среда, 22 сентября 2021 г.

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Весёлые нотки»

(базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсу внеурочной деятельности

музыкальный клуб «Веселые нотки»

Программа  внеурочной деятельности «Веселые нотки» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,  Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993), Примерной образовательной программы начального общего  и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)  в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «...», утвержденной приказом по школе № 191 от 01.09.2021 и авторской программы И.Н.Ходневой  «Студия вокала».

Цель данного курса: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности , обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Основные задачи курса:

1.      углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

2.      обучить детей вокальным навыкам; привить навыки сценического поведения

3.      развивать музыкально-эстетический вкус; формировать  чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

4.      привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

5.      развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;

6.      развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

7.      воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

8.      потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Место курса: в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной деятельности курс «Веселые нотки» в 4 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа в год. 

Планируемые результаты курса  внеурочной деятельности

«Веселые нотки».

Личностные универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».

У обучающихся будут сформированы:

·         чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

·         уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

·         понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

·          эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

·         эстетически   откликаться  на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально  творческой   деятельности;

·         эстетические потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·         умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·         умения обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

·         умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

·         умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

·         выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

·         овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

·         использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

·         ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·         чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

·         быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

·         петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

·         соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

·         участие в концертах и музыкальных вечерах, приобретение исполнительского опыта.

·         знать и определять на слух:

музыку разного эмоционального содержания;

музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

·         знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

·         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор

·         побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;

·         осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

·         овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

·         общатьсяивзаимодействоватьвпроцессеансамблевого,коллективного(хоровогоиинструментального)воплощения различных  художественных   образов,

·         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит;

·         задавать вопросы;

·         контролировать действия партнёра;

·         использовать речь для регуляции своего действия;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

Обучающиеся научатся:

·         определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании  различных  музыкальных  инструментов,   в том  числе и современных   электронных;

·         воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

·         продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

·         узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

·         исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация)

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятия;

·         развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;

·         формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;

·         развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;

·         развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера;

·         формирование  навыков  элементарного музицирования   на  простейших инструментах;

·         освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи.

·         умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

 

Содержание курса:

Музыка – душа человека - 8 часов. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.. Летние впечатления. Музыкальный язык России. Народные песни и танцы. Понятие об ансамблевом пении. Музыка вокруг нас. Сольное и ансамблевое пение. Встреча музыкальных жанров. Наш гость песня. Разновидности ансамбля как музыкальной категории. Колыбельные песни – начало познания музыки и жизни. Народные песни, частушки. Народные игры, танцы. Отражение в музыке прекрасного и безобразного. Отражение в музыке добра и зла. Мир глазами композитора, художника. Композитор - исполнитель - слушатель. Великие исполнители. П.И. Чайковского «Октябрь», «Сентябрь», анализ средств музыкальной выразительности, используемых композитором. Нотная грамота. Нотный стан. Ноты. Музыкальные инструменты. Музыкальный пейзаж. Осень на дворе.

 Музыка и движение - 8 часов. Русская былина. Музыкальные герои. Музыкальные портреты и характеры. Встреча музыкальных жанров. Наш гость марш. Встреча музыкальных жанров. Наш гость танец. Озорные песенки из мультфильмов. Современная музыка. Классная дискотека. Вокальная музыка. Дирижерские жесты Песни о Родине.  В современных ритмах Народные игры, танцы. Игра «Угадай мелодию».Музыкальный пейзаж. Хрустальный звон зимы. Подбор репертуара к Новому году. Проект. Музыка и движение.  Рождественские калядки.  Вокруг елки хоровод.

Классика музыки – 10 часов  Сказка в музыке. Знакомство с оперой. Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»  Знакомство с балетом. П.И.Чайковский. «Спящая красавица» Творчество и импровизация.  Прощай, Масленица. Музыкальные портреты и характеры. Защитники Отечества Симфоническая сказка С.С.Прокофьев «Петя и волк» Знакомство с темами. С.С.Прокофьев«Петя и волк». Слушание Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Музыка для мамы Любимые песни. Музыкальные инструменты. Подготовка к театрализации сказки Проект. Театр открывается... Художники, костюмеры. Музыкальный пейзаж. Звуки весны в музыке.

Играем и поём -  8 часов День весенний – день веселья. Музыкальные космические дали.  Музыка в детском кино. Вокальный портрет. Песни сказочных героев. Весеннее настроение. Проект. Инсценирование песни. Наша слава-Русская держава!» Героическая музыка. День Победы. Джазовая музыка. Подготовка проекта. Музыкальный театр. Проект. Музыкальный театр. Народные традиции и обряды в музыке  Песни о друзьях и дружбе Песни о школе и детстве Музыкальный пейзаж. Лето. Игра - викторина «Что мы знаем о музыке».

 

Тематическое планирование

№ п/п

Темы

Вопросы воспитания

Количество часов

1.       

Музыка – душа человека

Воспитывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

8 часов.

2.       

Музыка и движение

Воспитывать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; эстетически   откликаться  на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально  творческой   деятельности.

8 часов

3.       

Классика музыки

Воспитывать эстетические потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

10 часов

4.       

Играем и поём

Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

Воспитывать потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностное отношение к музыке.

8 часов

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Наименование раздела, темы урока

 

Музыка – душа человека - 8 часов.

1.       

Музыкальный язык России. Народные песни и танцы. Понятие об ансамблевом пении. Музыка вокруг нас. Сольное и ансамблевое пение.

2.       

Встреча музыкальных жанров. Наш гость песня. Разновидности ансамбля как музыкальной категории. Колыбельные песни – начало познания музыки и жизни

3.       

Народные песни, частушки. Народные игры, танцы

4.       

Отражение в музыке прекрасного и безобразного. Отражение в музыке добра и зла.

5.       

Мир глазами композитора, художника Композитор - исполнитель - слушатель. Великие исполнители

6.       

Музыкальный пейзаж. Осень на дворе. П.И. Чайковский «Октябрь», «Сентябрь». Средства музыкальной выразительности.

7.       

Нотная грамота. Нотный стан. Ноты. Музыкальные инструменты.

8.       

Конкурс «Утренняя звезда» в классе

 

Музыка и движение - 8 часов.

9.       

Русская былина. Музыкальные герои. Музыкальные портреты и характеры.

10.   

Встреча музыкальных жанров. Наш гость марш. Наш гость танец.

11.   

Вокальная музыка. Дирижерские жесты

12.   

Песни о Родине. Народные игры, танцы

13.   

В современных ритмах. Классная дискотека.

14.   

Игра «Угадай мелодию»

15.   

Музыкальный пейзаж. Хрустальный звон зимы.

16.   

Проект. Музыка и движение. Вокруг елки хоровод. Рождественские колядки.

 

Классика музыки – 10 часов

17.   

Сказка в музыке. Знакомство с оперой. Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» 

18.   

Знакомство с балетом. П.И.Чайковский. «Спящая красавица». Музыкальные портреты и характеры.

19.   

Симфоническая сказка С.С.Прокофьев«Петя и волк» Знакомство с темами.

20.   

Народные традиции и обряды в музыке  Прощай, Масленица.

21.   

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

22.   

Творчество и импровизация.  Вокальные импровизации.

23.   

Защитники Отечества

24.   

Проект. Подготовка к театрализации сказки

25.   

Проект. Театр открывается...

26.   

Музыкальный пейзаж. Звуки весны в музыке. Песни о друзьях и дружбе

 

Играем и поём -  8 часов

27.   

День весенний – день веселья. Музыка в детском кино. Песни о школе и детстве

28.   

Музыкальные космические дали.

29.   

Проект. Инсценирование песни. Вокальный портрет. Песни сказочных героев.

30.   

Весеннее настроение. Джазовая музыка.

31.   

Подготовка проекта. Музыкальный театр.

32.   

Проект. Музыкальный театр.

33.   

Наша слава-Русская держава!» Героическая музыка. День Победы.

34.   

Музыкальный пейзаж. Лето красное. Игра - викторина «Что мы знаем о музыке».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий