Рабочая
программа по внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к курсу
внеурочной деятельности
музыкальный клуб «Веселые нотки»
Программа
внеурочной деятельности «Веселые нотки» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)», Письма Минобрнауки
России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного стандарта общего образования», СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены
приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте
России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993), Примерной
образовательной программы начального общего
и основного общего образования, одобренные решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015
№1/15) в соответствии с рабочей
программой воспитания МБОУ «...»,
утвержденной приказом по школе №
191 от 01.09.2021 и авторской программы
И.Н.Ходневой «Студия вокала».
Цель данного
курса: через активную музыкально-творческую
деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и
исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного
вокально-песенного искусства.
Цель массового музыкального образования и
воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного
общества в возрождении духовности , обеспечивает формирование целостного
мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном
пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой
частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим
голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры.
Основные задачи курса:
1.
углубить знания детей в области музыки:
классической, народной, эстрадной;
2.
обучить детей вокальным навыкам; привить
навыки сценического поведения
3.
развивать музыкально-эстетический вкус; формировать чувство прекрасного на основе классического и
современного музыкального материала;
4.
привить навыки общения с музыкой: правильно
воспринимать и исполнять ее;
5.
развивать интерес учащихся к песенному
творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
6.
развить музыкальные способности учащихся:
музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
7.
воспитание устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
8.
потребность в самостоятельном общении с
высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Место курса: в соответствии с основной
образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной
деятельности курс «Веселые нотки» в 4 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа
в год.
Планируемые
результаты курса внеурочной деятельности
«Веселые
нотки».
Личностные
универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут сформированы:
·
чувство гордости за
культуру и искусство Родины, своего народа;
·
уважительное отношение к
культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
·
понимание особой роли
культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
·
эстетические чувства,
художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
·
эстетически откликаться
на искусство, выражая своё отношение к
нему в различных видах
музыкально творческой деятельности;
·
эстетические потребности
— потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении
к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой
деятельности.
Обучающийся получит
возможность для формирования:
·
умения сотрудничать с
товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с
общим замыслом;
·
широкая
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
·
умения обсуждать и
анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
·
умение планировать и
грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
·
умение рационально
строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место
занятий;
·
принимать
и сохранять учебную задачу;
·
учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
·
планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
·
вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата;
·
выполнять
учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной
форме.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
·
овладение умением
творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
·
использование средств
информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе
поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
·
ориентация
в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
·
чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
верно петь выученные песни, знать их
названия и авторов;
·
быть внимательными при пении к указаниям
учителя; понимать дирижерские жесты;
·
петь напевно, легко, светло, без
форсирования звука;
·
соблюдать при пении певческую
установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад,
опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
·
участие
в концертах и музыкальных вечерах, приобретение исполнительского опыта.
·
знать и определять на слух:
музыку
разного эмоционального содержания;
музыкальные
жанры (песня, танец, марш);
средства
музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
музыкальные
инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
·
знать название женских и мужских
певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
·
знать и понимать термины: солист,
оркестр, сольное пение, дуэт, хор
·
побуждение эмоционального отклика на
музыку разных жанров;
·
осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
·
овладение умением вести
диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
·
общатьсяивзаимодействоватьвпроцессеансамблевого,коллективного(хоровогоиинструментального)воплощения различных художественных образов,
·
адекватно
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
·
допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать
собственное мнение и позицию;
·
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
·
строить
понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит;
·
задавать
вопросы;
·
контролировать
действия партнёра;
·
использовать
речь для регуляции своего действия;
·
адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета.
Обучающиеся
научатся:
·
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том
числе и современных электронных;
·
воплощать
в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
·
продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
·
узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
·
исполнять
музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация)
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
развитие
устойчивого интереса к музыкальным занятия;
·
развитие умений
учащихся воспринимать музыкальные
произведения
с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их
характера и настроения;
·
формирование навыков
выражения своего отношения
музыке в
слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
·
развитие
певческих умений и навыков (координации
между слухом и голосом, выработка
унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное
исполнение песен;
·
развитие умений
откликаться на музыку
с помощью простейших
движений и пластического
интонирования, драматизация пьес
программного характера;
·
формирование навыков
элементарного музицирования
на простейших инструментах;
·
освоение элементов
музыкальной грамоты как
средство осознания музыкальной
речи.
·
умению приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту
внутреннего мира человека.
Содержание курса:
Музыка – душа человека - 8 часов. Строение голосового аппарата, техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.. Летние
впечатления. Музыкальный язык России. Народные песни и танцы. Понятие об ансамблевом пении. Музыка вокруг нас. Сольное и
ансамблевое пение. Встреча музыкальных жанров. Наш гость песня. Разновидности ансамбля как музыкальной
категории. Колыбельные песни – начало познания музыки и жизни. Народные песни, частушки. Народные игры, танцы. Отражение
в музыке прекрасного и безобразного. Отражение в музыке добра и зла. Мир глазами композитора, художника. Композитор - исполнитель - слушатель. Великие исполнители. П.И. Чайковского
«Октябрь», «Сентябрь», анализ средств музыкальной выразительности, используемых
композитором. Нотная грамота. Нотный стан. Ноты. Музыкальные
инструменты. Музыкальный
пейзаж. Осень на дворе.
Музыка
и движение - 8 часов. Русская былина. Музыкальные
герои. Музыкальные портреты и характеры. Встреча
музыкальных жанров. Наш гость марш. Встреча музыкальных жанров. Наш гость
танец. Озорные песенки из мультфильмов. Современная музыка. Классная дискотека.
Вокальная музыка. Дирижерские
жесты Песни о Родине. В
современных ритмах Народные игры,
танцы. Игра «Угадай мелодию».Музыкальный пейзаж. Хрустальный звон зимы. Подбор репертуара к Новому году. Проект. Музыка и
движение. Рождественские калядки. Вокруг елки хоровод.
Классика музыки – 10 часов Сказка в музыке. Знакомство с оперой. Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» Знакомство с балетом. П.И.Чайковский. «Спящая
красавица» Творчество
и импровизация. Прощай, Масленица.
Музыкальные портреты и характеры. Защитники Отечества Симфоническая
сказка С.С.Прокофьев «Петя и волк»
Знакомство с темами. С.С.Прокофьев«Петя
и волк». Слушание Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Музыка для мамы Любимые
песни. Музыкальные инструменты. Подготовка к театрализации сказки Проект. Театр
открывается... Художники, костюмеры. Музыкальный пейзаж. Звуки весны в музыке.
Играем и поём - 8 часов День
весенний – день веселья. Музыкальные космические дали. Музыка в детском кино. Вокальный портрет. Песни сказочных героев. Весеннее
настроение. Проект.
Инсценирование песни. Наша слава-Русская держава!» Героическая музыка. День
Победы. Джазовая музыка. Подготовка проекта. Музыкальный театр. Проект.
Музыкальный театр. Народные
традиции и обряды в музыке Песни о друзьях и дружбе
Песни о школе и детстве Музыкальный пейзаж. Лето. Игра - викторина «Что мы
знаем о музыке».
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы |
Вопросы воспитания |
Количество часов |
1.
|
Музыка – душа человека |
Воспитывать чувство гордости за культуру и искусство Родины,
своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства
в жизни общества и каждого отдельного человека |
8
часов. |
2.
|
Музыка и движение |
Воспитывать эстетические чувства, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии; эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в
различных видах музыкально творческой
деятельности. |
8
часов |
3.
|
Классика музыки |
Воспитывать эстетические
потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности. |
10 часов |
4.
|
Играем и поём |
Воспитание устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Воспитывать потребность в самостоятельном
общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
эмоционально-ценностное отношение к музыке. |
8
часов |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование
раздела, темы урока |
|
Музыка – душа человека - 8 часов. |
1.
|
Музыкальный язык России.
Народные песни и танцы. Понятие об ансамблевом пении. Музыка вокруг нас. Сольное и
ансамблевое пение. |
2.
|
Встреча музыкальных жанров. Наш гость песня. Разновидности ансамбля как музыкальной категории. Колыбельные песни – начало познания музыки и жизни |
3.
|
Народные песни,
частушки. Народные игры, танцы |
4.
|
Отражение в музыке прекрасного и безобразного. Отражение в
музыке добра и зла. |
5.
|
Мир
глазами композитора, художника Композитор - исполнитель - слушатель. Великие исполнители |
6.
|
Музыкальный пейзаж. Осень на дворе. П.И. Чайковский «Октябрь», «Сентябрь».
Средства музыкальной выразительности. |
7.
|
Нотная грамота. Нотный стан. Ноты. Музыкальные инструменты. |
8.
|
Конкурс «Утренняя звезда» в классе |
|
Музыка и движение - 8 часов. |
9.
|
Русская былина.
Музыкальные герои. Музыкальные портреты и характеры. |
10.
|
Встреча музыкальных жанров. Наш гость марш. Наш гость
танец. |
11.
|
Вокальная музыка. Дирижерские жесты |
12.
|
Песни о Родине. Народные игры, танцы |
13.
|
В современных ритмах. Классная дискотека. |
14.
|
Игра «Угадай мелодию» |
15.
|
Музыкальный пейзаж. Хрустальный звон зимы. |
16.
|
Проект. Музыка и
движение. Вокруг елки хоровод. Рождественские колядки. |
|
Классика музыки – 10
часов |
17.
|
Сказка в музыке. Знакомство с оперой. Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» |
18.
|
Знакомство с балетом. П.И.Чайковский. «Спящая красавица». Музыкальные портреты и характеры. |
19.
|
Симфоническая сказка С.С.Прокофьев«Петя и волк» Знакомство с темами. |
20.
|
Народные традиции и обряды в музыке Прощай, Масленица. |
21.
|
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. |
22.
|
Творчество и импровизация. Вокальные импровизации. |
23.
|
Защитники Отечества |
24.
|
Проект.
Подготовка к театрализации сказки |
25.
|
Проект. Театр
открывается... |
26.
|
Музыкальный пейзаж. Звуки весны в музыке. Песни о друзьях и дружбе |
|
Играем и поём - 8 часов |
27.
|
День весенний – день
веселья. Музыка в детском кино. Песни о школе и детстве |
28.
|
Музыкальные космические
дали. |
29.
|
Проект. Инсценирование
песни. Вокальный портрет. Песни сказочных
героев. |
30.
|
Весеннее настроение. Джазовая музыка. |
31.
|
Подготовка проекта.
Музыкальный театр. |
32.
|
Проект. Музыкальный
театр. |
33.
|
Наша слава-Русская держава!» Героическая музыка.
День Победы. |
34.
|
Музыкальный пейзаж. Лето
красное.
Игра - викторина «Что мы знаем о музыке». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий