Рабочая программа
по предмету
«Окружающий мир»
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по окружающему миру составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от
31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №
373», Приказа Министерства просвещения
РФ от 22.03.2021г. №115»Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего , основного общего и
среднего общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 20апреля 2021г.№63180),Примерной
образовательной программы начального общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 08.04.2015 №1\15)в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «…»,
утверждённой приказом по школе №191 от 01.09.2021г. и авторской учебной программы «Окружающий мир.
1-4 классы», автор
А.А. Плешаков; Просвещение, 2016.
В основе методики
преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход,
обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных
способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы
и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений
окружающего мира.
Цель
данного предмета: формирование
целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой; нравственное развитие и воспитание
личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Основные задачи предмета:
·
формирование
уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
·
осознание
ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
·
формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
·
формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Для успешного
решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми
различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране
среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся,
которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной
школы отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения
курса «Окружающий мир» в 4 классе
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
·
более глубокое представление о гражданской
идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и
носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
·
представления о связях между изучаемыми объектами
и явлениями действительности (в природе и обществе);
·
представление о необходимости бережного,
уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме
национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных
обычаев;
·
овладение первоначальными навыками адаптации в
изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и
жизни людей;
·
понимание и принятие норм и правил школьной
жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
предмету «Окружающий мир»;
·
познавательные мотивы учебной деятельности,
понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира,
могут быть полезны в жизни;
·
представление о личной ответственности за свои
поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного
отношения к растениям, животным, окружающим людям.
Обучающиеся получат возможность сформировать:
·
эстетические чувства, впечатления через
восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других
достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных
стран;
·
этические чувства и нормы на основе представлений
о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной,
осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм
экологической этики;
·
способность к сотрудничеству со взрослыми и
сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том
числе учебных проектов;
·
установка на безопасный, здоровый образ жизни на
основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня,
правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в
природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
·
бережное отношение к материальным и духовным ценностям
через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных
производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в
создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
·
понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную совместно с учителем;
·
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её
на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
·
выделять из темы урока известные и неизвестные
знания и умения;
·
планировать своё высказывание (выстраивать
последовательность предложений для раскрытия темы).
Обучающиеся получат возможность научиться:
·
планировать последовательность операций на
отдельных этапах урока;
·
фиксировать в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
·
оценивать правильность выполнения заданий,
используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные
учителем;
·
соотносить выполнение работы с алгоритмом,
составленным совместно с учителем;
·
контролировать и корректировать своё поведение по
отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
·
понимать и толковать условные знаки и символы,
используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
·
находить и выделять при помощи взрослых
информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
·
использовать схемы для выполнения заданий, в том
числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
·
понимать содержание текста, интерпретировать
смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий,
таблиц;
·
анализировать объекты окружающего мира, схемы,
рисунки с выделением отличительных признаков;
·
классифицировать объекты по заданным (главным)
критериям;
·
сравнивать объекты по заданным критериям (по
эталону, на ощупь, по внешнему виду);
·
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
·
устанавливать причинно-следственные связи между
явлениями;
·
строить рассуждение (или доказательство своей
точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·
проявлять индивидуальные творческие способности
при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке
сообщений, иллюстрировании рассказов;
·
моделировать объекты, явления и связи в
окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики,
производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
·
включаться в коллективное обсуждение вопросов с
учителем и сверстниками;
·
формулировать ответы на вопросы;
·
слушать партнёра по общению и деятельности, не
перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
·
договариваться и приходить к общему решению при
выполнении заданий;
·
высказывать мотивированное суждение по теме урока
(на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
·
поддерживать в ходе выполнения задания
доброжелательное общение друг с другом;
·
признавать свои ошибки, озвучивать их,
соглашаться, если на ошибки указывают другие;
·
употреблять вежливые слова в случае неправоты
«Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание,
я его обязательно учту» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·
понимать и принимать задачу совместной работы
(парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
·
строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
·
готовить небольшие сообщения, проектные задания с
помощью взрослых;
·
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающиеся будут уметь:
·
соотносить год с
веком, определять последовательность исторических событий;
·
приводить примеры
патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
·
понимать суть
исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с
монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона,
заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы,
Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма;
·
в учебных и реальных
ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее
экологической допустимости;
·
определять возможные
причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы,
варианты личного участия в сохранении природного окружения;
·
предлагать простейшие
прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
·
приводить примеры
животных Красной книги России и Международной Красной книги;
·
самостоятельно
находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме
природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения,
рассказа;
·
применять иллюстрацию
учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
·
знать и соблюдать
правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов,
пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
·
адекватно оценивать
ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или)
велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных
ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
·
оценивать, что полезно
для здоровья, а что вредно.
Обучающиеся научатся:
·
понимать особую роль
России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
·
пользоваться
измерительными приборами и инструментами;
·
находить информацию в
справочной и научно-популярной литературе;
·
читать карты, планы и
схемы;
·
иметь представление о
Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года;
·
пользоваться
средствами связи в повседневной жизни;
·
характеризовать
особенности звёзд и планет;
·
проводить опыты с
водой и воздухом;
·
определять
отличительные черты растений и животных, классифицировать их по разным группам;
·
осознавать целостность
окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
·
составлять цепи
питания, характерные для разных природных сообществ;
·
принимать посильное
участие в охране природы своего края;
·
определять общее и
различное в устройстве традиционного жилища народов своего края;
·
принимать гостей в
соответствии с традициями своего края;
·
выполнять правила
здорового образа жизни.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
·
оказывать первую
помощь в экстренных случаях;
·
организовывать
подвижные игры;
·
планировать семейный
бюджет;
·
совместно со старшими
работать с семейными документами и составлять родословное дерево своей семьи;
·
приводить примеры
объектов Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом;
·
иметь представление об
особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные
ископаемые, водоемы, природные сообщества;
·
рассказывать о своих впечатлениях с помощью
рисунков и фотографий;
·
составлять Список
природного и культурного наследия своего края и личный Список Всемирных
духовных сокровищ;
·
объяснять роль
основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своём
организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).
Содержание предмета
Земля и человечество. 9 ч. Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы. Практическая работа «Моделирование движения Земли
вокруг своей оси и вокруг Солнца». Звездное небо - великая книга
природы.Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где?. Мир глазами
эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.
Тест. Сокровищница Земли под охраной человека.
Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в
России и за рубежом.
Природа России. 12 ч. Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России. Природные
зоны России. Зона арктических
пустынь. Тундра. Леса России. Лес и
человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Проект
"Заповедники и национальные парки России". Обобщение "Природа России". Контрольная работа по теме:
«Природа России».
Родной край - часть большой страны. 12 ч. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Проект "Охрана природы в нашем
крае". Растениеводство в нашем
крае. Животноводство в нашем крае. Обобщение "Родной край - часть
большой страны".
Страницы всемирной истории. 5 ч. Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается
сегодня. Обобщение: "Страницы
всемирной истории".
Страницы истории России. 19 ч. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Проект: "Чему и как
учились". Русь расправляет
крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты
России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года.
Страницы истории 19 века. Россия
вступает в 20 век. Страницы истории
1920-1930-х годов. Великая
Отечественная война и Великая Победа. Проект:
"Война в судьбе моей семьи". Страна,
открывшая путь в космос. Обобщение
"Страницы истории России".
Современная Россия. 11 ч. Основной закон России и права
человека. Мы - граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Проект "Календарь праздников
моей семьи". Путешествие по
России. Путешествие по России.
Дальний восток. На просторах Сибири. По Уралу. Путешествие по России.
Путешествие по северу Европейской части России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов.
Путешествие по России. Путешествие по Волге. Юг России. Проверим себя и
оценим свои достижения. Мир и люди прошлого на полотнах великих мастеров. Презентация
проектов по выбору: «Календарь
праздников моей семьи», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов»
Обобщение "Современная Россия".
тематическое
планирование
№ п/п |
Темы |
Вопросы воспитания |
Количество часов |
1.
|
Земля и
человечество. |
Повышаем экологическую грамотность учащихся,
вооружаем их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов,
формируем активную гуманную позицию по отношению к природе, воспитываем
у школьников экологическую культуру. |
9 ч. |
2.
|
Природа России. |
Воспитываем гуманную, творческую,
социально-активную личность, бережно, ответственно относящуюся к богатствам
природы и общества. Формируем у обучающихся убеждение в
необходимости бережного отношения к окружающей среде, разумного
природопользования. |
12 ч. |
3.
|
Родной край - часть большой страны. |
Выделяем
экологические знания в предмете, вооружаем учащихся мыслительными операциями
(сравнением, анализом, выделением главного, установлением
причинно-следственных связей); Осуществляем
экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой. Воспитываем основам гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие. |
12 ч. |
4.
|
Страницы всемирной истории. |
Развиваем способности учащихся
анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма. |
5 ч. |
5.
|
Страницы истории России. |
Воспитываем
чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального
российского общества . |
19ч. |
6.
|
Современная Россия. |
Развиваем начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Воспитываем чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. Воспитываем уважительное отношение к России , родному краю, своей семье ,истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. |
11 ч. |
календарно-тематическое планирование по
окружающему миру,
4 класс
№ |
Наименование раздела, темы урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Причина корректировки |
|
Земля и человечество.
9 ч. |
|
|
|
1.
|
Мир глазами астронома. |
|
|
|
2.
|
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг
Солнца». |
|
|
|
3.
|
Звездное небо - великая книга
природы. |
|
|
|
4.
|
Мир глазами географа. |
|
|
|
5.
|
Мир глазами историка. |
|
|
|
6.
|
Когда и где? |
|
|
|
7.
|
Мир глазами эколога. |
|
|
|
8.
|
Сокровища Земли под охраной
человечества. Международная Красная книга. Тест. |
|
|
|
9.
|
Сокровищница Земли под охраной
человека. Наиболее значимые объекты
Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. |
|
|
|
|
Природа
России. 12 ч. |
|
|
|
10.
|
Равнины и горы России. Практическая
работа. Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» |
|
|
|
11.
|
Моря, озера и реки России. Практическая
работа. Поиск и показ на физической карте море, озёр и рек России |
|
|
|
12.
|
Природные зоны России. |
|
|
|
13.
|
Зона арктических пустынь. |
|
|
|
14.
|
Тундра. |
|
|
|
15.
|
Леса России. |
|
|
|
16.
|
Лес и человек. Проверочная
работа «Проверим себя и оценим свои
достижения» |
|
|
|
17.
|
Зона степей. |
|
|
|
18.
|
Пустыни. |
|
|
|
19.
|
У Черного моря. Тест. |
|
|
|
20.
|
Контрольная работа по теме:
«Природа России». |
|
|
|
21.
|
Итоговый урок по разделу: «Природа
России». Мусор — источник загрязнения окружающей среды. Обращение с отходами. |
|
|
|
|
Родной
край - часть большой страны. 12ч. |
|
|
|
22.
|
Поверхность нашего края. |
|
|
|
23.
|
Водные богатства нашего края. |
|
|
|
24.
|
Наши подземные богатства.
Практическая работа. «Определение свойств полезных ископаемых родного края» |
|
|
|
25.
|
Полезные ископаемые. |
|
|
|
26.
|
Земля – кормилица. |
|
|
|
27.
|
Жизнь леса. |
|
|
|
28.
|
Жизнь луга. |
|
|
|
29.
|
|
|
|
|
30.
|
Контрольная работа по теме: «Природные
сообщества» |
|
|
|
31.
|
Наши проекты. Проекты по выбору. |
|
|
|
32.
|
Итоговый урок по разделу: "Родной
край - часть большой страны". Мусор — источник загрязнения окружающей
среды. Обращение с отходами. |
|
|
|
33.
|
Заповедники России |
|
|
|
|
Страницы
всемирной истории. 5 ч. |
|
|
|
34.
|
Мир древности: далекий и близкий. |
|
|
|
35.
|
Средние века: время рыцарей и
замков. |
|
|
|
36.
|
Новое время: встреча Европы и
Америки. |
|
|
|
37.
|
Новейшее время: история
продолжается сегодня. |
|
|
|
38.
|
Итоговый урок по разделу: "Страницы
всемирной истории". |
|
|
|
|
Страницы
истории России. 19ч. |
|
|
|
39.
|
Государство Русь |
|
|
|
40.
|
Страна городов |
|
|
|
41.
|
Из книжной сокровищницы Руси. |
|
|
|
42.
|
Трудные времена на Русской земле. |
|
|
|
43.
|
Русь расправляет крылья. |
|
|
|
44.
|
Куликовская битва. |
|
|
|
45.
|
Иван Третий. |
|
|
|
46.
|
Россия в правлении царя Ивана Васильевича
Грозного |
|
|
|
47.
|
Патриоты России. |
|
|
|
48.
|
Петр Великий. |
|
|
|
49.
|
Михаил Васильевич Ломоносов. |
|
|
|
50.
|
Екатерина Великая. |
|
|
|
51.
|
Отечественная война 1812 года. |
|
|
|
52.
|
Страницы истории 19 века. |
|
|
|
53.
|
Россия вступает в 20 век. |
|
|
|
54.
|
Страницы истории 1920-1930-х годов. |
|
|
|
55.
|
Великая Отечественная война и
Великая Победа. |
|
|
|
56.
|
Страна, открывшая путь в космос. |
|
|
|
57.
|
Итоговый урок по разделу: "Страницы
истории России". |
|
|
|
|
Современная
Россия. 11 ч. |
|
|
|
58.
|
Основной закон России и права
человека. |
|
|
|
59.
|
Мы - граждане России. |
|
|
|
60.
|
Славные символы России. |
|
|
|
61.
|
Такие разные праздники. |
|
|
|
62.
|
Путешествие по России. Дальний
восток. На просторах Сибири. По Уралу. |
|
|
|
63.
|
Путешествие по России. Путешествие
по северу Европейской части России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. |
|
|
|
64.
|
Путешествие по России. Путешествие
по Волге. Юг России. Проверим себя и оценим свои
достижения. |
|
|
|
65.
|
Мир и люди прошлого на полотнах
великих мастеров. |
|
|
|
66.
|
Мир и люди прошлого на полотнах
великих мастеров. |
|
|
|
67.
|
Презентация проектов по выбору: «Календарь праздников моей семьи», «Великая
Отечественная война в воспоминаниях ветеранов» |
|
|
|
68.
|
Итоговый урок по разделу:
"Современная Россия". |
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий