Рабочая
программа по предмету
«Литературное чтение на родном русском языке»
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературному чтению на родном
русском языке для 4 класса разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и
науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №
115»Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России20 апреля 2021г. № 63180), Примерной
образовательной программы начального общего
и основного общего образования, одобренные решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015
№1/15) в соответствии с рабочей
программой воспитания МБОУ «..»,
утвержденной приказом по школе №
191 от 01.09.2021 и авторской программы О.М.
Александровой, М.И. Кузнецовой, В.Ю. Романовой, Л.А. Рябининой, О.В. Соколовой
«Литературное чтение на родном русском языке», 4 класс. М., учебное пособие для общеобразовательных
школ, «Просвещение», 2021 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературного чтения, литературного чтения на
родном (русском) языке, которые определены ФГОС НОО.
Её характеризует направленность на достижение
результатов освоения курса литературного чтения, литературного чтения на родном
языке не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях,
системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного
предмета «Литературное чтение на родном
языке».
Рабочая программа включает
следующие разделы: «Пояснительную записку» с планируемыми личностными, метапредметными и предметными
результатами освоения учебного предмета «Литературное чтение».
Описание места учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке» в учебном плане
В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет
«Литературное чтение на родном языке» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени
составляет 17 часов (34 учебные
недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
4 КЛАСС
1.Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
· ориентация
на понимание причин успеха в учебной деятельности;
· способность
к самооценке;
· чувство
сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической
принадлежности;
· представления
об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных
нормах, нравственных и безнравственных поступках;
· ориентация
в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других
людей;
· регулирование
поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
· эмпатия,
понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных
поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной
культурой;
· познавательная
мотивация учения;
У обучающихся могут быть сформированы:
· чувство
понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
· устойчивое
стремление следовать в поведении моральным нормам;
· толерантное
отношение к представителям разных народов и конфессий.
2.Метапредметные результаты включают регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· планировать
собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
· учитывать
выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного
текста;
· выполнять
учебные действия в устной и письменной форме;
· вносить
коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· ставить
новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельно
оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в
результат проведенной работы;
· планировать
собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· находить
нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый,
синонимический, фразеологический);
· выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
· сравнивать
произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливать
причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками
героев произведений;
· устанавливать
аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· осуществлять
поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и
Интернет;
· сравнивать
и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев,
выбирая основания для классификации;
· строить
логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в
устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на
основании собственного жизненного опыта;
· работать
с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· работая
в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
· аргументировать
собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке
решения;
· точно
и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
· оказывать
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· владеть
диалогической формой речи;
· корректно
строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать
относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
· задавать
вопросы, необходимые для организации работы в группе.
3.Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
· читать
(вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл
прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в
минуту);
· читать
произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,
правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи,
выражая таким образом понимание прочитанного;
· прогнозировать
содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
· .
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её
своими словами;
· различать
последовательность событий и последовательность их изложения;
· выделять
смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с
помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
· пересказывать
текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога
повествованием, с включением рассуждений;
· обращаться
к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в
мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
· составлять
краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках,
энциклопедиях, детских периодических журналах;
· соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
· ориентироваться
в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;
· читать
по ролям художественное произведение;
· создавать
текст на основе плана;
· придумывать
рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом
причин происшедшего;
· писать
(на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге,
кинофильме, телевизионной передаче;
· участвовать
в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки
прозаических текстов;
· создавать
сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;
· выделять
выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально-смысловые значения;
· определять
(на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных
сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
· выделять
слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
поступков, бытовые описания;
· вводить
в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
· определять
отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
· различать
жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка
- рассказ и
др.);
· находить
рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· составлять
личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в
устной и письменной речи;
· высказывать
своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной
форме;
· создавать
текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
· создавать
творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев,
придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
· создавать
иллюстрации к произведениям;
· создавать
в группе сценарии и проекты.
· делать
элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия
(фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· создавать
прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной
выразительности, включённые в конкретное произведение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Мир
детства (10ч)
Виды
речевой и читательской деятельности
Аудирование
(слушание)
Восприятие
на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение
вслух. Постепенный переход от
слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим
осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение
про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение
произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение
текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности
и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость,
совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта,
бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского
детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и
сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Испокон века книга растит человека.
Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание
особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре,
морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и
настроением человека.
Чтение
информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. На кого я хочу равняться
Раздел 2. Россия
- Родина моя
Говорение
(культура речевого общения)
Диалогическая
и монологическая речь. Участие в
коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение
услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение
в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование
(чтение наизусть) стихотворных произведений
по выбору учащихся.
Письмо
(культура письменной речи)
Создание
небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая
культура
Выбор
книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре. *Малая родина.
Круг
чтения
Произведения
русского устного народного творчества; произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях
русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках,
полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях
и мечтах. Люди земли Русской. Что мы Родиной зовём. Счастье и труд рядом живут.
Литературоведческая
пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое
разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы;
литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж;
ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в
художественной речи.
Творческая
деятельность обучающихся (на основе
изученных литературных произведений)
Интерпретация
литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
тематическое
планирование
№
п/п |
Темы |
Вопросы
воспитания |
Количество часов |
Раздел 1. Мир детства |
|
10 |
|
1 |
Я и книги. Испокон
века книга растит человека |
Воспитывать учебно-познавательного интереса к
новому учебному материалу, проявление желания больше узнать. Воспитывать
восприятия литературного произведения как особого вида искусства,
полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на
прочитанное. |
3 |
2 |
Я взрослею. Скромность красит человека |
Воспитание
личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, умение
проявлять в конкретных ситуациях
доброжелательность, внимательность, помощь. |
1 |
3 |
Я взрослею. Любовь всё побеждает |
Воспитание
умений осознавать и определять свои эмоции с помощью чтения произведения
основных жизненных ценностей. |
1 |
4 |
Я и моя семья. Такое разное детство |
Воспитание
внимательного отношения к переживаниям своим и других людей, положительного отношения
к процессу познания, применение правил делового сотрудничества. Осознание с
помощью чтения художественных произведений основных жизненных ценностей
(любовь к Родине, к своей семье) проявление внимания, желания больше узнать. |
3 |
5 |
Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры и страны |
Воспитание
личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, умение
проявлять в конкретных ситуациях
доброжелательность, внимательность, помощь. |
2 |
Раздел 2. Россия
- Родина моя |
|
7 |
|
6 |
Люди земли Русской |
Воспитывать
любовь к родине. Способствовать осознанию себя как гражданина, как
представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение
к другим народам. |
2 |
7 |
Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная |
Воспитывать любовь к родине. Способствовать
осознанию себя как гражданина, как представителя определённого народа,
определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. |
2 |
8 |
О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит. На небе стукнет, на
земле слышно. Ветер, ветер, ты могуч… |
Воспитание позитивного
отношения к окружающему миру, осознание с помощью чтения художественного произведения
основных ценностей. |
3 |
|
ИТОГО |
|
17 |
календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение
на родном языке»
№ п/п |
Наименование
раздела, темы урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Причина корректировки |
Мир
детства. Я и
книги. (3 часа) |
||||
1. |
Я и
книги. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»). ». Испокон
века книга растит человека. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада» |
|
|
|
2. |
Я и
книги. С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). |
|
|
|
3. |
Я и книги. С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). На кого
я хочу равняться |
|
|
|
Мир
детства. Я взрослею. (2 часа) |
||||
4. |
Я взрослею. Скромность красит человека. Л.Л. Яхнин «Храбрец» И. П. Токмакова. «Разговор
татарника и спорыша». Е. В. Клюев. «Шагом марш». |
|
|
|
5. |
Я взрослею. Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин
« Летний вечер» |
|
|
|
Мир детства. Я и моя семья. Такое разное детство. ( 3 часа) |
||||
6. |
Я и моя
семья. Такое разное детство. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство». (фрагмент) Малая родина. |
|
|
|
7. |
Я и моя
семья. Такое разное детство. М. В. Водопьянов. «Полярный
лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). |
|
|
|
8. |
Я и моя
семья. Такое разное детство. Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). |
|
|
|
Мир
детства. Я
фантазирую и мечтаю. (2 часа) |
||||
9. |
Я
фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны. Т. В. Михеева. «Асино
лето» (фрагмент). |
|
|
|
10. |
Я
фантазирую и мечтаю. В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» (фрагменты). |
|
|
|
Россия –
родина моя. Люди земли Русской. (2 часа) |
||||
11. |
Люди земли Русской. Е. В. Мурашова.
«Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И.Кунин «За три моря. Путешествие
Афанасия Никитина». Афанасий Никитин «Хождение за три моря». |
|
|
|
12. |
Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой брат
Юрий». Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов
«Наш Гагарин» |
|
|
|
Россия –
родина моя. Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная. (2 часа) |
||||
13. |
Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная. А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских
колокольчиках». |
|
|
|
14. |
* Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная.
М.Я Бородицкая «В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка». В. Г.
Распутин. «Саяны». |
|
|
|
Россия –
родина моя. О родной природе. (3 часа) |
||||
15. |
О родной природе.
Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. Отрывки из русской
народной сказки «Морозко», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», В. Д. Берестов.
«Мороз» и др. Счастье и труд рядом живут. |
|
|
|
16. |
О родной природе. На небе
стукнет, на земле слышно. Загадки и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза», А.А. Блок
«Перед грозой», «После грозы». |
|
|
|
17. |
О родной природе. Ветер,
ветер, ты могуч… Загадки и пословицы. В.А. Солоухин «Ветер» |
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий