Использование
современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса
Скажи мне —
и я забуду,
покажи мне —
и я запомню,
дай мне сделать —
и я пойму.
Китайская мудрость
От
современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса
предметных и метапредметных умений. Главная
задача учителя – научить ребенка учиться, сформировать такую личность, которая
сможет самостоятельно развиваться, у которой будет стремление к
самосовершенствованию. Я, как учитель начальных классов, считаю необходимым
целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ребенка
необходимо ориентировать на доброту, любовь, уважение к другим людям, их труду,
что соответствует православным ценностям, определяющим смысл жизни человека как
непрерывное духовно-нравственное совершенствование.
Цель применения технологии проблемного обучения:
научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Не объяснить
ребёнку то,до чего он может додуматься сам, а дать возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие .
Т.е. задача учителя - находить,
конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать
школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких
специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
В таких условиях я стремлюсь построить урок так,
чтобы ребята больше думали, чаще говорили и, следовательно, у них активнее
формируется мышление и речь, чтобы дети активно отстаивают собственную позицию,
рискуют, проявляют инициативу?
На
своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с
«удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
Русский
язык. 3 класс. Тема «Сложные слова»
На доске записаны
слова: земледелие, водопад, пчеловод. Работа в парах. Группам предлагается
выделить корень слова.
Задание выполняют по-разному. Разные мнения
вызывают реакцию удивления.
Русский
язык. 3 класс. Тема «Мягкий знак после шипящих»
Повторение, какие существительные
относятся к 1, 2, и 3 склонению. Обращается внимание, что к 3 скл. относятся
существительные женского рода с нулевым окончанием.
-Что ещё можно добавить?
-С Ь на конце.
Предложенные слова дети распределяют в
3 столбика по склонениям.
- К
какому склонению относится слово «мышь»?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что в 3
склонении на конце после шипящих пишется Ь.
Математика. 2
класс. Тема «Умножение»
В
проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с
одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению
одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На
одну рубашку пришивают 3 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 25
рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще,либо
считать будут долго. (3+3+3+3+3+3+3+3+………………………) Знакомство с умножением.
Эти приемы постановки проблемы обеспечивают
учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У
детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или
которой их умело заинтриговал учитель.
Во 2 классе я начинаю работать в парах сменного состава,
готовя учащихся к коллективному способу обучения, которое используется в 3 классе. Примером такой работы являются
взаимные диктанты, проверка таблицы умножения. Каждому ученику дается небольшой
по объему текст. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои
тексты. Затем они проверяют их, исправляют ошибки, обмениваются текстами и
уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде
писал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился.
Карточки со
словарными словами дети готовят дома. По их же инициативе карточки стали
красочными, эстетично оформленными. Таким образом, я считаю, ребята показывают
свое отношение к предмету и к заданию.
На уроке они обмениваются карточками и заполняют
пропуски. Проверяет карточки третий ученик. Таким образом, школьники три раза
повторят правописание словарных слов, а
учитель получает помощь в подготовке к уроку в виде готовых карточек со
словарными словами.
Воспитывая самостоятельность, я доверяю детям
делать взаимопроверку, проверить стихотворение наизусть. Я не боюсь, что они
станут льстить друг другу и завышать отметки. И, как правило, сами ученики
бывают строже учителя. Замечательно, если дети заранее придумают свое задание.
Работа в группах не только ставит перед собой цель
научить, но и воспитывает ответственность перед товарищами, взаимовыручку. Например, группе учеников предлагаю решить
примеры. Каждому ученику в группе достанется по одному примеру, но какой –
ребята выберут сами. Кто-то выберет легче, чтобы решить наверняка правильно и
не подвести команду, а кто-то наоборот уверен в себе и стремится облегчить
работу другим.
Работа
с заданиями различной трудности обеспечивает дифференцированный подход к
каждому ученику, причем, не только к сильным, но и к слабым, активизируя их
познавательную деятельность. Формируется познавательная активность школьников.
Наличие в разных вариантов заданий по их трудности
может служить средством самоконтроля учащихся, если учебник предлагает ученику
проверить свое решение, осуществленное на предыдущем уровне трудности, путем
сличения его с последующей инструкцией, в которой содержатся подсказывающие
элементы. Такой способ самоконтроля углубляет интерес учащихся к выполняемой
работе и формирует их самостоятельность
Одной из эффективных методов, по сравнению с
традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение,
которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их
познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в
процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта
исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний,
умений и навыков Метод адаптируется к
особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в
себе черты универсальности.
Уроки окружающего мира помогают максимально
реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,
применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с
научной литературой.Большое внимание на занятиях уделяется методу
проектной деятельности. Например, работая над проектом «Вода
это жизнь» третьеклассники дома с родителями проводили опыты с водой в трех ее
состояниях, результаты оформляли в презентации или альбомы. Работая над темой
«Проращивание семян», ребята заинтересовались и с удовольствием продолжили
ухаживать за растениями и после эксперимента. А результатом стали презентации и
даже один фильм.
В
целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся
используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи
по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся
конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы»,
«блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи,
где каждый может проявить свои способности.
Источники:
1. http://n-shkola.ru/articles/view/139
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/05/29/statya-differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-sposob-razvitiya
3.
kopilkaurokov.ru›Прочее
по начальным классам›…_v_nachal_noi_shkolie_v…
4.
https://interactive-plus.ru/ru/article/114620/discussion_platform
Комментариев нет:
Отправить комментарий