среда, 22 сентября 2021 г.

 

Рабочая программа по предмету

«Русский язык»

 (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115»Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России20 апреля 2021г. № 63180), Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «…», утвержденной приказом по школе № 191 от 01.09.2021 и авторской программы «Русский язык для 1-4 классов» под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г., М., Просвещение, 2020г. и учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 4 класс», в двух частях. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку» с планируемыми личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык», в которой определяются основные цели и задачи освоения предмета, «Содержание учебного предмета», «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы».

Место предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение русского языка в 4 классе отводится 153 часа в год (по 4,5 учебных часа в неделю, 34 недели).

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

          формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

          развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

          развитие коммуникативных умений;

          развитие нравственных и эстетических чувств;

          развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Изучение курса «Русский язык» в четвертом классе направлено на получение следующих результатов:

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- первичное представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; жела­ние умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуника­тивного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внут­ренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источ­никах информации: речь учителя, учебник и т.д.;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

- использовать речь для регуляции своих действий;

- оценивать свои достижения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, пла­нировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, однокласс­ников), решая её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ­ленную в явном виде;

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязатель­ной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных ис­точниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбо­ра языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или слова­ми нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.)

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуа­цию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выраже­ния мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро­желательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и кон­кретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнооб­разные средства языка.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающиеся получат возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

·         первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

·         осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

·         представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

·         позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

·         понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

·         овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

·         приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

·         освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

·         овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

·         овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающиеся научатся:

·         осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

·         практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

·         выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

·         овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

·         оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·         практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

·         овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

·         пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

·         письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

·         сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

·         составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

·         письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

·         проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

·         пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

·         различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

·         создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

·         анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

·         оформлять результаты исследовательской работы;

·         редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающиеся научатся:

·         произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

·         характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

·         соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

·         пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

·         различать звуки и буквы;

·         классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

·         знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

·         пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающиеся научатся:

·         осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

·         выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

·         определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

·         распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

·         подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

·         понимать этимологию мотивированных слов-названий;

·         выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

·         подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·         находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

·         пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

·         подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·         иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

·         работать с разными словарями;

·         приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающиеся научатся:                                                   

·         различать изменяемые и неизменяемые слова;

·         различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

·         находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

·         находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

·         узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

·         сравнивать, классифицировать слова по их составу;

·         соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

·         понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

·         образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

·         понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

·         узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

·         разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

·         подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающиеся научатся:

·         определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

·         распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

·         пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

·         выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

·         определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

·         определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

·         определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

·         распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

·         определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

·         иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

·         различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

·         понимать роль союзов и частицы не в речи;

·         подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

·         сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

·         различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

·         склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

·         различать родовые и личные окончания глагола;

·         наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

·         проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

·         находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

·         находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающиеся научатся:

·         различать предложение, словосочетание и слово;

·         устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

·         составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

·         устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

·         соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

·         классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

·         выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

·         находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

·         распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

·         составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·         различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

·         находить в предложении обращение;

·         выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Содержание учебного предмета

Повторение (6 ч.)Знакомство с учебником, его содержанием и структурой. Наша речь и наш язык. Текст и его план. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (9ч.)Однородные члены предложения (общее понятие).

Однородные главные и второстепенные члены предложения.

Входная контрольная работа. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Наши проекты.  «Похвальное слово знакам препинания». Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Р/р. Употребление сложных и простых предложений с однородными членами. Изложение «Рыбаки»

Слово в языке и речи (20 ч.)Слово и его лексическое значение.

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Контрольный диктант по теме «Предложение». Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова.  Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками. Развитие речи. Обучающее изложение. Составление текста из частей «Птенчик» Самостоятельные части речи. Морфологические признаки частей речи. Морфологические признаки частей речи. Грамматические признаки частей речи. Имя числительное. Глагол как часть речи. Наречие. Значение и употребление в речи.

Контрольная работа «Части речи» Правописание наречий.

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Работа над ошибками. Обобщение по теме «Части речи». Тест.
Имя существительное (37 ч.)
Повторение сведений об имени существительном. Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

Контрольное списывание «Правописание значимых частей слова» Признаки падежных форм имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имен существительных. Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах.

Несклоняемые имена существительные. Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложных падежах. Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».Работа над ошибками. Определение принадлежности имён существительных ко 2-му склонению. Падежные окончания имён существительных 2- го склонения. Определение принадлежности имён существительных к 3-му склонению.

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Контрольная работа «Склонение имён существительных» Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста по плану «Отважная птичка» Работа над ошибками.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи имен существительных. Морфология существительных. Правописание  безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание безударных  падежных окончаний имён существительных в дательном падеже. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах.

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница». Склонение имён существительных во множественном числе. Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе». Склонение имен существительных множественного числа. Окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. Именительный и родительный  падеж имен существительных множественного числа. Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи  одушевлённых имен существительных множественного числа.

 Окончания имен существительных дательного, творительного, предложного падежей множественного числа. Развитие речи. Обучающее изложение.

Тема и главная мысль текста. Изложение «Друзья». Анализ изложения. Обобщение по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа». Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа». Работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Имя прилагательное (29 ч.)Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Упражнение в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имён прилагательных по родам и числам в единственном числе. Развитие речи .Сочинение-описание «Моя любимая  игрушка». Изменение имён прилагательных по падежам. Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Склонение имён прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского рода и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном, родительном, винительном падежах. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Контрольный диктант "Правописание окончаний имен прилагательных". Наши проекты. "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Склонение имен прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах. Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Развитие речи. Составление текста-описания. Изложение «Лосёнок». Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода  в творительном и предложном падежах. Склонение имён прилагательных множественного числа. Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. Правописание   окончаний имён прилагательных в дательном и творительном падежах. Обобщение знаний по теме «Склонение имён прилагательных»

Контрольная работа «Склонение имён прилагательных». Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний

Личные местоимения (10 ч.)Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами.  Правописание предлогов с личными местоимениями. Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

Изменение личных местоимений по падежам. Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. Изложение «Букет мимозы». Роль глаголов в языке. Контрольная работа по теме «Местоимение»

Глагол (28 ч.)Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Развитие речи. Обучающее изложение. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Изложение «Уточка» Анализ изложения. Спряжение глаголов (общее понятие).

Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Мягкий знак после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Проверочная работа "Изменение глаголов по лицам и числам".1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.1 и 2 спряжения глаголов будущего времени.  Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Наши проекты. Пословицы и поговорки. Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

Правописание букв Е и И в безударных личных окончаниях глаголов. Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов. Контрольная работа «Спряжение глаголов». Анализ контрольной работы. Возвратные глаголы.  Правописание -тся и -ться в глаголах (общее представление). Правописание возвратных глаголов. Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. Контрольный диктант «Правописание личных окончаний глаголов». Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. Обобщение по теме «Глагол». Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста. Анализ изложения. Проверка знаний по теме «Глагол».

Итоговое повторение (14 ч.) Язык и речь. Текст. Итоговый контрольный диктант «Правописание слов с изученными орфограммами». Предложение и словосочетание.  Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Слово и его лексическое значение. Звуки и буквы. Состав слова. Части речи. Имя существительное. Склонение имён существительных. Правописание имён прилагательных. Части речи. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных. Части речи. Глагол. Спряжение глаголов. Изменение глаголов. Части речи. Местоимение. Части речи.  Наречие. Части речи.  Числительное. Обобщение. Наша речь и наш язык.

тематическое планирование

№ п/п

Темы

Вопросы воспитания

Количество часов

1.       

Повторение

Воспитание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

6 часов

2.       

Предложение

Осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка.

Воспитание понимания того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; жела­ние умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.

9 часов

3.       

Слово в языке и речи

Воспитывать умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро­желательное отношение к партнёрам. Осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка.

20 часов

4.       

Имя существительное

Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.

37 часов

5.       

Имя прилагательное

Воспитывать умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро­желательное отношение к партнёрам. Осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка.

29 часов

6.       

Личные местоимения

Воспитание  самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

10 часов

7.       

Глагол

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников

28 часов

8.       

Итоговое повторение

Воспитание представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

14 часов


Календарно-тематическоепланирование по русскому языку. 4 класс

№ п/п

 

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Причина корректировки

Повторение (6 ч.)

 

1

Наша речь и наш язык.

 

 

 

2

Текст и его план. Типы текстов.

 

 

 

3

Предложение как единица речи. Виды предложенийпо цели высказывания и интонации.

 

 

 

4

Обращение.

 

 

 

5

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

 

 

 

7

Словосочетание.

 

 

 

Предложение (9ч.)

 

8

Однородные члены предложения (общее понятие).

 

 

 

9

Однородные главные и второстепенные члены предложения.

 

 

 

10

Входная контрольная работа.

 

 

 

11

Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

 

 

 

12

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

 

 

 

13

Наши проекты.  «Похвальное слово знакам препинания».
Простые и сложные предложения.

 

 

 

14

Различение простых и сложных предложений.

 

 

 

15

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

 

 

 

16

Р/р. Употребление сложных и простых предложений с однородными членами. Изложение «Рыбаки»

 

 

 

Слово в языке и речи (20 ч.)

17

 Слово и его лексическое значение.

 

 

 

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

 

 

 

19

Контрольный диктант по теме «Предложение».

 

 

 

20

Синонимы, антонимы, омонимы.

 

 

 

21

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

 

 

 

22

Состав слова.  Распознавание значимых частей слова.

 

 

 

23

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

 

 

 

24

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

 

 

 

25

Правописание приставок и суффиксов.

 

 

 

26

Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

 

 

 

27

Развитие речи. Обучающее изложение. Составление текста из частей «Птенчик»

 

 

 

28

Самостоятельные части речи. Морфологические признаки частей речи.

 

 

 

29

Морфологические признаки частей речи.

 

 

 

30

Грамматические признаки частей речи.

 

 

 

31

Имя числительное. Глагол как часть речи.

 

 

 

32

Наречие. Значение и употребление в речи.

 

 

 

33

Контрольная работа «Части речи»

 

 

 

34

Правописание наречий.

 

 

 

35

Развитие речи.Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

 

 

 

36

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Части речи». Тест

 

 

 

Имя существительное (37 ч.)

37

Повторение сведений об имени существительном. Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

 

 

 

38

Контрольное списывание «Правописание значимых частей слова»

 

 

 

39

Признаки падежных форм имен существительных.

 

 

 

40

Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имен существительных.

 

 

 

41

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах.

 

 

 

42

Несклоняемые имена существительные. Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложных падежах.

 

 

 

43

Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных.

 

 

 

44

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

 

 

 

45

Развитие речи.Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».

 

 

 

46

Работа над ошибками. Определение принадлежности имён существительных ко 2-му склонению.

 

 

 

47

Падежные окончания имён существительных 2- го склонения.

 

 

 

48

Определение принадлежности имён существительных к 3-му склонению.

 

 

 

49

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

 

 

 

50

Контрольная работа «Склонение имён существительных»

 

 

 

51

Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста по плану «Отважная птичка»

 

 

 

52

Работа над ошибками.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

 

 

 

53

Именительный и винительный падежи имен существительных. Морфология существительных.

 

 

 

54

Правописание  безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже.

 

 

 

55

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

 

 

 

56

Правописание безударных  падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.

 

 

 

57

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах.

 

 

 

58

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже.

 

 

 

59

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных в предложном падеже.

 

 

 

60

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

 

 

 

61

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

 

 

 

62

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница».

 

 

 

63

Склонение имён существительных во множественном числе.

 

 

 

64

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе».

 

 

 

65

Склонение имен существительных множественного числа. Окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

 

 

 

66

Именительный и родительный  падеж имен существительных множественного числа.

 

 

 

67

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи  одушевлённых имен существительных множественного числа.

 

 

 

68

 Окончания имен существительных дательного, творительного, предложного падежей множественного числа.

 

 

 

69

Развитие речи. Обучающее изложение.
Тема и главная мысль текста. Изложение «Друзья»

 

 

 

70

Анализ изложения. Обобщение по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа».

 

 

 

71

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа».

 

 

 

72

Работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных.

 

 

 

Имя прилагательное (29 ч.)

73

Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление имён прилагательных в речи.

 

 

 

74

Упражнение в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов.

Изменение имён прилагательных по родам и числам в единственном числе.

 

 

 

75

Развитие речи .Сочинение-описание «Моя любимая  игрушка»

 

 

 

76

Изменение имён прилагательных по падежам.

 

 

 

77

Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже.

 

 

 

78

Склонение имён прилагательных.Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

 

 

 

79

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

 

 

 

80

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

 

 

 

81

Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского рода и среднего рода

 

 

 

82

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

 

 

 

83

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

 

 

 

84

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном, родительном, винительном падежах

 

 

 

85

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

 

 

 

86

Контрольный диктант "Правописание окончаний имен прилагательных"

 

 

 

87

Наши проекты."Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина

 

 

 

88

Склонение имен прилагательных женского рода.Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

 

 

 

89

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

 

 

 

90

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

 

 

 

91

Развитие речи. Составление текста-описания. Изложение «Лосёнок»

 

 

 

92

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода  в творительном и предложном падежах.

 

 

 

93

Склонение имён прилагательных множественного числа.

 

 

 

94

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

 

 

 

95

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

 

 

 

96

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

 

 

 

97

Правописание   окончаний имён прилагательных в дательном и творительном падежах.

 

 

 

98

Обобщение знаний по теме « Склонение имён прилагательных»

 

 

 

99

Контрольная работа «Склонение имён прилагательных»

 

 

 

100

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

 

 

 

101

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний

 

 

 

Личные местоимения (10 ч.)

 

102

Местоимение как часть речи.

 

 

 

103

Личные местоимения.

 

 

 

104

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами.

 

 

 

105

Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами.

 

 

 

106

Правописание предлогов с личными местоимениями.

 

 

 

107

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

 

 

 

108

Изменение личных местоимений по падежам.

 

 

 

109

Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста.
Изложение «Букет мимозы»

 

 

 

110

Роль глаголов в языке

 

 

 

111

Контрольная работа по теме «Местоимение»

 

 

 

Глагол (28 ч.)

112

Роль глаголов в языке.Изменение глаголов по временам.

 

 

 

113

Неопределенная форма глагола.

 

 

 

114

Изменение глаголов по временам.

 

 

 

115

Развитие речи. Обучающее изложение. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Изложение «Уточка»

 

 

 

116

Анализ изложения. Спряжение глаголов (общее понятие).

 

 

 

117

Спряжение глаголов.Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

 

 

 

118

Мягкий знак после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

 

 

 

119

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

 

 

 

120

Проверочная работа "Изменение глаголов по лицам и числам"

 

 

 

121

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.

 

 

 

122

1 и 2 спряжения глаголов будущего времени.

 

 

 

123

Спряжение глаголов в сложном будущем времени.Наши проекты. Пословицы и поговорки

 

 

 

124

Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

 

 

 

125

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

 

 

 

126

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.
Правописание букв Е и И в безударных личных окончаниях глаголов.

 

 

 

127

Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов

 

 

 

128

Контрольная работа «Спряжение глаголов»

 

 

 

129

Анализ контрольной работы. Возвратные глаголы.

 

 

 

130

Правописание -тся и -ться в глаголах (общее представление).

 

 

 

131

Правописание возвратных глаголов. Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

 

 

 

132

Контрольный диктант «Правописание личных окончаний  глаголов»

 

 

 

133

Правописание глаголов в прошедшем времени.

 

 

 

134

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

 

 

 

135

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

 

 

 

136

Контрольный диктант по теме «Глагол»

 

 

 

137

Анализ контрольного диктанта. Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола.

 

 

 

 

Обобщение по теме «Глагол».

 

 

 

138

Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста.

 

 

 

139

Анализ изложения. Проверка знаний по теме «Глагол».

 

 

 

Итоговое повторение (14 ч.)

140

Язык и речь. Текст

 

 

 

141

Итоговый контрольный диктант «Правописание слов с изученными орфограммами»

 

 

 

142

Предложение и словосочетание.  Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

 

 

 

143

Слово и его лексическое значение.

 

 

 

144

Звуки и буквы

 

 

 

145

Состав слова

 

 

 

146

Части речи. Имя существительное. Склонение имён существительных. Правописание имён прилагательных

 

 

 

147

Части речи. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных.

 

 

 

148

Части речи. Глагол.

 

 

 

149

Спряжение глаголов.Изменение глаголов

 

 

 

150

Части речи. Местоимение.

 

 

 

151

Части речи.  Наречие.

 

 

 

152

Части речи.  Числительное.

 

 

 

153

Обобщение. Наша речь и наш язык.

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий