ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на
основе авторской программы по окружающему миру для 2класса, Плешаков
А. А. «Окружающий мир». Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Москва: Издательство
«Просвещение» 2012.
Рабочая программа включает следующие
разделы: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения и
критериям оценивания; «Содержание учебного предмета», «Календарно-тематическое
планирование» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
«Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности». В
«Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы,
дается общая характеристика предмета, его место в учебном плане. Особое
внимание уделяется целям и задачам изучения предмета, его вклада в решение
основных педагогических задач в системе начального общего образования , а также
раскрытию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы по окружающему миру по окончании 2 класса и критериям оценивания
предметных результатов по предмету. Раздел «Содержание курса» включает перечень
изучаемого содержания во 2 классе. В разделе «Календарно-тематическое
планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем курса и
числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой
основных видов деятельности обучающихся. Раздел «Описание
материально-технического обеспечения образовательной деятельности» включает
учебно-методическую литературу для учителя и обучающихся, список технических
средств, необходимых для учебного процесса, информационные ресурсы Интернета.
Цель данного предмета: формирование
целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи предмета:
·
формирование
уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
·
осознание
ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
·
формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
·
формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета :
Отбор содержания
учебного предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих
идей:
1) идея
многообразия мира;
2) идея
целостности мира;
3) идея уважения к
миру.
Многообразие как
форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной
сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и
народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как
условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его
материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная
идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация
осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти
компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и
общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет
включение в программу сведений из области экономики, истории, современной
социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру —
это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на
признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не
только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному
достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики
преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход,
обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных
способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную
среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые
игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного
решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми
различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране
среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся,
которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с
названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые
для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для
начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с
помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность,
включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём,
оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая
осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической
этике.
Место предмета в учебном плане
На изучение
предмета «окружающий мир» во 2 классе
начальной школы отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса русского языка
во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося
будут сформированы:
·
более
глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка;
·
представления
о связях между изучаемыми объектами и яв- лениями действительности (в природе и
обществе);
·
представление
о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов
России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды,
традиционных занятий и праздничных обычаев;
·
овладение
первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений
о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
·
понимание
и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
·
познавательные
мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые
на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
·
представление
о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и
через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
Обучающиеся
получат возможность сформировать:
·
эстетические
чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений
и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России
и разных стран;
·
этические
чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье,
семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
·
способность
к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при
выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
·
установка
на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе
организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
·
бережное
отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между
отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек,
осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и
духовых ценностей.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся
научатся:
·
понимать
и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
·
сохранять
учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
·
выделять
из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
·
планировать
своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия
темы);
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
планировать
последовательность операций на отдельных этапах урока;
·
фиксировать
в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
·
оценивать
правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы
оценивания, предложенные учителем;
·
соотносить
выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
·
контролировать
и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной
деятельности.
Познавательные УУД
Обучающиеся
научатся:
·
понимать
и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях для передачи информации;
·
находить
и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий,
из разных источников;
·
использовать
схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;
·
понимать
содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в
виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
·
анализировать
объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
·
классифицировать
объекты по заданным (главным) критериям;
·
сравнивать
объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
·
осуществлять
синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
·
устанавливать
причинно-следственные связи между явлениями;
·
строить
рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии
с возрастными нормами.
Обучающиеся
получат возможность научиться
·
проявлять
индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
·
моделировать
объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между
отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
·
включаться
в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
·
формулировать
ответы на вопросы;
·
слушать
партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
·
договариваться
и приходить к общему решению при выполнении заданий;
·
высказывать
мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии
с возрастными нормами);
·
поддерживать
в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
·
признавать
свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
·
употреблять
вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел
тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающиеся
получат возможность научиться
·
понимать
и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при
выполнении заданий;
·
строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
·
готовить
небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
·
составлять
небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающиеся
научатся:
·
находить
на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
·
называть
субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут
учащиеся;
·
различать
государственные символы России — флаг, герб, гимн;
·
приводить
примеры народов России;
·
сравнивать
город и село, городской и сельский дома;
·
различать
объекты природы и предметы рукотворного мира;
·
оценивать
отношение людей к окружающему миру;
·
различать
объекты и явления неживой и живой природы;
·
находить
связи в природе, между природой и человеком;
·
проводить
наблюдения и ставить опыты;
·
измерять
температуру воздуха, воды, тела человека;
·
определять
объекты природы с помощью атласа-определителя;
·
сравнивать
объекты природы, делить их на группы;
·
ухаживать
за комнатными растениями и животными живого уголка;
·
находить
нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
·
соблюдать
правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
·
различать
составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
·
прослеживать
производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
·
узнавать
различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
·
различать
виды транспорта;
·
приводить
примеры учреждений культуры и образования;
·
определять
профессии людей по фотографиям и описани-ям, находить взаимосвязи между трудом
людей различных профессий;
·
различать
внешнее и внутреннее строение тела человека;
·
правильно
строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
·
соблюдать
правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
·
различать
основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
·
соблюдать
основные правила противопожарной безопасности;
·
правильно
вести себя при контактах с незнакомцами.
Обучающиеся
получат возможность научиться
·
оценивать
характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
·
приводить
примеры семейных традиций;
·
соблюдать
правила вежливости при общении со взрослы ми и сверстниками, правила
культурного поведения в школе и других общественных местах;
·
различать
стороны горизонта, обозначать их на схеме;
·
ориентироваться
на местности разными способами;
·
различать
формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
·
различать
водные объекты, узнавать их по описанию;
·
читать
карту и план, правильно показывать на настенной карте;
·
находить
и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
·
различать
физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте
мира разные страны.
Содержание
предмета
Где мы живем? (4 часа) Родная страна. Город и село. Проект «Родной город». Природа и рукотворный мир. Контрольно-обобщающий урок «Где мы живём».
Природа (20 часов) Что такое погода. В гости к
осени. (Экскурсия) В гости к осени. Природа осенью. Звёздное небо. Заглянем в
кладовые Земли. Практическая работа «Определение минерала». Про воздух… … И про
воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие
и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения.
Практическая работа «Уход за комнатными растениями» Животные живого уголка. Про
кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга». Контрольно обобщающий урок «Природа».
Жизнь города и села. (10 часов) Что такое экономика. Из чего что сделано. Как
построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Урок-проект «Все
профессии важны» В гости к зиме. Природа зимой. Контрольно-обобщающий урок
«Жизнь города и села». Жизнь города и села. Урок-презентация.
Здоровье и безопасность. (9 часов) Строение тела человека. Если хочешь быть
здоров. Берегись автомобиля! Практическая работа «Школа пешехода» Домашние
опасности. Пожар. Практическая работа «Учебная эвакуация». На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы. Контрольно-обобщающий урок «Здоровье и безопасность».
Общение. (7 часов) Наша дружная семья. Урок-проект «Родословная»
В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Контрольно-обобщающий урок «Общение».
Путешествия.
(18 часов) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Практическая работа. «Ориентирование на местности». Формы земной
поверхности. Водные богатства. В гости к
весне. (Экскурсия). В гости к весне. Природа весной. Россия на карте.
Урок-проект «Города России». Путешествие по Москве. Город на Неве. Путешествие
по планете. Путешествие по материкам. Урок-проект «Страны мира» Впереди лето.
Контрольно-обобщающий урок «Путешествия». Урок-презентация «Родословная»,
«Города России», «Страны мира». Обобщающий урок «От земли до неба».
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки
достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой один из
инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества
образования. В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по окружающему
миру
Изучение
окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение
делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть
исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих
умений и навыков является целью контроля.
Контроль за
уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных
и проверочных работ, тестовых заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены
на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ
подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми
детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только
положительной отметкой.
Тесты в
области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися
такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор
способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция,
оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и
умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Грубые ошибки:
·
неправильное
определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
·
нарушение
последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она
является существенной;
·
неправильное
раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания
того или иного изученного явления;
·
ошибки
в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
·
незнание
фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
·
отсутствие
умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение
подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
·
ошибки
при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
·
неумение
ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных
объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые
ошибки:
·
преобладание
при описании объекта несущественных его признаков;
·
неточности
при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат
работы; отсутствие обозначений и подписей;
·
отдельные
нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к
неправильному результату;
·
неточности
в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих
вопросов;
·
неточности
при нахождении объекта на карте.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично
излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает
связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно
выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании
отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все
эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное
содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется
устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями
окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает
незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением
практических работ даже с помощью учителя.
календарно-тематическое планирование по окружающему
миру, 2 класс
№ урока
|
Наименование разделов и тем
|
Характеристика основных видов
деятельности
|
Плановые сроки прохождения темы
|
Фактические сроки прохождения темы
|
||||||
Где мы живем? (4 ч, 2 часа в неделю)
|
||||||||||
1.
|
Родная
страна.
|
Знакомятся с учебником и учебными пособиями (рабочей
тетрадью, сборниками текстов, атласом – определителем «От земли до неба».
Продолжают
знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой
Черепахой.
Различают
государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличают герб и флаг
России от гербов и флагов других стран. Исполняют гимн Российской Федерации.
Анализируют информацию учебника о федеративном устройстве России, о
многонациональном составе населения страны. Приводят примеры народов России.
Различают национальные языки и государственный язык России. Работают со
взрослыми: извлекают из различных источников (энциклопедия, краеведческая
литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе
своего региона и города, национальном
составе города, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и
сборнике тестов.
|
|
|
||||||
2.
|
Город
и село. Проект «Родной город»
|
Сравнивают
с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работают в паре:
находят изображения города и села, обозначают цветом, осуществляют контроль и
коррекцию; рассказывают о свое городе и селе по плану. Работают в паре:
сравнивают городской и сельский дома; описывают интерьер городской квартиры и
сельского дома; описывают преимущества и недостатки. Рассказывают о своем
доме по плану.
|
|
|
||||||
3.
|
Природа и рукотворный мир.
|
Различают объекты природы и рукотворного
мира.Работают в паре: классифицируют объекты окружающего мира, обозначают их
цветом, осуществляют контроль и коррекцию; приводят примеры, заполняют
таблицу в рабочей тетради.
Работают
в паре: обсуждают и оценивают отношение людей к окружающему миру,
рассказывают о своем отношении к
окружающему. Обсуждают название книги «Великан на поляне» и предисловие к
ней.
|
|
|
||||||
4.
|
Контрольно-обобщающий урок
«Где мы живём»
|
Определяют
свой «адрес в мире». Работают в паре: сравнивают звезды и планеты;
анализируют схему в учебнике, находят на ней нашу планету, называют известные детям страны мира. Сопоставляют
образы родной страны с образами других уголков планеты, узнают природные и
рукотворные картины Отечества. Называют свой домашний адрес.
|
|
|
||||||
Природа (20 ч, 2 часа в неделю)
|
||||||||||
5.
|
Неживая
и живая природа. Связи между живой и неживой природой
|
Классифицируют
объекты природы по существенным признакам. Различают объекты живой и неживой
природы. Обозначают объекты природы цветом, осуществляют контроль и
коррекцию; приводят примеры и заполняют таблицу в рабочей тетради.
Работают
в паре: анализируют существенные признаки живых существ, обсуждают свои
выводы, осуществляют самопроверку. Устанавливают связи живой и неживой
природы. Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения на уроке.
|
|
|
||||||
6.
|
Явления
природы. Практическая работа «Измерение температуры»
|
Работают
в паре: различают объекты и явления природы, рассказывают об изменениях,
происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводят
примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений. Анализируют
иллюстрации учебника, определяют сезон по характерным природным явлениям.
Рассказывают (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.
Практическая
работа: знакомятся с устройством термометра, проводят опыты с термометром,
измеряют температуру воздуха, воды, тела человека и фиксируют свои результаты
измерений. Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения на уроке.
|
|
|
||||||
7.
|
Что
такое погода.
|
Наблюдают
и описывают состояние погоды за окном класса. Характеризуют погоду как
сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Приводят примеры
погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.).
Работают
в паре: составляют план рассказа о погодных явлениях и рассказывают по этому
плану. Сопоставляют научные и народные предсказания погоды.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
Работают
со взрослыми: ведут наблюдения за
погодой, фиксируют результаты в
«Научном дневнике», используют для фиксации наблюдений метеорологические
знаки, составляют сборник народных примет, используя различные источники
информации.
|
|
|
||||||
8.
|
В
гости к осени. (Экскурсия)
|
.
Наблюдают за изменениями в неживой
и живой природе, устанавливают
взаимосвязи между ними. Определяют природные объекты с помощью атласа
– определителя «От земли до неба». Оценивают результаты
своих достижений на экскурсии.
|
|
|
||||||
9.
|
В
гости к осени. Природа осенью
|
Работают
в группе: знакомятся по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой
природе, выступают с сообщениями по изученному материалу. Рассказывают об осенних
явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставляют картины осени на иллюстрациях
учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии.
Прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в
неживой природе. Дополняют сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями
над осенним трудом человека.
Работают
со взрослыми: ведут наблюдения в природе, готовят фоторассказ или серию рисунков на тему
«Красота осени»
|
|
|
||||||
10.
|
Звёздное
небо
|
Находят
на рисунке знакомые созвездия. Сопоставляют
иллюстрацию учебника с описанием созвездия. Моделируют созвездия
Орион, Лебедь, Кассиопея, знакомятся по учебнику с зодиакальными созвездиями,
осуществляют самопроверку. Работают со взрослыми: наблюдают звездное небо, находят в нем изученные
созвездия, пользуются для поиска созвездий на небе атласом – определителем.
Находят информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе,
Интернете.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
11.
|
Заглянем
в кладовые Земли. Практическая работа «Определение минерала»
|
Практическая
работа: исследуют с помощью лупы состав гранита, рассматривают образцы полевого шпата, кварца и слюды. Работают
в паре: с помощью атласа – определителя приводят примеры горных пород и
минералов, готовят краткие сообщения про них.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
12.
|
Про
воздух…
|
Рассказывают
о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работают в паре:
анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды,
описывают эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на
человека. Наблюдают небо за окном и рассказывают о нем, пользуясь освоенными
средствами выразительности.
Работают
со взрослыми: находят информацию об
охране воздуха и воды в родном крае, наблюдают небо, водные пейзажи,
описывают свои впечатления, готовят
фоторассказы о красоте неба и воды.
|
|
|
||||||
13.
|
… И
про воду
|
Рассказывают
о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работают в паре:
анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды,
описывают эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на
человека. Наблюдают небо за окном и
рассказывают о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности.
Работают
со взрослыми: находят информацию об охране воздуха и воды в родном крае,
наблюдают небо, водные пейзажи,
описывают свои впечатления, готовят
фоторассказы о красоте неба и воды.
|
|
|
||||||
14.
|
Какие
бывают растения.
|
Устанавливают
по схеме различия между группами растений.
Работают
в паре: называют и классифицируют
растения, осуществляют самопроверку. Приводят
примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определяют растения с
помощью атласа – определителя. Оценивают эстетическое воздействие растений на
человека. Работают со взрослыми: наблюдают и готовят рассказ (фоторассказ) о
красоте растений. Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
15.
|
Какие
бывают животные
|
Работают
в паре: соотносят группы животных и их существенные признаки. Работают в
группе: знакомятся с разнообразием животных, находят в рассказах новую
информацию о них, выступают с сообщениями. Сравнивают животных (лягушек и
жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы», выявляют зависимость
строения тела животного.
|
|
|
||||||
16.
|
Невидимые
нити.
|
.
Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты
живой и неживой природы. Обозначают объекты природы цветом, осуществляют
контроль и коррекцию; приводят примеры и заполняют таблицу в рабочей тетради.
Работают
в паре: анализируют существенные признаки живых существ, обсуждают свои
выводы, осуществляют самопроверку. Устанавливают связи живой и неживой
природы. Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения на уроке.
|
|
|
||||||
17.
|
Дикорастущие
и культурные растения.
|
Устанавливают
взаимосвязи в природе: между живой и неживой природой, растениями и
животными, различными животными. Работают в паре: моделируют изучаемые
взаимосвязи; выявляют роль человека в сохранении или нарушении этих
взаимосвязей. Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают
свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
18.
|
Дикие
и домашние животные.
|
Сравнивают
и различают дикорастущие и культурные растения, осуществляют контроль и
коррекцию. Работают в группе: классифицируют культурные растения по
определённым признакам.
Находят
информацию о растениях, обсуждают материалы книги «Великан на поляне».
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
19.
|
Комнатные
растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями»
|
Сравнивают
и различают диких и домашних животных; осуществляют контроль и коррекцию.
Работают
в паре: приводят примеры диких и домашних животных, моделируют значение
домашних животных для человека;
рассказывают
о значении домашних животных и уходе за ними. Сочиняют и рассказывают
сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору).
Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения
на уроке.
|
|
|
||||||
20.
|
Животные
живого уголка.
|
Узнают
комнатные растения на рисунках, осуществляют самопроверку;
Работают
в паре: определяют с помощью атласа-определителя комнатные растения своего
класса; находят в атласе – определителе информацию о них.
Оценивают
роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.
Практическая
работа в группе: осваивают приемы
ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
21.
|
Про
кошек и собак.
|
Рассказывают
о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывают о своём отношении к
животным живого уголка, объясняют их роль в создании благоприятной
психологической атмосферы;
Практическая
работа в группе: осваивают приемы
содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями;
характеризуют предметы ухода за домашними животными в зависимости от их
назначения.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
22.
|
Красная
книга.
|
Определяют
породы кошек и собак; пользуясь иллюстрациями учебника, атласом –
определителем.
Обсуждают
роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной
психологической атмосферы в доме; объясняют необходимость ответственного
отношения к домашнему питомцу. Работают в группе: используют тексты учебника
как образец для выполнения заданий (составляют словесный портрет своего
питомца, извлекают из дополнительной литературы нужную информацию, составляют общий план
рассказа о домашнем питомце).
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
23.
|
Будь
природе другом. Проект «Красная книга»
|
Работают
в паре: выявляют причины исчезновения
изучаемых растений и животных; предлагают и обсуждают меры по их
охране. Работают в паре: использут тексты учебника для подготовки
собственного рассказа о Красной книге.
Работают
со взрослыми: готовят с помощью дополнительной литературы, Интернета
сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
24.
|
Контрольно-обобщающий
урок «Природа»
|
Работают
в паре: по схеме в учебнике анализируют факторы, угрожающие живой природе,
рассказывают о них.
Знакомятся
с Правилами друзей природы и экологическими знаками;предлагают аналогичные
правила; рисуют условные знаки к ним.
Распределяют
обязанности по выполнению пректа;извлекают
информацию из различных источников;составляют собственную Красную
книгу;
презентуют
Красную книгу.
|
|
|
||||||
Жизнь города и села. (10 ч, 2 часа в неделю)
|
||||||||||
25.
|
Что
такое экономика.
|
Рассказывают
об отраслях экономики по предложенному плану. Работают в паре: анализируют
взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
моделируют взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным
способом;извлекают из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях
региона и своего города и готовят сообщение.
Читают
предложенный текст, находят в нем ответы на поставленные вопросы, формулируют
собственные вопросы к ответу, оценивают ответы одноклассников.
|
|
|
||||||
26.
|
Из
чего что сделано.
|
Классифицируют
предметы по характеру материала;
осуществляют контроль и коррекцию.
прослеживают
производственные цепочки, моделируют их;приводят примеры использования
природных материалов для производства изделий.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
27.
|
Как
построить дом.
|
Рассказывают
о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям).
Работают
в паре: сравнивают технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного
сельского; узнают на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные
материалы, объясняют их назначение, проводят
самопроверку, рассказывают о строительных объектах в своём городе.Предлагают вопросы к тексту.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
28.
|
Какой
бывает транспорт.
|
Работают
в паре:
классифицируют
средства транспорта (предлагают варианты классификации, анализируют схемы,
приводят примеры транспортных средств каждого вида).
Узнают
транспорт служб экстренного вызова; запоминают номера телефонов экстренного вызова 01, 02,
03.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
29.
|
Культура
и образование.
|
Различают
учреждения культуры и образования;
приводят
примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе.
Извлекают из текста учебника нужную информацию; предлагают вопросы к тексту,
отвечают на вопросы своих одноклассников. Обсуждают роль учреждений культуры
и образования в нашей жизни.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
30.
|
Урок-проект
«Все профессии важны»
|
Рассказывают
о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и
старших членов семьи.
Работают
в паре: определяют названия профессий по характеру деятельности и находят их
представителей на фотографиях или слайдах.
Обсуждают
роль людей различных профессий в нашей жизни. Формулируют выводы,распределяют
обязанности по подготовке проекта, интервьюируют респондентов об особенностях
их профессий.
|
|
|
||||||
31.
|
В
гости к зиме. Природа зимой.
|
Наблюдают
над зимними погодными явлениями; обсуждают зимние явления в неживой природе в
прошедшие дни.
Исследуют
пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования
оттепелей, снегопадов и морозов, определяют деревья по силуэтам и описаниям в
атласе – определителе « От земли до неба», распознают осыпавшиеся на снег
плоды и семена растений и следы животных,
наблюдают
за поведением зимующих птиц.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
32.
|
Контрольно-обобщающий
урок «Жизнь города и села»
|
Рассказывают
об отраслях экономики по предложенному плану. Работают в паре: анализируют
взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
моделируют взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным
способом; извлекают из различных источников сведения об экономике и важнейших
предприятиях региона и своего города и готовят сообщение.
Читают
предложенный текст, находят в нем ответы на поставленные вопросы, формулируют
собственные вопросы к ответу, оценивают ответы одноклассников.
|
|
|
||||||
33.
|
Жизнь
города и села.
|
Рассказывают
об отраслях экономики по предложенному плану.
Работают в паре: анализируют взаимосвязи отраслей экономики при
производстве определённых продуктов; моделируют взаимосвязи отраслей
экономики самостоятельно предложенным способом; извлекают из различных
источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего
города и готовить сообщение.
Читают
предложенный текст, находят в нем ответы на поставленные вопросы, формулируют
собственные вопросы к ответу, оценивают ответы одноклассников.
|
|
|
||||||
34.
|
Урок-презентация
|
Выступают
с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами;
обсуждают выступления учащихся;
оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
|
|
|
||||||
Здоровье
и безопасность. (9 часов, 2 часа в неделю)
|
||||||||||
35.
|
Строение
тела человека.
|
Работают
в группе:
называют
и показывают внешние части тела человека; определяют на рисунке или муляже
положение внутренних органов человека; моделируют внутреннее строение тела
человека. Работают в паре: извлекают из текста учебника информацию о строении
и работе внутренних органов человека, предлагают вопросы по содержанию текста, оценивают ответы одноклассников.
Формулируют выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения
на уроке.
|
|
|
||||||
36.
|
Если
хочешь быть здоров
|
Рассказывают
о своём режиме дня; составляют рациональный режим дня школьника; обсуждают
сбалансированное питание школьника; различают продукты растительного и
животного происхождения. Работают в паре: различают продукты растительного и
животного происхождения, осуществляют самопроверку, формулируют правила
личной гигиены и соблюдают их, характеризуют
назначение предметов гигиены, выделяют среди них все, которые у
каждого человека должны быть собственными. Формулируют выводы, отвечают на
итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
37.
|
Берегись
автомобиля!
|
Моделируют
сигналы светофоров; характеризуют свои действия как пешехода при различных
сигналах, Работают в паре: соотносят изображения и названия дорожных знаков,
обозначают соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществляют контроль и
коррекцию. Различают дорожные знаки и формулируют правила движения по
загородной дороге.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
38.
|
Практическая
работа «Школа пешехода»
|
Работают
в группе: формулируют правила безопасности на основе прочитанных рассказов.
Практическая работа: учатся соблюдать изученные правила безопасности под
руководством учителя или инструктора ДПС.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
39.
|
Домашние
опасности.
|
Объясняют
потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.
Работают
в группе: на основе текста учебника
формулируют правила безопасного поведения в быту, моделируют их с помощью
условных знаков, узнают правила по
предложенным в учебнике знакам, сравнивают свои знаки с представленными в
учебнике.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
40.
|
Пожар.
Практическая работа «Учебная эвакуация»
|
Характеризуют
пожароопасные предметы;
Запоминают
правила предупреждения пожара, моделируют вызов пожарной охраны по обычному и
мобильному телефону.
Работают
в паре: рассказывают о назначении предметов противопожарной безопасности;
находят в Интернете информацию о работе пожарных, готовят сообщение.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
41.
|
На
воде и в лесу.
|
Характеризуют
потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запоминают правила
поведения во время купания, различают съедобные и ядовитые грибы, находят
нужную информацию в книге «Зелёные страницы»,
определяют с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
42.
|
Опасные
незнакомцы.
|
Характеризуют потенциальные опасности при контактах с
незнакомыми людьми, предлагают и обсуждают варианты поведения в подобных
ситуациях, моделируют звонок по телефону в полицию и МЧС, моделируют правила
поведения в ходе ролевых игр.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
43.
|
Контрольно-обобщающий
урок «Здоровье и безопасность»
|
Выполняют
тестовые задания учебника, оценивают правильность и неправильность
предложенных ответов, оценивают бережное или потребительское отношение к
природе, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
|
|
|
||||||
Общение.
(7 часов,
2 часа в неделю)
|
||||||||||
44.
|
Наша
дружная семья.
|
Рассказывают
по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной
атмосфере, общих занятиях, формулируют понятие «культура общения», обсуждают
роль семейных традиций для укрепления семейных отношений, отвечают на
итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
45.
|
Урок-проект
«Родословная»
|
Интервьюируют
родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях, отбирают
фотографии из семейного архива, составляют родословное древо семьи,
презентуют свой проект, оценивают свои достижения.
|
|
|
||||||
46.
|
В
школе.
|
Рассказывают
о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе,
обсуждают вопрос о культуре общения в школе, формулируют правила общения с
одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её, оценивают с нравственных
позиций формы поведения, моделируют различные ситуации общения на уроке и
переменах.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
47.
|
Правила
вежливости.
|
Обсуждают,
какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в
различных ситуациях общения, формулируют привила поведения в общественном
транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной, моделируют
ситуации общения в различных ситуациях.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
48.
|
Ты и
твои друзья.
|
Обсуждают
морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России,
обсуждают проблему подарка в день рождения друга, обсуждают правила поведения
за столом, формулируют правила этикета в гостях. Формулируют выводы, отвечают
на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
49.
|
Мы –
зрители и пассажиры.
|
Обсуждают
правила поведения в театре (кинотеатре) и формулируют их, обсуждают правила
поведения в общественном транспорте и формулируют их на основе иллюстраций
учебника.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
50.
|
Контрольно-обобщающий
урок «Общение»
|
Выполняют
тестовые задания учебника, оценивают правильность или неправильность предложенных ответов,
формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
|
|
|
||||||
Путешествия. (18 часов,
2 часа в неделю)
|
||||||||||
51.
|
Посмотри
вокруг.
|
Работают
в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в
своём селе.
Практическая
работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним,
осваивают приёмы ориентирования по компасу.
Знакомятся
со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
52.
|
Ориентирование
на местности.
|
Работают
в паре: сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных
признаков этих форм земной поверхности.
Анализируют
цветовое обозначение равнин и гор на глобусе, сравнивают по схеме холм и
гору, характеризуют поверхность своего края.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
53.
|
Практическая
работа. «Ориентирование на местности»
|
Различают
водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию;
Работают
в паре: анализируют схему частей реки, рассказывают о частях реки по схеме,
осуществляют самопроверку, на основе наблюдений рассказывают о водных
богатствах своего края
Обсуждают
эстетическое воздействие моря на человека, составляют фото-рассказ на тему
«Красота моря».
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
54.
|
Формы
земной поверхности.
|
Наблюдают
за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений,
появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От
земли до неба»;
Формулируют
выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на
человека.
|
|
|
||||||
55.
|
Водные
богатства.
|
Рассказывают
о своих весенних наблюдениях в природе родного края.
Работают
в группе: знакомятся с изменениями в неживой и живой природе весной.
Моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе, наблюдают
весенние явления в природе.
Формулируют выводы о весенних явлениях
природы, воздействии пробуждения природы на человека.
|
|
|
||||||
56.
|
В
гости к весне. (Экскурсия).
|
Работают
в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в
своём селе.
Практическая
работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним,
осваивают приёмы ориентирования по компасу.
Знакомятся
со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
57.
|
В
гости к весне. Природа весной.
|
Распределяют
обязанности по выполнению проекта, в дополнительных источниках находят
сведения об истории и
достопримечательностях избранного для исследования города, составляют
презентацию своего исследования, презентуют свои проекты.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
58.
|
Россия
на карте.
|
Сравнивают
изображение России на глобусе и карте.
Работают
в паре: соотносят пейзажи России на фотографиях с местоположением их на
физической карте России, осваивают приёмы чтения карты (определение сторон
горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных
знаков).
Учатся
правильно показывать объекты на настенной карте.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
59.
|
Урок-проект
«Города России».
|
Распределяют
обязанности по выполнению проекта, в дополнительных источниках находят
сведения об истории и
достопримечательностях избранного для исследования города, составляют
презентацию своего исследования, презентуют свои проекты.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
60.
|
Путешествие
по Москве.
|
Находят
Москву на карте России, знакомятся с планом Москвы, описывают
достопримечательности по фотографиям, отличают герб Москвы от гербов других
городов, совершают виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
61.
|
Город
на Неве.
|
Обсуждают
значение Московского Кремля для каждого жителя России. Работают в паре:
находят на фотографии достопримечательности Кремля, рассказывают о них,
находят
сведения об истории Кремля, готовят сообщение по плану.
Читают
текст учебника, находят в нем сведения из истории Кремля в соответствии с
предложенными вопросами, сопоставляют современный облик с видами Кремля в
прошлом на картинах А. Васнецова.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
62.
|
Путешествие
по планете.
|
Сравнивают глобус и карту мира, находят, называют и
показывают на глобусе и карте мира океаны и материки, соотносят фотографии,
сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
63.
|
Путешествие
по материкам.
|
Находят
материки на карте мира. Работают в паре: знакомятся с особенностями материков
с помощью учебника и других источников информации, готовят сообщения и
выступают с ними перед классом. Предлагают вопросы по содержанию сообщения,
оценивают ответы одноклассников.
Формулируют
выводы, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
|
|
|
||||||
64.
|
Урок-проект
«Страны мира»
|
Сравнивают
физическую и политическую карты мира, находят и показывают на политической
карте мира территорию Россию и других стран, определяют, каким странам
принадлежат представленные флаги. Распределяют обязанности по выполнению
проекта; готовят сообщения о выбранных странах; подбирают фотографии
достопримечательностей.
Формулируют
выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения на уроке.
|
|
|
||||||
65.
|
Впереди
лето.
|
Определяют
цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью
атласа-определителя, приводят примеры летних явлений в неживой и живой
природе, рассказывают о красоте животных по своим наблюдениям, готовят
фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».
|
|
|
||||||
66.
|
Контрольно-обобщающий
урок «Путешествия».
|
Выполняют
тестовые задания учебника, оценивают правильность или
неправильность предложенных ответов, оценивают бережное или
потребительское отношение к природе, формируют адекватную самооценку в
соответствии с набранными баллами.
|
|
|
||||||
67.
|
Урок-презентация
«Родословная», «Города России», «Страны мира».
|
Выступают
с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами,
обсуждают выступления учащихся, оценивают свои достижения и достижения других
учащихся.
|
|
|
||||||
68.
|
Обобщающий
урок «От земли до неба»
|
Выступают
с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами,
обсуждают выступления учащихся, оценивают свои достижения и достижения других
учащихся.
|
|
|
Материально-техническое
обеспечение
Книгопечатная продукция:
§ Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2012.
Учебники
§ Плешаков А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012.
§ Плешаков А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради
§ Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 2 класс.
В 2 ч. Ч. 2. —
М.: Просвещение, 2015.
§ Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 2 класс.
В 2 ч. Ч. 2. —
М.: Просвещение, 2015.
Тесты.
§ Плешаков А. А., Гара Н.
Н., Назарова З.Д. Окружающий мир:
Тесты: 2 класс. —
М.: Просвещение, 2015.
Печатная продукция:
§ Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру. 2 класс
§
Плешаков А. А. Таблицы по
природоведению. 2 класс
§
Физическая карта Российской Федерации
§ Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
§
Наглядный материал:
o Животные Дикие и домашние животные
o Зимующие и перелетные птицы
o Космос
o Пушкин
o Непобедимая и легендарная
o Играйте все!
o Пионеры – герои
o по ПДД
o Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства:
§ Электронное
сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. (диск CD-ROM)
Технические средства
обучения:
§ Интерактивная доска.
§ Магнитная доска доска с
набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
§ Аудиопроигрыватель.
§ Ноутбуки.
§ Документ-камера .
§ Мультимедийный проектор.
§ Принтер.
Экранно-звуковые
пособия:
§ Интерактивное
оборудование и интернет-ресурсы в школе.
Учебно-практическое и
учебно-лабораторное оборудование:
§ Термометры для измерения
температуры воздуха, воды.
§ Лупа.
§ Компас.
§ Микроскоп (цифровой).
§ Оборудование для ухода
за растениями.
§ Модели светофоров,
дорожных знаков, средств транспорта.
§ Муляжи овощей, фруктов,
грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты:
§ Живые объекты (комнатные
растения).
§ Коллекции полезных
ископаемых.
§ Гербарии культурных и
дикорастущих растений.
§ Демонстрационный
материал «Ткани и нитки»
§ Наборы муляжей овощей и
фруктов
Комментариев нет:
Отправить комментарий