среда, 15 сентября 2021 г.

 

Использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

Китайская мудрость

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. Главная задача учителя – научить ребенка учиться, сформировать такую личность, которая сможет самостоятельно развиваться, у которой будет стремление к самосовершенствованию. Я, как учитель начальных классов, считаю необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ребенка необходимо ориентировать на доброту, любовь, уважение к другим людям, их труду, что соответствует православным ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Не объяснить ребёнку то,до чего он может додуматься сам, а дать возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие .

Т.е. задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

В таких условиях я стремлюсь построить урок так, чтобы ребята больше думали, чаще говорили и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь, чтобы дети активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 

На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».

Русский язык. 3 класс. Тема «Сложные слова»

На доске записаны слова: земледелие, водопад, пчеловод. Работа в парах. Группам предлагается выделить корень слова.

Задание выполняют по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления.

Русский язык. 3 класс. Тема «Мягкий знак после шипящих»

Повторение, какие существительные относятся к 1, 2, и 3 склонению. Обращается внимание, что к 3 скл. относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.

-Что ещё можно добавить?

-С Ь на конце.

Предложенные слова дети распределяют в 3 столбика по склонениям.

- К какому склонению относится слово «мышь»?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что в 3 склонении на конце после шипящих пишется Ь.

Математика. 2 класс. Тема «Умножение»

В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 3 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 25 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще,либо считать будут долго.  (3+3+3+3+3+3+3+3+………………………) Знакомство с умножением.

Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Во 2 классе я начинаю работать в парах сменного состава, готовя учащихся к коллективному способу обучения, которое используется в 3 классе. Приме­ром такой работы являются взаимные дик­танты, проверка таблицы умножения. Каждому ученику дается неболь­шой по объему текст. Учащиеся работают парами, по очереди диктуя друг другу свои тексты. Затем они проверяют их, исправ­ляют ошибки, обмениваются текстами и уходят в новые пары. В новой паре ученик уже диктует текст, который он прежде пи­сал. Теперь он учит тому, чему сам уже научился.

Карточки со словарными словами дети готовят дома. По их же инициативе карточки стали красочными, эстетично оформленными. Таким образом, я считаю, ребята показывают свое отношение к предмету и к заданию.

На уроке они обмениваются карточками и заполняют пропуски. Проверяет карточки третий ученик. Таким образом, школьники три раза повторят правописание  словарных слов, а учитель получает помощь в подготовке к уроку в виде готовых карточек со словарными словами.

Воспитывая самостоятельность, я доверяю детям делать взаимопроверку, проверить стихотворение наизусть. Я не боюсь, что они станут льстить друг другу и завышать отметки. И, как правило, сами ученики бывают строже учителя. Замечательно, если дети заранее придумают свое задание.

Работа в группах не только ставит перед собой цель научить, но и воспитывает ответственность перед товарищами, взаимовыручку.   Например, группе учеников предлагаю решить примеры. Каждому ученику в группе достанется по одному примеру, но какой – ребята выберут сами. Кто-то выберет легче, чтобы решить наверняка правильно и не подвести команду, а кто-то наоборот уверен в себе и стремится облегчить работу другим.

Работа с заданиями различной трудности обеспечивает дифференцированный подход к каждому ученику, причем, не только к сильным, но и к слабым, активизируя их познавательную деятельность. Формируется познавательная активность школьников.

Наличие в разных вариантов заданий по их трудности может служить средством самоконтроля учащихся, если учебник предлагает ученику проверить свое решение, осуществленное на предыдущем уровне трудности, путем сличения его с последующей инструкцией, в которой содержатся подсказывающие элементы. Такой способ самоконтроля углубляет интерес учащихся к выполняемой работе и формирует их самостоятельность

Одной из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков  Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 

Уроки окружающего мира помогают максимально реализовать  дифференциацию обучения,  индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.Большое внимание на занятиях  уделяется  методу проектной деятельности. Например, работая над проектом «Вода это жизнь» третьеклассники дома с родителями проводили опыты с водой в трех ее состояниях, результаты оформляли в презентации или альбомы. Работая над темой «Проращивание семян», ребята заинтересовались и с удовольствием продолжили ухаживать за растениями и после эксперимента. А результатом стали презентации и даже один фильм.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются  творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.  

 

Источники:

1.      http://n-shkola.ru/articles/view/139

2.      https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/05/29/statya-differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-sposob-razvitiya

3.      kopilkaurokov.ruПрочее по начальным классам…_v_nachal_noi_shkolie_v…

4.      https://interactive-plus.ru/ru/article/114620/discussion_platform

Комментариев нет:

Отправить комментарий