса, информационные ресурсы Интернета.
Цель данного
предмета: овладение осознанным,
правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности ; формирование читательского кругозора.
Основные задачи предмета:
·
развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству
слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·
воспитание эстетического отношения к искусству
слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы;
·
обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России;
·
формирование умения
воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать
творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
·
развитие поэтический
слуха детей, накапливание эстетического опыта слушания произведений изящной
словесности, воспитание художественного вкуса;
·
формирование потребности
в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству,
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
·
обогащение
опыта эстетического восприятия:
формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира;
формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира;
·
развитие
умения выразить свои впечатления: развитие
воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений;
·
активизация
способности полноценно воспринимать художественное произведение:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка ).
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка ).
Общая характеристика предмета:
Успешность
изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы. Литературное чтение — один из основных предметов в
обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстеическому
воспитанию.
Успешность
изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим
предметам начальной школы.
Литературное
чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении
задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство
учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на
чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся
на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим
аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать
её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В
процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное
мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными
видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках
литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель
обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс
литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и
окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства.
Место предмета в учебном плане
На изучение
предмета «Литературное чтение» во 2 классе
начальной школы отводится 4 часа в неделю.
Курс рассчитан на 136 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса литературного
чтения во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся
научатся:
·
на
основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений
в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
·
с
гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
понимать,
что отношение к Родине начинается с отно- шений к семье, находить подтверждение
этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
·
с
гордостью и уважением относиться к творчеству пи- сателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих
рассказах восхищение и уважение к ним;
·
самостоятельно
находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
·
создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
·
сопоставлять
цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его
изучения;
·
формулировать
вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
·
понимать
учебную задачу урока;
·
читать
в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
·
коллективно
составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
·
коллективно
составлять план для пересказа литературного произведения;
·
контролировать
выполнение действий в соответствии с планом;
·
оценивать
результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
·
оценивать
результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
·
выделять
из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
·
фиксировать
по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать
позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению
результата в ходе выполнения учебных задач;
·
анализировать
причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в
устной форме по собственному желанию;
·
осознавать
смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в
случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
формулировать
учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей;
·
читать
в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
·
составлять
план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
·
выбирать
вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно
с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
·
оценивать
свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и
пр.);
·
определять
границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже
знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
·
фиксировать
по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
·
анализировать
причины успеха/неуспеха с помощью оце- ночных шкал и знаковой системы («+» и
«−», «?»);
·
фиксировать
причины неудач в устной форме в группе или паре;
·
предлагать
варианты устранения причин неудач на уроке;
·
осознавать
смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в
случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся
научатся:
·
пользоваться
в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в
учебнике для передачи информации;
·
отвечать
на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
·
понимать
переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
·
сравнивать
лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку;
·
сопоставлять
литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой
соответствующего смысла;
·
создавать
небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из
5—6 предложений;
·
понимать
смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
·
проявлять
индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсце- нировании и выполнении проектных заданий;
·
соотносить
пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
·
определять
мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
·
понимать
читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию
в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и
пр.).
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
определять
информацию на основе различных художественных объектов, например литературного
произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы,
схемы и т. д.;
·
анализировать
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять
основную мысль произведения;
·
сравнивать
мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
·
находить
в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих
работах;
·
самостоятельно
определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
·
понимать
смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
·
проявлять
индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших
стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении
проектных заданий;
·
предлагать
вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и
ценностей;
·
определять
основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных
слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения;
·
создавать
высказывание (или доказательство своей то ки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
·
сравнивать
сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
·
находить
сходства и различия;
·
соотносить
литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения,
репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения
репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
·
вступать
в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
·
создавать
связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
·
оформлять
1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
·
прислушиваться
к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи,
аргументы, запоми- нать их, приводить свои;
·
не
конфликтовать, использовать вежливые слова;
·
в
случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
·
употреблять
вежливые формы обращения к участникам диалога;
·
находить
примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых
произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
·
оценивать
поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо,
достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.),
высказывая свою точку зрения;
·
принимать
и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
·
определять
совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
·
оценивать
достижения сверстников по выработанным критериям;
·
оценивать
по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить
аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
·
находить
нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
·
готовить
небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя
ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. Учащиеся получат
возможность научиться:
·
высказывать
свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять ак- тивность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
·
понимать
цель своего высказывания.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
пользоваться
элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
·
участвовать
в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
·
создавать
3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
·
проявлять
терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать
компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
·
объяснять
сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
·
отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
·
опираться
на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
·
руководствоваться
выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего
собственного поведения;
·
объяснять
причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся
ситуации;
·
приводить
примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
·
находить
нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопе- дии для детей, через Интернет, периодику (детские жур-
налы и газеты);
·
готовить
небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в
случае затруднений;
·
использовать
в презентации не только текст, но и изображения (картины художников,
иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
·
озвучивать
презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
универсальные
учебные действия
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
·
понимать
цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под
руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное
чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
·
читать
целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
·
при
чтении отражать настроение автора;
·
ориентироваться
в учебной книге, её элементах;
·
находить
сходные элементы в книге художественной;
·
просматривать
и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации
(справочная литература) по совету взрослых фиксировать свои читательские успехи
в «Рабочей тетради»;
·
осознавать
нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа,
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
·
распределять
загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе
предложенного в учебнике алгоритма;
·
соотносить
заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его
заголовком (почему так называется);
·
определять
характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
читать
вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
·
понимать
смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы,
осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и
впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями;
·
рассуждать
о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
·
пользоваться
элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
·
осуществлять
переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;
·
соотносить
главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
·
понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте;
·
задавать
вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить
эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
·
делить
текст на части;
·
озаглавливать
части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством
учителя план;
·
осознанно
выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
·
находить
книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской,
виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат
книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать
в диалогах и дискуссиях;
·
пользоваться
тематическим каталогом в школьной библиотеке;
·
составлять
краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся
научатся:
·
пересказывать
текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под
руководством учителя;
·
составлять
собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное
отношение к прочитанному.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
сочинять
свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с
жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
·
творчески
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся
научатся:
·
различать
потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную
ценность для русского народа;
·
находить
различия между научнпознавательным и художественным текстом;
·
приводить
факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или
художественному;
·
составлять
таблицу различий;
·
использовать
знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы,
песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой
деятельности.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
понимать
особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
·
определять
героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами;
·
находить
в произведении средства художественной выразительности;
·
понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство
этому в тексте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий