среда, 22 сентября 2021 г.

 

Рабочая программа по предмету

«Литературное чтение»

 (базовый уровень)

Настоящая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115» Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России20 апреля 2021г. № 63180), Примерной образовательной программы начального общего  и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)  в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «…», утвержденной приказом по школе  № 191 от 01.09.2021 и авторской программы «Литературное чтение» для 4 класса, Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной и учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение». Учебник для 4 класса: В 2 частях. - Москва: Издательство «Просвещение» 2021 (Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации).

Рабочая программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку с планируемыми личностными, метапредметнымии предметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтение», в которой определяются основные цели и задачи освоения предмета, «Содержание учебного предмета», «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы».

Место предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение литературного чтения  в 4 классе отводится 102 часа в год, по 3 часа 34 учебные недели.

Цель программы: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; формирование читательского кругозора.

Основные задачи программы:

·         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

·         воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

·         обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

·         формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

·         формирование потребности в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

·         обогащение опыта эстетического восприятия: формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира; 

·         развитие умения выразить свои впечатления: развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений;

·         активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: 
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка).

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение» в 4 классе

Изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе направлено на получение следующих личностных результатов:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры русского народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

·         на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

·         с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·  понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

·  с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

·  самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;

·  создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

·         сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

·         формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

·         понимать учебную задачу урока;

·         читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

·         коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

·         коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

·         контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

·         оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

·         оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

·         выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

·         анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

·         осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

·         читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

·         составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

·         выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

·         оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

·         определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

·         анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

·         фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

·         предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

·         осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

·         пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

·         отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

·         понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

·         сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

·         сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

·         создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

·         понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

·         соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

·         определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

·         понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

·         анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

·         сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

·         находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

·         самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

·         понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

·         проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

·         предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

·         определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

·         создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

·         сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;

·         находить сходства и различия.

Коммуникативные УУД

 Обучающиеся научатся:

·         вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

·         создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

·         оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

·         не конфликтовать, использовать вежливые слова;

·         употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

·         находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

·         оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

·         принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·         определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

·         оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

·         оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

·         находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

·         готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. Учащиеся получат возможность научиться:

·         высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

·         понимать цель своего высказывания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

·         участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

·         создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

·         проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

·         объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

·         отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

·         опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

·         объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;

·         приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

·         находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

·         готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;

·         использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

·         озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения в первом полугодии – 90-100 слов в минуту, во втором полугодии – 100-120 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темп, ритм, логические и психологические паузы);

• составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

·         выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

·         работать с толковым словарем;

·         использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы, мелодика);

·         составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);

·         делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

·         определять тему и главную мысль произведения;

·         соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

·         озаглавливать иллюстрации и тексты;

·         составлять простой план произведения;

·         пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану); выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

·         ставить вопросы к прочитанному;

·         выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка)и лексику,

·         отличать сказку от рассказа;

·         использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).

 

Содержание предмета «Литературное чтение»

Летописи, былины, жития. 9 ч. Летописи. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Летописи. И вспомнил Олег коня своего. Былина - жанр устного народного творчества.  Богатыри – защитники земли Русской.

Текст былины в пересказе. Житие - жанр древнерусской литературы. Проект: «Былинные герои». Летописи. Былины. Жития.

Чудесный мир классики. 19 ч. К.Ушинский «Четыре желания». А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин. Связь произведений литературы с другими видами искусств. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..." Характеристика героев произведения. *Добро и зло в жизни и в сказке. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..." Постановка вопросов по содержанию. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне..."Определение темы и главной мысли произведения. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". Сказки народов мира. М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". Пересказ текста по плану. М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". Анализ поступков героев. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. "Детство". Л.Н.Толстой. "Как мужик камень убирал". Наблюдение за выразительностью языка. А.П.Чехов. Жизнь и творчество. А.П.Чехов. "Мальчики". Обобщение "Чудесный мир классики."

Поэтическая тетрадь. 7 ч. Родная сторона, что матушка. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Интонация и ритм стихотворений. Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». Средства художественной выразительности в лирическом тексте. А.Н. Плещеев «Дети и птичка» И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Олицетворение. Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»И.А. Бунин «Листопад». Эпитеты. Обобщение "Поэтическая тетрадь."

Литературные сказки. 13 ч. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Выборочный пересказ. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Пересказ от лица героя. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Интонация и выразительность рассказчика. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Чтение по ролям. П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Работа с толковым словарем. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Повествование. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана. Обобщение "Литературные сказки".

Делу время – потехе час. 10 ч. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Эмоционально-нравственные переживания героя. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Кульминация произведения. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Определение жанра произведения В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Пересказ от своего лица. Обобщение "Делу время - потехе час".

Страна детства. 11 ч. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Смысл названия произведения. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Главная мысль произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Связь произведений литературы с другими видами искусств. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Составление плана. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Пересказ по плану. М.М. Зощенко «Елка». Составление рассказа о поступках героев. Обобщение "Страна детства".

Природа и мы. 14 ч.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Определение жанра произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Выборочный пересказ. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Определение главных героев произведения. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Главная мысль произведения. М.М.Пришвин «Выскочка». Сочинение продолжения. Е.И. Чарушин «Кабан». Определение жанра произведения. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Высказывание личного отношения к прочитанному. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Пересказ по плану. Внеклассное чтение: «Русские писатели о природе». Обобщение "Природа и мы".

Родина. 7 ч. И.С. Никитин «Русь». Метафора. С.Д. Дрожжин «Родине». Анализ стихотворения. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Главная мысль произведения. *Проект: «Они защищали Родину». Обобщение "Родина".

Страна Фантазия. 5 ч. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Составление рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Определение жанра. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Пересказ от лица героя. Обобщение "Страна Фантазия".

Зарубежная литература. 7 ч. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Пересказ от лица героя. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Высказывание личного мнения. Г.Х. Андерсен «Русалочка».Деление текста на части. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Составление плана. Г.Х.. Андерсен «Русалочка». Сжатый пересказ. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Определение жанра произведения. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Главная мысль произведения. Обобщение "Зарубежная литература".

 

тематическое планирование

№ п/п

Темы

Вопросы воспитания

Количество часов

1.       

Летописи, былины, жития.

 

 

Воспитывать желание приобретать новые знания. Воспитывать учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, проявление желания больше узнать. Воспитывать восприятия литературного произведения как особого вида искусства, полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на прочитанное.

9 ч.

2.       

Чудесный мир классики.

Воспитывать устойчивую мотивацию  к исследовательской деятельности, навыков организации в составе группы, способность к адекватной самооценке. Воспитывать понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

19 ч.

3.       

Поэтическая тетрадь

Воспитание чувства гордости при чтении произведений русских поэтов, формировать выражение своих чувств при работе с художественными  произведениями.

7 ч.

4.       

Литературные сказки.

Воспитание положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правил делового сотрудничества, умения  считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре. Воспитание восприятия литературного произведения как особого вида искусства, полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на прочитанное.

13 ч.

5.       

Делу время – потехе час.

Формировать мораль как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. Воспитывать умение  эмоционально  «проживать» текст,  формировать умение выражать свои эмоции, проявлять позитивные чувства к произведениям отечественных писателей. Воспитывать положительное отношение  к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать,  применение  правила  делового сотрудничества.

10 ч.

6.       

Страна детства.

Воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Использование примеров ответственного и самостоятельного поведения в своей жизни, готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

11 ч.

7.       

Природа и мы.

Воспитание потребности в систематическом чтении, как средстве  познания мира и самого себя, осознание значимости чтения для своего  дальнейшего развития и успешного обучения. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, осознание с помощью  чтения художественного произведения основных  ценностей взаимоотношений в семье.

14 ч.

8.       

Родина.

Способствовать осознанию себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам. Воспитание внимательного отношения к переживаниям своим и других людей, положительного отношения к процессу познания, применение правил делового сотрудничества. Осознание с помощью чтения художественных произведений основных жизненных ценностей (любовь к Родине, к своей семье) проявление внимания, желания больше узнать.

7 ч.

9.       

Страна Фантазия.

Воспитание личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, умение проявлять  в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, помощь.

5 ч.

10.   

Зарубежная литература.

Воспитание умений осознавать и определять свои эмоции с помощью чтения произведения основных жизненных ценностей. Отслеживание эстетических и нравственных чувств героев произведения, использование предлагаемых учителем форм самооценки и взаимооценки

7 ч.


календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

 

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Дата по плану

Дата по факту

Причина корректировки

Летописи, былины, жития. 9 ч.

1.       

Что знаем и умеем. В мире книг.

 

 

 

2.       

Былина - жанр устного народного творчества

 

 

 

3.       

Текст былины в пересказе.

 

 

 

4.       

Летописи. И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

 

 

 

5.       

Летописи. И вспомнил Олег коня своего

 

 

 

6.       

Житийная литература

 

 

 

7.       

Наши проекты.  «Былинные герои»

 

 

 

8.       

Обобщение. Летописи. Былины. Жития.

 

 

 

9.       

Поговорим о самом главном. Защитник Отечества.  Богатыри – защитники земли Русской.

 

 

 

 

Чудесный мир классики. 19 ч.

10.   

Что знаем и умеем. В мире книг.

 

 

 

11.   

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

 

 

 

12.   

А.С. Пушкин. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

 

 

 

13.   

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..." Характеристика героев произведения.

 

 

 

14.   

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..."Определение темы и главной мысли произведения

 

 

 

15.   

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..."  Подробный пересказ.

 

 

 

16.   

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..." Постановка вопросов по содержанию.

 

 

 

17.   

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

 

 

 

18.   

М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб". Сказки народов мира

 

 

 

19.   

М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб". Пересказ текста по плану

 

 

 

20.   

М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб". Анализ поступков героев

 

 

 

21.   

Главная мысль произведения. Отзыв о литературном произведении

 

 

 

22.   

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. "Детство"

 

 

 

23.   

Л.Н. Толстой. "Детство. Ивины". Характеристика героя.

 

 

 

24.   

А.П. Чехов. Жизнь и творчество

 

 

 

25.   

А.П. Чехов. "Мальчики". Отношение автора к поступку персонажей.

 

 

 

26.   

А.П. Чехов. "Мальчики". Работа с иллюстрациями

 

 

 

27.   

А.П. Чехов. "Мальчики". Сравнивание эпизодов.

 

 

 

28.   

Обобщение "Чудесный мир классики."

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь 7 ч.

29.   

Поговорим о главном. Любовь к родному языку.

 

 

 

30.   

В мире книг. Ушинский. "Четыре желания"

 

 

 

31.   

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Интонация и ритм стихотворений

 

 

 

32.   

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». Средства художественной выразительности в лирическом тексте

 

 

 

33.   

 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Олицетворение

 

 

 

34.   

Н.А. Некрасов «Саша». И.А. Бунин «Листопад». Эпитеты

 

 

 

35.   

Обобщение "Поэтическая тетрадь."

 

 

 

 

Литературные сказки. 13 ч.

36.   

Литературные сказки. В мире книг.

 

 

 

37.   

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Выборочный пересказ

 

 

 

38.   

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Сравнение народной и авторской сказок.

 

 

 

39.   

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».  Пересказ от лица героя

 

 

 

40.   

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Интонация и выразительность рассказчика

 

 

 

41.   

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Чтение по ролям

 

 

 

42.   

П.П. Бажов «Серебряное копытце». 

 

 

 

43.   

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Работа с толковым словарем

 

 

 

44.   

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Повествование

 

 

 

45.   

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана

 

 

 

46.   

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Пересказ по плану.

 

 

 

47.   

Обобщение "Литературные сказки"

 

 

 

48.   

Оценим достижения. Проверочная работа.

 

 

 

 

Делу время – потехе час. 10 ч.

49.   

Поговорим о главном. Внутренняя красота человека.

 

 

 

50.   

В мире книг. Особенности юмористического произведения.

 

 

 

51.   

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Эмоционально-нравственные переживания героя

 

 

 

52.   

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

 

 

 

53.   

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Кульминация произведения.

 

 

 

54.   

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Определение жанра произведения

 

 

 

55.   

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Пересказ от лица героя рассказа.

 

 

 

56.   

Поговорим о самом главном.

 

 

 

57.   

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Пересказ от своего лица

 

 

 

58.   

Обобщение "Делу время - потехе час"

 

 

 

 

Страна детства. 11 ч.

59.   

В мире книг. План произведения.

 

 

 

60.   

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Смысл названия произведения

 

 

 

61.   

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Анализ поступка героя.

 

 

 

62.   

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Главная мысль произведения

 

 

 

63.   

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Связь произведений литературы с другими видами искусств.

 

 

 

64.   

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Приемы сравнения, олицетворения в описании природы.

 

 

 

65.   

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Высказывание мнения о прочитанном

 

 

 

66.   

М.М. Зощенко «Елка». Составление рассказа о поступках героев.

 

 

 

67.   

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства». Определение главной мысли и темы

 

 

 

68.   

С.Есенин "Бабушкины сказки" Тема стихотворения.

 

 

 

69.   

Обобщение "Страна детства"

 

 

 

 

Природа и мы. 14 ч.

70.   

В мире книг. Художественная и научно-познавательная литература.

 

 

 

71.   

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Определение жанра произведения

 

 

 

72.   

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

 

 

 

73.   

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Выборочный пересказ

 

 

 

74.   

С.Есенин "Лебёдушка". Эпитеты и сравнения.

 

 

 

75.   

М.М.Пришвин «Выскочка». Сочинение продолжения

 

 

 

76.   

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Определение главных героев произведения

 

 

 

77.   

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Главная мысль произведения.

 

 

 

78.   

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Высказывание личного отношения к прочитанному

 

 

 

79.   

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

 

 

 

80.   

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Пересказ по плану

 

 

 

81.   

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Художественный вымысел автора и наблюдения за природой.

 

 

 

82.   

Обобщение "Природа и мы" Проверка техники чтения

 

 

 

83.   

Оценим достижения. Проверочная работа.

 

 

 

 

Родина. 7 ч.

84.   

В мире книг. Подготовка к презентации "Россия - великая держава"

 

 

 

85.   

И.С. Никитин «Русь». Метафора

 

 

 

86.   

С.Д. Дрожжин «Родине». Анализ стихотворения

 

 

 

87.   

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Главная мысль произведения

 

 

 

88.   

Поговорим о самом главном. Защитники Брестской крепости

 

 

 

89.   

Проект: «Они защищали Родину»

 

 

 

90.   

Обобщение "Родина" Проверка техники чтения

 

 

 

 

Страна Фантазия. 5 ч.

91.   

В мире книг. Художественная литература.

 

 

 

92.   

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра

 

 

 

                                                              i.       

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Составление рассказа

 

 

 

93.   

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Определение жанра

 

 

 

94.   

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Пересказ от лица героя

 

 

 

 

Зарубежная литература. 7 ч.

95.   

В мире книг. Отзыв. Список книг.

 

 

 

96.   

Дж.Свифт "путешествия Гулливера" Средства художественной выразительности.

 

 

 

97.   

Г.Х.Андерсен "Русалочка". Анализ поступков героев произведения».

 

 

 

98.   

Г.Х.Андерсен "Русалочка". Деление текста на части.  Составление плана.

 

 

 

99.   

Г.Х.Андерсен "Русалочка". Высказывание мнения о произведении

 

 

 

100.                      

М.Твен "Приключения Тома Сойера" Пересказ от лица героя.

 

 

 

101.                      

Обобщение "Зарубежная литература"

 

 

 

102.                      

Проект «Как хорошо уметь читать»

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий