среда, 22 сентября 2021 г.

 

Рабочая программапо внеурочной деятельности

клуба «Я-исследователь»

(базовый уровень)

Пояснительная записка 

Рабочая программа по внеурочной деятельности клуба «Я-исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля 2021г. № 63180), Примерной образовательной программы начального общего  и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)  в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «...», утвержденной приказом по школе от 01.09..2021г. №  ___ 191 и авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам», 2019г. Издательство: РОСТ книга.

Рабочая программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку» с планируемыми личностными, метапредметными и предметными результатами освоения внеурочной деятельности клуба «Я-исследователь»», в которой определяются основные цели и задачи освоения предмета, «Содержание учебного предмета», «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы»

Цель программы: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи программы:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной деятельности курса клуба «Я-исследователь» в 4 классе программа рассчитана на 34 ч. в год, 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- принимать и сохранять учебную задачу

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии

 

Предметные результаты

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять частии целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

(34 часа)

Развитие восприятия. (5часов)

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.

Развитие памяти. (8 часов)

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. (7 часов)

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. (7 часов)

 Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.

Развитие речи. (7 часов)

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

№ п/п

Темы

Вопросы воспитания

Количество часов

1.

Развитие восприятия

Воспитывать положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

5 ч

2.

Развитие памяти.

Воспитывать интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

8 ч

3.

Развитие внимания

Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

7 ч

4.

Развитие мышления

Воспитывать устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7

5

Развитие речи

Воспитывать устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

 

 

 

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

№ п/п

Наименование раздела

Форма организации

Вид деятельности

1.

Развитие восприятия

Диспут, беседы, викторины, игры.Учебно - тренировочное занятие. КВН

Наблюдение, обобщение, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.

2.

Развитие памяти.

Беседы, встречи за круглым столом, викторины, праздники, олимпиады, поиск исследований, проектная

деятельность

Анализ, синтез, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений

3.

Развитие внимания

Игра, беседы, экскурсия. Дни здоровья.Учебно - тренировочное занятие.

Получение информации, обсуждение. Групповая работа

4.

Развитие мышления

Игра, беседы, конкурсы, викторины. «Часы игр».  Учебно - тренировочное занятие

Чтение книг, просмотр фильмов, обсуждение. Творческая работа- конкурс рисунков, мини-сочинений.


Календарно-тематическое планирование

клуба «Я - исследователь» 34 часа

 

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Причины корректировки

1.                          

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

 

 

 

2.                          

Развитие концентрации внимания.

 

 

 

 

3.                          

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций.

 

 

 

4.                          

Логически - поисковые задания. Закономерности.

 

 

 

5.                          

Тренировка внимания

 

 

 

6.                          

Анаграммы.  Логически-поисковые задачи.

 

 

 

7.                          

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

 

 

 

8.                          

Задачи на развитие аналитических способностей.

 

 

 

9.                          

Тренировка зрительной памяти.

 

 

 

10.                      

«Найди фигуру». Логически –поисковые задания

 

 

 

 

11.                      

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

 

 

 

12.                      

Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

 

 

 

 

13.                      

Развитие быстроты реакции.  Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как».

 

 

 

14.                      

Логические задачи. Задачи на развитие аналитических способностей

 

 

 

15.                      

«Составь словечко».  Задачи на развитие аналитических способностей.

 

 

 

16.                      

 

Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», Слоговица»

 

 

 

 

17.                      

Тренировка зрительной памяти.  «Ряды чисел», «Найди фигуру».

 

 

 

18.                      

Развитие логического мышления.  «Аналогия», «Первая – одинаковая».

 

 

 

19.                      

Совершенствование воображения.  «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

 

 

 

20.                      

Пространственное воображение.

 

 

 

21.                      

Работа с изографами и числографами. «Так же, как»

 

 

 

22.                      

Составление ребусов.

 

 

 

23.                      

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

 

 

 

24.                      

Развитие логического мышления.  «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая». 

 

 

 

25.                      

Развитие быстроты реакций. «Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как», «Многозначные слова».

 

 

 

26.                      

Развитие концентрации внимания. «Слоговица», «Найди слово».  Антонимы.

 

 

 

27.                      

Тренировка внимания. Вопросы-загадки.

 

 

 

28.                      

 «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

 

 

 

29.                      

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки».

 

 

 

30.                      

Графический диктант. Штриховка.

 

 

 

31.                      

Мир волшебных точек. Вычисляй и рисуй.

 

 

 

32.                      

Тренировка зрительной памяти. «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур».

 

 

 

33.                      

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти»

 

 

 

34.                      

Конкурс эрудитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий