Рабочая
программа по предмету
«Родной
язык»
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому родному
языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373),
Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства
просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля
2021г. № 63180), Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08.04.2015 №1/15) в
соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «...», утвержденной приказом по школе от 01.09.2021г. №
191 и авторской программы «Русский родной
язык. 1–4 классы»О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.:
Просвещение, 2020.
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения родного языка, которые определены ФГОС НОО.
Её характеризует
направленность на достижение результатов освоения курса русского языка,
русского родного языка не только на предметном, но и на личностном и
метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация
воспитательной функции учебного предмета «Родной язык». Рабочая
программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку» с планируемыми
личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного
предмета Родной
язык», в которой определяются основные цели и задачи освоения предмета,
«Содержание учебного предмета», «Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы».
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе
являются:
·
расширение представлений о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
·
формирование первоначальных
представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде
всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной
семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
·
совершенствование умений наблюдать за
функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их,
оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
·
совершенствование умений работать с
текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
·
совершенствование коммуникативных умений
и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
·
приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Основные
задачи реализации содержания предметной области «Родной язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей
к творческой деятельности на родном языке.
Описание места учебного
предмета «Родной язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом и примерной программой
предмет «Родной язык» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий
объём учебного времени составляет 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
У
обучающегося будут сформированы:
·
внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·
широкая мотивационная основа учебной
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·
воспитание ценностного отношения к
родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
·
приобщение к литературному наследию
своего народа;
·
формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа;
·
осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
·
способность оценивать свою вежливость;
·
способность определять степень
вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
·
способность осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
·
установления добрых, уважительных
взаимоотношений;
·
способность осознавать свою
ответственность за произнесённое или написанное слово;
·
способность понимать необходимость
добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Обучающийся
получит возможность для формирования:
·
внутренней позиции обучающегося на
уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний;
·
выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации учения;
·
устойчивого учебно-познавательного
интереса к новым общим способам решения задач;
·
адекватного понимания причин
успешности/неуспешности учебной деятельности;
·
положительной адекватной
дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
·
компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·
морального сознания на конвенциональном
уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·
осознанных устойчивых эстетических
предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·
эмпатии как осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные результаты
Обучающийся
научится:
·
принимать и сохранять учебную задачу;
·
учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·
планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
·
учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения;
·
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
·
оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
·
адекватно воспринимать предложения и
оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·
различать способ и результат действия;
·
вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном
языках.
Обучающийся получит
возможность научиться:
·
в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
·
преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
·
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
·
самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·
осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;
·
самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
результаты
Обучающийся
научится:
·
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
·
осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
·
использовать знаково-символические
средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные), для решения задач;
·
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
·
строить сообщения в устной и письменной
форме;
·
ориентироваться на разнообразие способов
решения задач;
·
основам смыслового восприятия
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков;
·
осуществлять синтез как составление
целого из частей;
·
проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным критериям;
·
устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;
·
строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·
е. осуществлять генерализацию и
выведение обобщать, т. общности для целого ряда или класса единичных объектов
на основе выделения сущностной связи;
·
осуществлять подведение под понятие на
основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·
устанавливать аналогии;
·
владеть рядом общих приемов решения
задач.
Обучающийся
получит возможность научиться:
·
создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач;
·
осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме;
·
осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·
осуществлять синтез как составление
целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·
осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
·
строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей;
·
произвольно и осознанно владеть общими
приемами решения задач.
Коммуникативные
результаты
Обучающийся
научится:
·
адекватно использовать коммуникативные,
прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·
допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать собственное мнение и
позицию;
·
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
·
строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
·
задавать вопросы;
·
контролировать действия партнера;
·
использовать речь для регуляции своего
действия;
·
адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийсяполучит
возможность научиться:
·
учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·
учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
·
понимать относительность мнений и
подходов к решению проблемы;
·
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
·
продуктивно содействовать разрешению
конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
·
с учетом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
·
задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
·
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·
адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Изучение
курса «Русский родной язык» должно обеспечить:
1)
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания;
2)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
3)
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4)
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах
и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
При реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» обучающийся научится:
использовать
словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать
значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать
значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать
собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения;
Обучающийся
получит возможность научиться:
распознавать
слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и
чувствами людей; родственными отношениями);
При реализации
содержательной линии «Язык в действии» обучающийся
научится:
соотносить
собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
соблюдать
на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
произносить
слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать
из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить
синонимические замены с учётом особенностей текста;
соблюдать
изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться
учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться
орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
Обучающийся
получит возможность научиться:
заменять
синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять
и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
пользоваться
учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
При реализации
содержательной линии «Секреты речи и текста» обучающийся научится:
владеть
различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа;
анализировать
информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
составлять
план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать
текст с изменением лица;
редактировать
письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла;
соотносить
части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить
объяснения заголовка текста.
Обучающийся
получит возможность научиться:
создавать
тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать
устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее (7 ч) Слова, связанные с качествами и
чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный,
бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные
отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями
людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т.
д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную
форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика,
заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в
языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском
языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение
толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские
слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в
действии (3 ч) Как
правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного
числа, настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне 44 словосочетаний
и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции
знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного
пунктуационного оформления текста.
Раздел 3.
Секреты речи и текста (7 ч) Особенности озаглавливания сообщения. Составление
плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание
текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание
устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. *Правила культурного общения.Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия
речевых формул (на практическом уровне).
тематическое
планирование
№ п/п |
Темы |
Вопросы
воспитания |
Количество
часов |
1.
|
Секреты речи и текста |
Воспитываем положительное отношение к школе, ориентируем на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; Воспитываем чувства эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Мотивируем на осознание необходимости заниматься учебной деятельностью, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; на учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
7 |
2.
|
Язык в действии |
Воспитываем основам гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. Воспитываем
понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей. |
3 |
3.
|
Русский язык: прошлое и
настоящее |
Воспитываем знание основных моральных норм и ориентируем на их выполнение; развиваем этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им. Воспитываем чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой. |
7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ
ЯЗЫК»
№ п/п |
Наименование раздела,
темы урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Причина корректировки |
Русский
язык: прошлое и настоящее – 7 часов |
||||
1. |
Не
стыдно не знать, стыдно не учиться |
|
|
|
2. |
Вся
семья вместе, так и душа на месте |
|
|
|
3. |
Красна
сказка складом, а песня – ладом. |
|
|
|
4. |
Красна
сказка складом, а песня – ладом. |
|
|
|
5. |
Красное
слово не ложь. |
|
|
|
6. |
Язык
языку весть подает. |
|
|
|
7. |
Представление
результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Русский
язык: прошлое и настоящее». |
|
|
|
Язык
в действии – 3 часа |
||||
8. |
Трудно
ли образовывать формы глагола? |
|
|
|
9. |
Можно
ли об одном и том же сказать по-разному? |
|
|
|
10. |
Как
и когда появились знаки препинания? *Инсценировка
«Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» |
|
|
|
Секреты
речи и текста – 7 часов |
||||
11. |
Задаем
вопросы в диалоге. |
|
|
|
12. |
Учимся
передавать в заголовке тему и основную мысль текста. |
|
|
|
13. |
Учимся
составлять план текста. |
|
|
|
14. |
Учимся
пересказывать текст. |
|
|
|
15. |
Учимся
оценивать и редактировать тексты. |
|
|
|
16. |
Обобщающий
урок. |
|
|
|
17. |
Проверка
знаний и умений. |
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий