четверг, 4 августа 2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Экологический кружок Зеленый патруль. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к курсу внеурочной деятельности социального направления
экологический кружок «Зеленый патруль»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа  нравственного воспитания и развития разработана модель внеурочной деятельности  «Зеленый патруль» по социальному направлению на основе примерной  программы М.В.Мухиной  «Экологический практикум для начальной школы».
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания. Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Данный  курс ориентирован на воспитание личности,  способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в уделено проблеме усвоения экологических норм и правил поведения на природе.
Цель данного курса: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека.
   Основные задачи курса:
1.     формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
2.     укрепление доверия к другим людям;
3.     развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
4.     развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  1. Содержание   рабочей программы  внеурочной деятельности «Зеленый патруль» предполагает решение следующих задач:
6.     преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения;
7.     обучения-формирования системы об экологических проблемах современности и путях их решения;
8.     развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
9.     воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
10.  стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности.
Общая характеристика курса :
Основные организационные формы: игра - путешествие, комбинированный урок, видеоуроки, компьютерные презентации, занятие – дискуссия, занятия – исследования, занятие – проект.   При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки.
       
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Место курса: в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной деятельности курс «Зеленый патруль» во 2 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа в год.  
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания, развитие умений, связанных с изучением окружающей среды, развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества, изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования, развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира,  развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы), вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.







Планируемые результаты освоения курса  внеурочной деятельности
«Зеленый патруль».
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
·       формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
·       овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире;
·       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
·       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
·       формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающиеся получат возможность сформировать:
·       способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
·       установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
·       бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
·       понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
·       сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
·       выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
·       планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
·       оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
·       соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
·       контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
·       понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
·       находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
·       строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Обучающиеся получат возможность научиться
·       проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
·       моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
 Обучающиеся научатся:
·       включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
·       формулировать ответы на вопросы;
·       слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
·       признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
·       употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
·       готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
·       составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
·       уважительн относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её совре­менной жизни;
·       правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
·       соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
·       умение работать с учебником, энциклопедиями;
·       умение  пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
  • сознательно выполнять правила экологического поведения;
  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
  • определить по внешнему виду названия различных растений.
Содержание курса:
Мы – дети природы – 8 часов.  Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов»   Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Красота и разнообразие природы Луховицкого края. Фотовыставка. Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. Проект « Урожай года».участие в ярмарке. Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).
Секреты неживой природы– 8 часов.   Представление о живой и неживой природе. Связь живой и неживой природы. Географические открытия в древности. Небосвод. Поход в библиотеку. Солнце. Поклонению солнцу. Фольклорный праздник. Луна. Приметы, связанные с луной. Воздух и жизнь. Вода – чудо природы. Викторина «Что растет в Подмосковье».
Дом, в котором я живу – 9 часов.    Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Загадки. Год и времена года. Викторина. Красота и разнообразие природы Луховицкого  края. Фотоконкурс. Роль неживой природы в жизни живого. Заочное путешествие. Охраняемые растения нашей местности. Лекарственные растения. Презентации своего проекта. Охраняемые животные. Деятельность человека по охране животных. Гармония в природе. Природа в искусстве. Концерт, выставка. Народные приметы о погоде. Погода и самочувствие человека. Тайны круговорота веществ в природе.
Братья наши меньшие– 9 часов. Конкурс загадок о природе Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». Почему некоторые животные Животные-рекордсмены выглядят как растения? Интересные сведения о животных и их особенностях Жили-были динозавры... История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Мои домашние питомцы. Животные – друзья человека.
Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, анкетирование  их родителей.  Результатом внеурочной деятельночти могут быть  творческие  работы обучающегося; различные  награды,  полученные  им  за  успехи  во внеурочной  деятельности    (дипломы,  похвальные  грамоты,  благодарности); оценочные  характеристики  успешных  докладов,  сообщений,  презентаций, проектной  деятельности  и  т.  п; защита проектов; выставка; концертная деятельность. Достижения обучающихся фиксируются в «Портфолио обучающихся».


календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности,
2 класс, социальное  направление
экологический кружок «Зелёный патруль»

№ урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохождения темы

8
Мы – дети природы
04.09-23.10

1.      
1
Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов» 
Исследуют (на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, живот­ных и времени года.  Охарактеризовывают  признаки времен года.  Приводят  примеры явлений в живой и неживой природе. Описывают сезонные изменения в природе. 
04.09

2.      
1
Выставка рисунков: «Давайте сохраним планету».
Называют положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждают о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; сравнивают заповедники и национальные парки. Подготавливают рисунки по данной теме; обсуждают выставку рисунков.
11.09

3.      
1
Красота и разнообразие природы Луховицкого края. Фотовыставка.
Сфотографировать наиболее значимые достопримечательности своего родного города;  находят в книгах и сети интернет соответствующий материал;  составляют устный рассказ; выступают с подготовленным сообщением, обсуждают  выступления учащихся.
18.09

4.      
1
Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».
Составляют устный рассказ об одной из перелетных птиц. Рисуют плакат, призывающий охранять птиц зимующих в родном крае.
25.09

5.      
1
Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет.
Рассказывают о бережном отношение к природе. Обсуждают и сравнивают растения
в разное время года. Собирают гербарий,  собирают из него букет. Обсуждают выступления учащихся.
02.10

6.      
1
Проект « Урожай года».участие в ярмарке.
Распределяют обязанности по проекту в группах, собирают материал, подбирают иллюстрационный материал, оформляют стенд, презентовывают проект, оценивают результаты работы.
09.10

7.      
1
Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).
Проходят по территории школы, считают количество  скворечников и кормушек, распределяют корм на равные части, насыпают в кормушки. Рассказывают, чем еще могут питаться птицы и собрать корм.
16.10

8.      
1
Экскурсия «Удивительное рядом». Приспособление растений и животных к климатическим условиям.
Наблюдают за погодой самостоятельно и в группах, описывают ее состо­яние. Описывают сезонные изменения в природе. Анализируют влияние современ­ного человека на природу, оцени­вают примеры зависимости благо­получия жизни людей от состояния природы.
23.10


8
Секреты неживой природы
06.11-25.12

9.      
1
Представление о живой и неживой природе. Заочное путешествие.
Называют отличия живых существ от предметов неживой природы. Рассказывают, как связаны между собой неживая и живая природа.
06.11

10.   
1
Связь живой и неживой природы. Презентации.
Называют отличия живых существ от предметов неживой природы. Рассказывают, как связаны между собой неживая и живая природа. Приводят примеры погодных явлений, рассказывают, что помогает предсказывать погоду. Отвечают на вопросы, и оценить свои достижения.
13.11

11.   
1
Географические открытия в древности. Небосвод. Поход в библиотеку.
При помощи атласа определяют и находят неизвестные ранее созвездия. Наблюдают за изменениями на небе в разное время суток.
Подбирают в библиотеке нужную книгу по теме урока, подготавливают доклад.
20.11

12.   
1
Географические открытия в древности. Небосвод. Презентации.
Просматривают презентацию об открытиях древности. Рассказывают подготовленный доклад. Оценивают свои достижения и выступления учащихся.
27.11

13.   
1
Солнце. Поклонению солнцу. Фольклорный праздник.
Знакомятся при помощи наглядного материала с русскими народными праздниками, песнями и играми, и их символикой. Работают в группах по заданию. Оценивают свои результаты.
04.12

14.   
1
Луна. Приметы, связанные с луной.
Лунный календарь.
При помощи модели знакомятся с естественным спутником Земли. При помощи дополнительной литературы рассказывают о Луне. Моделируют с помощью пластилина спутник Земли.
11.12

15.   
1
Воздух и жизнь. Вода – чудо природы.
Проводят опыт с водой. Выполняют логические задания. Делают вывод о важном значении воды в жизни всего живого.
18.12

16.   
1
Викторина «Что растет в Подмосковье».
 Отвечают на вопросы викторины. Работают в группах. Оценивают свои знания по данной теме. Оценивают свои результаты работы.
25.12


9
Дом, в котором я живу
15.01-11.03

17.   
1
Представление о форме Земли в древности. Земной шар..
Знакомятся при помощи наглядного материала с представлениями древних людей о форме планеты. С помощью дополнительной литературы находят необходимую информацию о земном шаре.
Отвечают на вопросы по данной теме.
15.01

18.   
1
Загадки. Год и времена года. Викторина.
Составляют устный рассказ об охране природы. При помощи картинок различают времена года, объясняют свои действия. Отгадывают загадки. Оценивают свои результаты.
22.01

19.   
1
Красота и разнообразие природы Луховицкого  края. Фотоконкурс.
Подготавливают и рассказывают доклад о своем  крае. Показывают подготовленные фотографии.
Оценивают работу учащихся.
29.01

20.   
1
Роль неживой природы в жизни живого. Заочное путешествие.
Рассказывают отличия живой и неживой природы. Обсуждают в группах и объяс­няют правила поведения в при­роде.
05.02

21.   
1
Охраняемые растения нашей местности. Лекарственные растения. Презентации своего проекта.
Подготавливают проект по данной теме. Выступают с подготовленным материалом. Обсуждают и оценивают выступления учащихся.
12.02

22.   
1
Охраняемые животные. Деятельность человека по охране животных
Описывают внешний вид, характерные особенности представителей зверей, птиц, рыб, насекомых. Рассказывают об условиях необходимых для жизни животных. Работают  в группах, объяс­няют правила поведения в при­роде.
19.02

23.   
1
Гармония в природе. Природа в искусстве. Концерт, выставка.
Подготавливают при помощи дополнительной литературы сообщения о связи природы и искусства. Рисуют рисунки, готовят выставку. Оценивают свои результаты, результаты выставочных работ.
26.02

24.   
1
Народные приметы о погоде. Погода и самочувствие человека.
Просматривают презентацию о народных приметах. Рассказывают о приметах уже ранее известных. При помощи дополнительной литературы и сети интернет подготавливают сообщения о связи погоды и здоровье человека.
04.03

25.   
1
Тайны круговорота веществ в природе
Просматривают научный фильм о круговороте воды в природе. Формулируют и дают ответы на вопросы по теме. Рисуют схему круговорота воды в природе.
11.03


9
Братья наши меньшие
18.03-27.05

26.   
1
Конкурс загадок о природе. Викторина.
Разгадывают загадки. Работают в парах, работают в группах. Оценивают свои результаты.
18.03

27.   
1
Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».
Работают в группах. При помощи наглядных пособий составляют устный рассказ о роли насекомых в природе.
25.03

28.   
1
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Просматривают  презентацию о животных, которые умеют «маскироваться». Называют виды охраняемых животных, называют виды животных на грани вымирания. Подготавливают при помощи дополнительной литературы сообщение об одном из  животном.
08.04

29.   
1
Животные-рекордсмены. Игра команд «веришь-не веришь»
Знакомятся при помощи наглядных материалов, дидактических карточек с видами животных – рекордсменов. Работают в парах, играют в игру. Оценивают свои результаты.
15.04

30.   
1
Интересные сведения о животных и их особенностях. Презентации.
Просматривают презентацию о секретах жизни зверей. С помощью раздаточного материала находят сходства и различия повадок животных. Отвечают на вопросы по теме занятия.
22.04

31.   
1
Жили-были динозавры... Изготовление макета Древнего мира.
При помощи наглядных пособий,  пластилина  и цветной бумаги, изготавливают макет древнего мира. Готовят план устного рассказа о жизни динозавров.
29.04

32.   
1
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.
Изучение условий необходимые для жизни животных. Обсуждение в группах и объяс­нение правила поведения в при­роде. .  Поиск в книгах и сети Интернет информации о животных.  Рассказ о значении домашних животных для человека.
13.05

33.   
1
Мои домашние питомцы. Фотовыставка.
Обучающиеся готовят фотовыставку, рассказывают о своем домашнем питомце.
Оценивают свои результаты и результаты фотовыставки.
20.05

34.   
1
Животные – друзья человека.
Находят в книгах и сети интернет информацию о животных.  Рассказывают о значении домашних животных для человека. Работают в группах.
27.05




Материально-техническое обеспечение:
Книгопечатная продукция:
§  Плешаков А. А. Окружающий мир. Разноуровневые задания 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.
§  Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011
§  Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической  этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2011.
Печатная продукция:
§  Плешаков А. А. Таблицы по природоведению. 2 класс
§  Наглядный материал:
o   Животные Дикие и домашние животные
o   Зимующие и перелетные птицы
o   Космос
o   Пушкин
o   Непобедимая и легендарная
o   Играйте все!
o   Пионеры – герои
o   по ПДД
o   Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
Технические средства обучения:
§  Интерактивная  доска.
§  Магнитная доска доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
§  Аудиопроигрыватель.
§  Ноутбуки.
§  Документ-камера .
§  Мультимедийный проектор.
§  Принтер.
Экранно-звуковые пособия:
§  Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
§  Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
§  Лупа.
§  Компас.
§  Микроскоп (цифровой).
§  Оборудование для ухода за растениями.
§  Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
§  Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты:
§  Живые объекты (комнатные растения).
§  Коллекции полезных ископаемых.
§  Гербарии культурных и дикорастущих растений.
§  Демонстрационный материал  «Ткани и нитки»

§  Наборы муляжей овощей и фруктов

Комментариев нет:

Отправить комментарий