ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на
основе авторской программы по окружающему миру для 3 класса, Плешаков
А. А. «Окружающий мир». Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Москва: Издательство
«Просвещение» 2016.
В основе методики
преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход,
обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных
способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы
и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений
окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные
прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной
практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут
проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе
программы.
Цель данного
предмета: формирование целостной картины мира и осознание места
в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой; нравственное развитие и
воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Основные задачи предмета:
·
формирование
уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
·
осознание
ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
·
формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
·
формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном
плане
На
изучение предмета «окружающий мир» в 3
классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса окружающий мир в
3 классе
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося
будут сформированы:
· более глубокое
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного
гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка;
· представления о
связях между изучаемыми объектами и яв- лениями действительности (в природе и
обществе);
· представление о
необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов
России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды,
традиционных занятий и праздничных обычаев;
· овладение
первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений
о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
· понимание и
принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
· познавательные
мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые
на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
· представление о
личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и
через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям.
Обучающиеся
получат возможность сформировать:
· эстетические
чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений
и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России
и разных стран;
· этические
чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье,
семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
· способность к
сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при
выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
· установка на
безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе
организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
· бережное
отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между
отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек,
осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и
духовых ценностей.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся
научатся:
· понимать и
принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
· сохранять
учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
· выделять из темы
урока известные и неизвестные знания и умения;
· планировать своё
высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы).
Обучающиеся
получат возможность научиться:
· планировать
последовательность операций на отдельных этапах урока;
· фиксировать в
конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
· оценивать
правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы
оценивания, предложенные учителем;
· соотносить
выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
· контролировать и
корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной
деятельности.
Познавательные УУД
Обучающиеся
научатся:
· понимать и толковать
условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для
передачи информации;
· находить и
выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из
разных источников;
· использовать
схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;
· понимать
содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в
виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
· анализировать
объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
· классифицировать
объекты по заданным (главным) критериям;
· сравнивать
объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
· осуществлять
синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
· устанавливать
причинно-следственные связи между явлениями;
· строить
рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами.
Обучающиеся
получат возможность научиться
· проявлять
индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
· моделировать
объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между
отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
· включаться в
коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
· формулировать
ответы на вопросы;
· слушать партнёра
по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в
смысл того, о чём говорит собеседник;
· договариваться и
приходить к общему решению при выполнении заданий;
· высказывать
мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии
с возрастными нормами);
· поддерживать в
ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
· признавать свои
ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять
вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел
тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающиеся
получат возможность научиться
· понимать и
принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при
выполнении заданий;
· строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
· готовить
небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
· составлять
небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
·
пользоваться
измерительными приборами и инструментами;
·
находить информацию в
справочной и научно-популярной литературе;
·
читать карты, планы и
схемы;
·
пользоваться
средствами связи в повседневной жизни;
·
характеризовать
особенности звёзд и планет;
·
проводить опыты с
водой и воздухом;
·
определять
отличительные черты растений и животных, классифицировать их по разным группам;
·
составлять цепи
питания, характерные для разных природных сообществ;
·
принимать посильное
участие в охране природы своего края;
·
определять общее и
различное в устройстве традиционного жилища народов своего края;
·
принимать гостей в
соответствии с традициями своего края;
·
выполнять правила
здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
·
оказывать первую
помощь в экстренных случаях;
·
организовывать
подвижные игры;
·
планировать семейный
бюджет;
·
совместно со старшими
работать с семейными документами и составлять родословное дерево своей семьи;
·
приводить примеры
объектов Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом;
·
рассказывать о своих
впечатлениях с помощью рисунков и фотографий;
· составлять
Список природного и культурного наследия своего края и личный Список Всемирных
духовных сокровищ.
Содержание предмета
Как устроен этот мир (7 часов)
Природа. Человек. Проект « Богатства, отданные людям». Общество. Что такое
экология. Природа в опасности! Обобщение "Как устроен этот мир"
Презентация проекта "Богатства, отданные людям"
Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Пр/работа " Тела и вещества" Разнообразие
веществ. Воздух и его охрана. Пр/работа "Свойства воздуха" Вода. Пр/работа "Свойства воды"
Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Что такое почва? Пр/работа
"Свойства почвы" Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто
что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Размножение и развитие
животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Обобщение "Эта удивительна природа". Презентация проекта
"Разнообразие природы родного края"
Мы и наше здоровье (9 часов)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Пр/работа
"Внешнее строение кожи" Опора тела и движение. Наше питание. Проект
«Школа кулинаров» Дыхание и кровообращение. Пр/работа "Пульс" Умей
предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (9 часов)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был
счастливым. Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает» Опасные места. Природа и
наша безопасность. Экологическая безопасность. Обобщение "Наша
безопасность". Презентация проекта "Кто нас защищает"
Чему учит экономика (12 часов)
Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает
промышленность. Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. Пр/работа
"Знакомство с различными монетами". Государственный бюджет. Семейный
бюджет. Экономика и экология. Обобщение "Чему учит экономика".
Презентация проекта "Экономика родного края"
Путешествие по городам и странам
(13 часов) Золотое кольцо России – слава и гордость страны.
Города золотого кольца и их достопримечательности. Проект «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы.
По Франции и Великобритании. (Франция) По Франции и
Великобритании(Великобритания) На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Презентация проекта «Музей путешествий» Обобщение "Путешествие по городам
и странам"
календарно-тематическое планирование по окружающему
миру, 3 класс
№
|
Наименование
раздела, темы урока
|
Дата
по плану
|
Дата
по факту
|
Причина
корректировки
|
|
Как устроен
этот мир (7 часов)
|
|
|
|
1.
|
Природа.
|
|
|
|
2.
|
Человек.
|
|
|
|
3.
|
Проект « Богатства, отданные людям»
|
|
|
|
4.
|
Общество.
|
|
|
|
5.
|
Что такое экология
|
|
|
|
6.
|
Природа в опасности!
|
|
|
|
7.
|
Обобщение "Как
устроен этот мир" Презентация проекта "Богатства, отданные
людям"
|
|
|
|
|
Эта
удивительная природа (19 часов)
|
|
|
|
8.
|
Тела, вещества, частицы. Пр/работа " Тела и
вещества"
|
|
|
|
9.
|
Разнообразие веществ.
|
|
|
|
10.
|
Воздух и его охрана. Пр/работа "Свойства воздуха"
|
|
|
|
11.
|
Вода. Пр/работа
"Свойства воды"
|
|
|
|
12.
|
Превращения и круговорот воды.
|
|
|
|
13.
|
Берегите воду!
|
|
|
|
14.
|
Что такое почва? Пр/работа "Свойства почвы"
|
|
|
|
15.
|
Разнообразие растений
|
|
|
|
16.
|
Солнце, растения и мы с вами
|
|
|
|
17.
|
Размножение и развитие растений.
|
|
|
|
18.
|
Охрана растений.
|
|
|
|
19.
|
Разнообразие животных.
|
|
|
|
20.
|
Кто что ест?
|
|
|
|
21.
|
Проект «Разнообразие природы родного края»
|
|
|
|
22.
|
Размножение и развитие животных.
|
|
|
|
23.
|
Охрана животных.
|
|
|
|
24.
|
В царстве грибов
|
|
|
|
25.
|
Великий круговорот жизни.
|
|
|
|
26.
|
Обобщение "Эта удивительна природа". Презентация
проекта "Разнообразие природы родного края"
|
|
|
|
|
Мы
и наше здоровье (9 часов)
|
|
|
|
27.
|
Организм человека.
|
|
|
|
28.
|
Органы чувств.
|
|
|
|
29.
|
Надежная защита организма. Пр/работа "Внешнее строение
кожи"
|
|
|
|
30.
|
Опора тела и движение.
|
|
|
|
31.
|
Наше питание.
|
|
|
|
32.
|
Проект «Школа кулинаров»
|
|
|
|
33.
|
Дыхание и кровообращение. Пр/работа "Пульс"
|
|
|
|
34.
|
Умей предупреждать болезни.
|
|
|
|
35.
|
Здоровый образ жизни.
|
|
|
|
|
Наша
безопасность (9 часов)
|
|
|
|
36.
|
Огонь, вода и газ.
|
|
|
|
37.
|
Чтобы путь был счастливым.
|
|
|
|
38.
|
Дорожные знаки.
|
|
|
|
39.
|
Проект «Кто нас защищает»
|
|
|
|
40.
|
Опасные места
|
|
|
|
41.
|
Природа и наша безопасность
|
|
|
|
42.
|
Экологическая безопасность.
|
|
|
|
43.
|
Обобщение "Наша безопасность". Презентация проекта
"Кто нас защищает"
|
|
|
|
|
Чему
учит экономика (12 часов)
|
|
|
|
44.
|
Для чего нужна экономика?
|
|
|
|
45.
|
Природные богатства и труд людей – основа экономики
|
|
|
|
46.
|
Полезные ископаемые
|
|
|
|
47.
|
Растениеводство
|
|
|
|
48.
|
Животноводство
|
|
|
|
49.
|
Какая бывает промышленность.
|
|
|
|
50.
|
Проект «Экономика родного края»
|
|
|
|
51.
|
Что такое деньги. Пр/работа "Знакомство с различными
монетами"
|
|
|
|
52.
|
Государственный бюджет
|
|
|
|
53.
|
Семейный бюджет.
|
|
|
|
54.
|
Экономика и экология.
|
|
|
|
55.
|
Обобщение "Чему учит экономика". Презентация проекта
"Экономика родного края"
|
|
|
|
|
Путешествие
по городам и странам (13 часов)
|
|
|
|
56.
|
Золотое кольцо России – слава и гордость страны
|
|
|
|
57.
|
Города золотого кольца и их достопримечательности
|
|
|
|
58.
|
Проект «Музей путешествий»
|
|
|
|
59.
|
Наши ближайшие соседи.
|
|
|
|
60.
|
На севере Европы.
|
|
|
|
61.
|
Что такое Бенилюкс
|
|
|
|
62.
|
В центре Европы.
|
|
|
|
63.
|
По Франции и Великобритании. (Франция)
|
|
|
|
64.
|
По Франции и Великобритании(Великобритания)
|
|
|
|
65.
|
На юге Европы
|
|
|
|
66.
|
По знаменитым местам мира
|
|
|
|
67.
|
Презентация проекта «Музей путешествий»
|
|
|
|
68.
|
Обобщение "Путешествие по городам и странам"
|
|
|
|
Материально-техническое
обеспечение
Книгопечатная продукция:
§ Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2012.
Учебники
§ Плешаков А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2016.
Рабочие тетради
§ Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 3 класс.
В 2 ч. 6— М.:
Просвещение, 2016.
Тесты.
§ Плешаков А. А., Гара Н.
Н., Назарова З.Д. Окружающий мир:
Тесты: 3 класс. —
М.: Просвещение, 2016.
Печатная продукция:
§ Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру. 3 класс
§
Плешаков А. А. Таблицы по
природоведению. 3 класс
§
Физическая карта Российской Федерации
§ Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
§
Наглядный материал:
o Животные Дикие и домашние животные
o Зимующие и перелетные птицы
o Космос
o Пушкин
o Непобедимая и легендарная
o Играйте все!
o Пионеры – герои
o по ПДД
o Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства:
§ Электронное
сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. (диск CD-ROM)
Технические средства обучения:
§ Интерактивная доска.
§ Магнитная доска доска с
набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
§ Аудиопроигрыватель.
§ Ноутбуки.
§ Документ-камера .
§ Мультимедийный проектор.
§ Принтер.
Экранно-звуковые
пособия:
§ Интерактивное
оборудование и интернет-ресурсы в школе.
Учебно-практическое и
учебно-лабораторное оборудование:
§ Термометры для измерения
температуры воздуха, воды.
§ Лупа.
§ Компас.
§ Микроскоп (цифровой).
§ Оборудование для ухода
за растениями.
§ Модели светофоров,
дорожных знаков, средств транспорта.
§ Муляжи овощей, фруктов,
грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты:
§ Живые объекты (комнатные
растения).
§ Коллекции полезных
ископаемых.
§ Гербарии культурных и
дикорастущих растений.
§ Демонстрационный
материал «Ткани и нитки»
§ Наборы муляжей овощей и
фруктов
Комментариев нет:
Отправить комментарий