ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального
общего образования, авторской программы «Литературное чтение» для 3 класса, Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. 3 кл. в
2-х частях 2013г. Успешность изучения
курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам
начальной школы. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении
младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с
текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует
общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстеическому воспитанию.
Цель данного
предмета: овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в
системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности ; формирование читательского кругозора.
Основные задачи предмета:
·
развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству
слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·
воспитание эстетического отношения к искусству
слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы;
·
обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России;
·
формирование умения
воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать
творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
·
развитие поэтический
слуха детей, накапливание эстетического опыта слушания произведений изящной
словесности, воспитание художественного вкуса;
·
формирование потребности
в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству,
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
·
обогащение
опыта эстетического восприятия:
формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира;
формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира;
·
развитие
умения выразить свои впечатления: развитие
воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений;
·
активизация
способности полноценно воспринимать художественное произведение:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка ).
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка ).
Место предмета в учебном плане
На
изучение предмета «Литературное чтение» в 3
классе начальной школы отводится 4 часа
в неделю. Курс рассчитан на 136 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса литературного
чтения в 3 классе
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся
научатся:
· на основе
художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в
семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
· с гордостью
относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
· понимать, что
отношение к Родине начинается с отно- шений к семье, находить подтверждение
этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
· с гордостью и
уважением относиться к творчеству пи- сателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях
о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и
уважение к ним;
· самостоятельно
находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
· создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся
научатся:
· сопоставлять
цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его
изучения;
· формулировать
вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
· понимать учебную
задачу урока;
· читать в
соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
· коллективно
составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
· коллективно
составлять план для пересказа литературного произведения;
· контролировать
выполнение действий в соответствии с планом;
· оценивать
результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
· оценивать
результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
· выделять из темы
урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме
в мини-группе или паре.
· фиксировать по
ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать
позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению
результата в ходе выполнения учебных задач;
· анализировать
причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в
устной форме по собственному желанию;
· осознавать смысл
и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае
неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
· формулировать
учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей;
· читать в
соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
· составлять план
работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать
совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
· выбирать вместе
с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с
группой (в паре) критерии оценивания результатов;
· оценивать свои
достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и
выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
· определять
границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже
знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
· фиксировать по
ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
· анализировать
причины успеха/неуспеха с помощью оце- ночных шкал и знаковой системы («+» и
«−», «?»);
· фиксировать
причины неудач в устной форме в группе или паре;
· предлагать
варианты устранения причин неудач на уроке;
· осознавать смысл
и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае
неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся
научатся:
· пользоваться в
практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в
учебнике для передачи информации;
· отвечать на
вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
· понимать
переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
· сравнивать лирические
и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную
сказку;
· сопоставлять
литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего
смысла;
· создавать
небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из
5—6 предложений;
· понимать смысл
русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
· проявлять
индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсце- нировании и выполнении проектных заданий;
· соотносить
пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
· определять мотив
поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
· понимать
читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию
в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и
пр.).
Обучающиеся получат
возможность научиться:
· определять
информацию на основе различных художественных объектов, например литературного
произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы,
схемы и т. д.;
· анализировать
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять
основную мысль произведения;
· сравнивать
мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
· находить в
литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих
работах;
· самостоятельно
определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
· понимать смысл
русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков
литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать
значение этих произведения для русской и мировой литературы;
· проявлять
индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших
стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
· предлагать
вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и
ценностей;
· определять
основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных
слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения;
· создавать
высказывание (или доказательство своей то ки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
· сравнивать
сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
· находить
сходства и различия;
· соотносить
литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту
произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных
произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
· вступать в
общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
· создавать
связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
· оформлять 1—2
слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
· прислушиваться к
партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи,
аргументы, запоми- нать их, приводить свои;
· не
конфликтовать, использовать вежливые слова;
· в случае спорной
ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы
разрешения конфликтов;
· употреблять
вежливые формы обращения к участникам диалога;
· находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих
конфликтную ситуацию;
· оценивать
поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,
нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
· принимать и
сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· определять
совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
· оценивать
достижения сверстников по выработанным критериям;
· оценивать по
предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить
аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
· находить нужную
информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
· готовить
небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя
ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. Учащиеся получат
возможность научиться:
· высказывать свою
точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение,
проявлять ак- тивность и стремление высказываться, задавать вопросы;
· понимать цель
своего высказывания.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
· пользоваться
элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
· участвовать в
диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
· создавать 3—4
слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
· проявлять
терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать
компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
· объяснять
сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
· отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
· опираться на
собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
· руководствоваться
выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего
собственного поведения;
· объяснять
причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся
ситуации;
· приводить
примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
· находить нужную
информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопе- дии для детей, через Интернет, периодику (детские жур-
налы и газеты);
· готовить
небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в
случае затруднений;
· использовать в
презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации,
графические схемы, модели и пр.);
· озвучивать
презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· читать
вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
· читать
про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
· читать
текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении
важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· пересказывать
содержание произведения подробно и выборочно;
· делить
несложный текст на части;
· соотносить
пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
· самостоятельно
выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания
учебника;
· рисовать
словесные картины к художественным произведениям;
· находить
в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои,
события, природа;
· различать
басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
· выделять
особенности стихотворных произведений — рифму, ритм; басня: герой басни,
подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
· ориентироваться
в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора,
объединять произведения на определенную тему;
· различать
художественные и научно-познавательные произведения;
· находить
в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
· найти
книгу из рекомендованного списка литературы.
· использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
· высказывать
оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
· определять
содержание книги по заглавию, аннотации;
· находить
в словаре значение неизвестного слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать
содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому
уровню произведений,
· выявлять
отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение
к тому, что и как написано;
· работать
с толковым словарем;
· использовать
в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и
эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы, мелодика);
· составлять
образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
· делать
подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
· определять
тему и главную мысль произведения;
· соотносить
содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено
автором;
· озаглавливать
иллюстрации и тексты;
· составлять
простой план произведения;
· пересказывать
подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному
плану); выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией
текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
· ставить
вопросы к прочитанному;
· выделять
такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор,
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему. звукопись, и
определять их функции в художественной речи;
· выделять
художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор,
концовка)и лексику,
· отличать
сказку от рассказа;
· использовать
в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).
Содержание предмета
Самое великое чудо на свете (3 часа)
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Урок-путешествие в
прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете»
Устное народное творчество (12 часов)
Устное народное творчество. Русские народные песни. Докучные сказки. Народный
промысел. Логическое ударение.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская
народная сказка. Сжатый пересказ. Жанровые особенности сказки. «Иван царевич и
серый волк», русская народная сказка. Главные и второстепенные герои. Главная
мысль произведения. Выразительные средства. «Сивка-бурка», русская народная
сказка. Микротема части текста. Главная мысль текста Урок-КВН по теме «Устное
народное творчество». Тест №2 по теме
«Устное народное творчество»
Поэтическая тетрадь № 1. (8 часов)
Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» А. А. Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» И. С. Никитин
«Встреча зимы» И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» И. З.
Суриков «Детство» И. З. Суриков «Зима» Путешествие в литературную страну. Тест
№ 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Великие русские писатели (25 часов)
А.С.Пушкин. Стихи. А.С.Пушкин «Зимнее утро» А.С.Пушкин «Зимний вечер» Средства
выразительности. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Авторское отношение к
персонажам. Тема и главная мысль произведения. Деление текста на смысловые
части. Монологические высказывания о произведении. Иван Андреевич Крылов
Литературный жанр басня. И. А. Крылов «Мартышка и очки» Выразительное чтение.
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» Выразительное чтение. И. А. Крылов «Ворона и
Лисица» Урок-проект." Басни Крылова" Михаил Юрьевич Лермонтов М.Ю.
Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» Авторские
выразительные средства. М. Ю. Лермонтов «Утёс» Художественные средства
выразительности. М.Ю. Лермонтов «Осень» Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний
писателя) Литературный жанр рассказ. Л. Н. Толстой «Акула» Жанр, тема текста.
Л.Н.Толстой «Акула» Аннотация текста. Л.Н.Толстой «Прыжок» Жанр произведения.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Текст-описание. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на
траве» Текст-рассуждение. Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»
Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 4 по теме
«Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь №2 ( 9 часов) Настроение стихотворения. Н. А. Некрасов «Славная
осень!» Выразительное чтение. Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Эмоциональный тон персонажа. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Анализ
поступков главного героя. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Интонация.
К.Д.Бальмонт «Золотое слово» Озаглавливание. И.А.Бунин «Детство» Авторские выразительные
средства. И.А.Бунин «Полевые цветы» Словесная иллюстрация. И.А.Бунин «Густой
зеленый ельник у дороги…» Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест
№ 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Литературные сказки (11 часов) Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным
сказкам» Жанр литературной сказки. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго
зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Сравнение литературной и
народной сказок. Характеристика героев. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Чтение по ролям. Пересказ по плану. Прогнозирование содержания по заглавию.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение поступков героинь. Жанр волшебной
сказки. Сравнение народной и авторской сказки. Урок-КВН. Обобщение. Тест №6 по теме «Литературные сказки».
Были-небылицы
(12 часов) Особенности
текста. М. Горький «Случай с Евсейкой» Чтение по ролям. Монологические
высказывания с опорой на текст. Жанр, тема текста. К. Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей» Особенности авторских выразительных средств. План
текста. Кульминация. Жанр текста. А. Куприн «Слон» Пересказ от лица героев.
План краткий, развернутый, подробный. Формулирование вопросов по фрагменту
текста. Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были –
небылицы».
Поэтическая тетрадь № 3 (8 часов)
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» Саша Черный «Воробей» Саша Черный
«Слон» А. Блок «Ветхая избушка» А.А.Блок «Сны» А.А.Блок «Ворона» С. А. Есенин
«Черёмуха» Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме
«Поэтическая тетрадь 3»
Люби живое
(16 часов) Основная мысль
рассказа. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) Жанр произведения.И.
Соколов-Микитов «Листопадничек» Характкристика героя. И. Соколов-Микитов
«Листопадничек» Выборочное чтение. В. И. Белов «Малька провинилась» Устное
иллюстрирование. В. И. Белов «Ещё про
Мальку» Жанр произведения.В. В. Бианки «Мышонок Пик» Пересказ по плану.
Выборочное чтение. Главная мысль произведения. Аннотация. Б. Житков «Про
обезьянку» Чтение по ролям. Пересказ с опорой на картинный план. Пересказ от
лица героев. Авторское отношение к персонажам. В. П. Астафьев «Капалуха».
Деление текста на части. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое».
Поэтическая тетрадь № 4 (7 часов)
С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» Лирический герой. А.
Л. Барто «Разлука» Сатира. А.Л.Барто «В театре» Выразительное чтение. С. В.
Михалков «Если» Лирический герой. Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
Проект. Время года. «Крестики-нолики»
обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая
тетрадь 4».
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 часов)
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Чтение по ролям. А. П.
Платонов «Цветок на земле» Формулирование вопросов по фрагменту текста. А. П.
Платонов «Ещё мама» Главная мысль и заглавие текста. А. П. Платонов «Ещё мама»
Юмористический рассказ. М. М. Зощенко «Золотые слова» Деление текста на
части. Пересказ от лица героя. М. М.
Зощенко «Великие путешественники» Краткий план. Жанр юмористического рассказа.
Н. Н. Носов «Федина задача» Характеристика героев рассказа. Н. Н. Носов
«Телефон» Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест
№11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
По страницам детских журналов (6 часов)
Главная мысль рассказа. Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" Чтение в
лицах. Ю.Ермолаев "Проговорился", "Воспитатели" Анали
поступков героя. Г. Б. Остер «Вредные советы» Пересказ подробный. Г. Б. Остер
«Как получаются легенды» Средства выразительности. Р. С. Сеф «Весёлые стихи»
Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По
страницам детских журналов»
Зарубежная литература (7 часов)
Жанр литературного текста. Мифы Древней Греции. Выборочное чтение. Сравнение
жанра мифа и сказки, былины. Сказки зарубежных писателей. Г. Х. Андерсен
«Гадкий утёнок» Устное иллюстрирование. Подробный план текста. Литературный
праздник по теме «Страна Литературия».
календарно-тематическое планирование по литературному
чтению, 3 класс
№
|
Наименование
раздела, темы урока
|
Дата
по плану
|
Дата
по факту
|
Причина
корректировки
|
|
Самое
великое чудо на свете (3 часа)
|
|
|
|
1.
|
Рукописные
книги древней Руси
|
|
|
|
2.
|
Первопечатник
Иван Фёдоров
|
|
|
|
3.
|
Урок-путешествие
в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете»
|
|
|
|
|
Устное
народное творчество (12 часов)
|
|
|
|
4.
|
Устное
народное творчество. Русские народные песни.
|
|
|
|
5.
|
Докучные
сказки
|
|
|
|
6.
|
Народный
промысел
|
|
|
|
7.
|
Логическое
ударение.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка.
|
|
|
|
8.
|
Сжатый
пересказ. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка
|
|
|
|
9.
|
Жанровые особенности сказки. «Иван царевич и
серый волк», русская народная сказка.
|
|
|
|
10.
|
Главные и второстепенные герои. «Иван
царевич и серый волк», русская народная сказка.
|
|
|
|
11.
|
Главная мысль произведения. «Иван царевич и
серый волк», русская народная сказка.
|
|
|
|
12.
|
Выразительные
средства. «Сивка-бурка», русская народная сказка
|
|
|
|
13.
|
Микротема
части текста. «Сивка-бурка», русская народная сказка
|
|
|
|
14.
|
Главная
мысль текста. «Сивка-бурка», русская народная сказка
|
|
|
|
15.
|
Урок-КВН
по теме «Устное народное творчество». Тест №2
по теме «Устное народное творчество»
|
|
|
|
|
Поэтическая
тетрадь № 1. (8 часов)
|
|
|
|
16.
|
Как
научиться читать стихи?
|
|
|
|
17.
|
Ф.
И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»
|
|
|
|
18.
|
А.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
|
|
|
|
19.
|
И.
С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»
|
|
|
|
20.
|
И.
С. Никитин «Встреча зимы»
|
|
|
|
21.
|
И.
З. Суриков «Детство»
|
|
|
|
22.
|
И.
З. Суриков «Зима»
|
|
|
|
23.
|
Путешествие
в литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»
|
|
|
|
|
Великие
русские писатели (25 часов)
|
|
|
|
24.
|
А.С.Пушкин.
Стихи.
|
|
|
|
25.
|
А.С.Пушкин
«Зимнее утро»
|
|
|
|
26.
|
А.С.Пушкин
«Зимний вечер»
|
|
|
|
27.
|
Средства
выразительности. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
|
|
|
|
28.
|
Авторское
отношение к персонажам. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
|
|
|
|
29.
|
Тема и главная мысль произведения. А. С.
Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
|
|
|
|
30.
|
Деление
текста на смысловые части. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
|
|
|
|
31.
|
Монологические
высказывания о произведении.А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
|
|
|
|
32.
|
Иван
Андреевич Крылов
|
|
|
|
33.
|
Литературный
жанр басня. И. А. Крылов «Мартышка и очки»
|
|
|
|
34.
|
Выразительное
чтение. И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
|
|
|
|
35.
|
Выразительное
чтение. И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
|
|
|
|
36.
|
Урок-проект."
Басни Крылова"
|
|
|
|
37.
|
Михаил
Юрьевич Лермонтов
|
|
|
|
38.
|
М.Ю.
Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»
|
|
|
|
39.
|
Авторские
выразительные средства. М. Ю. Лермонтов «Утёс»
|
|
|
|
40.
|
Художественные
средства выразительности. М.Ю. Лермонтов «Осень»
|
|
|
|
41.
|
Детство
Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
|
|
|
|
42.
|
Литературный
жанр рассказ. Л. Н. Толстой «Акула»
|
|
|
|
43.
|
Жанр,
тема текста. Л.Н.Толстой «Акула»
|
|
|
|
44.
|
Аннотация
текста. Л.Н.Толстой «Прыжок»
|
|
|
|
45.
|
Жанр
произведения. Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
|
|
|
|
46.
|
Текст-описание.
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»
|
|
|
|
47.
|
Текст-рассуждение.
Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»
|
|
|
|
48.
|
Литературный
праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 4 по теме «Великие
русские писатели»
|
|
|
|
|
Поэтическая
тетрадь 2 ( 9 часов)
|
|
|
|
49.
|
Настроение
стихотворения. Н. А. Некрасов «Славная осень!»
|
|
|
|
50.
|
Выразительное
чтение. Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
|
|
|
|
51.
|
Эмоциональный
тон персонажа. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
|
|
|
|
52.
|
Анализ
поступков главного героя. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
|
|
|
|
53.
|
Интонация. К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
|
|
|
|
54.
|
Озаглавливание.
И.А.Бунин «Детство»
|
|
|
|
55.
|
Авторские
выразительные средства. И.А.Бунин «Полевые цветы»
|
|
|
|
56.
|
Словесная
иллюстрация. И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»
|
|
|
|
57.
|
Развивающий
час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»
|
|
|
|
|
Литературные
сказки (11 часов)
|
|
|
|
58.
|
Д.
Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»
|
|
|
|
59.
|
Жанр
литературной сказки. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца –
длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
|
|
|
|
60.
|
Сравнение
литературной и народной сказок. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца
– длинные уши, косые глаза, короткий хвост
|
|
|
|
61.
|
Характеристика
героев.В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
|
|
|
|
62.
|
Чтение
по ролям. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
|
|
|
|
63.
|
Пересказ
по плану. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
|
|
|
|
64.
|
Прогнозирование
содержания по заглавию. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
|
|
|
|
65.
|
Сравнение
поступков героинь. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
|
|
|
|
66.
|
Жанр
волшебной сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
|
|
|
|
67.
|
Сравнение
народной и авторской сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
|
|
|
|
68.
|
Урок-КВН.
Обобщение. Тест №6 по теме
«Литературные сказки».
|
|
|
|
|
Были-небылицы (12 часов)
|
|
|
|
69.
|
Особенности
текста. М. Горький «Случай с Евсейкой»
|
|
|
|
70.
|
Чтение
по ролям. М. Горький «Случай с Евсейкой»
|
|
|
|
71.
|
Монологические
высказывания с опорой на текст. М. Горький «Случай с Евсейкой»
|
|
|
|
72.
|
Жанр,
тема текста. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
|
|
73.
|
Особенности
авторских выразительных средств. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
|
|
74.
|
План
текста. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
|
|
75.
|
Кульминация.
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
|
|
|
|
76.
|
Жанр
текста. А. Куприн «Слон»
|
|
|
|
77.
|
Пересказ
от лица героев. А.Куприн "Слон"
|
|
|
|
78.
|
План
краткий, развернутый, подробный. А. Куприн «Слон»
|
|
|
|
79.
|
Формулирование
вопросов по фрагменту текста. А.Куприн "Слон"
|
|
|
|
80.
|
Урок-путешествие
по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы».
|
|
|
|
|
Поэтическая
тетрадь № 8 (8 часов)
|
|
|
|
81.
|
Саша
Черный «Что ты тискаешь утенка?...»
|
|
|
|
82.
|
Саша
Черный «Воробей»
|
|
|
|
83.
|
Саша
Черный «Слон»
|
|
|
|
84.
|
А.
Блок «Ветхая избушка»
|
|
|
|
85.
|
А.А.Блок
«Сны»
|
|
|
|
86.
|
А.А.Блок
«Ворона»
|
|
|
|
87.
|
С.
А. Есенин «Черёмуха»
|
|
|
|
88.
|
Урок-викторина
по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3»
|
|
|
|
|
Люби
живое (16 часов)
|
|
|
|
89.
|
Основная
мысль рассказа. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
|
|
|
|
90.
|
Жанр
произведения.И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
|
|
|
|
91.
|
Характкристика
героя. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
|
|
|
|
92.
|
Выборочное
чтение. В. И. Белов «Малька провинилась»
|
|
|
|
93.
|
Устное
иллюстрирование. В. И. Белов «Ещё про
Мальку»
|
|
|
|
94.
|
Жанр
произведения.В. В. Бианки «Мышонок Пик»
|
|
|
|
95.
|
Пересказ
по плану. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
|
|
|
|
96.
|
Выборочное
чтение. В.В.Бианки «Мышонок Пик»
|
|
|
|
97.
|
Главная
мысль произведения. В.В.Бианки «Мышонок Пик»
|
|
|
|
98.
|
Аннотация.
Б. Житков «Про обезьянку»
|
|
|
|
99.
|
Чтение
по ролям. Б. Житков «Про обезьянку»
|
|
|
|
100.
|
Пересказ
с опорой на картинный план. Б. Житков «Про обезьянку»
|
|
|
|
101.
|
Пересказ
от лица героев. Б. Житков «Про обезьянку»
|
|
|
|
102.
|
Авторское
отношение к персонажам. В. П. Астафьев «Капалуха»
|
|
|
|
103.
|
Деление
текста на части. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
|
|
|
|
104.
|
Урок-конференция
«Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое»
|
|
|
|
|
Поэтическая
тетрадь (7 часов)
|
|
|
|
105.
|
С.
Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
|
|
|
|
106.
|
Лирический
герой. А. Л. Барто «Разлука»
|
|
|
|
107.
|
Сатира.
А.Л.Барто «В театре»
|
|
|
|
108.
|
Выразительное
чтение. С. В. Михалков «Если»
|
|
|
|
109.
|
Лирический
герой. Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
|
|
|
|
110.
|
Проект. Время года.
|
|
|
|
111.
|
«Крестики-нолики»
обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая
тетрадь 4»
|
|
|
|
|
Собирай
по ягодке - наберешь кузовок (12
часов)
|
|
|
|
112.
|
Б.
Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
|
|
|
|
113.
|
Чтение
по ролям. А. П. Платонов «Цветок на земле»
|
|
|
|
114.
|
А.
П. Платонов «Цветок на земле»
|
|
|
|
115.
|
Формулирование
вопросов по фрагменту текста. А. П. Платонов «Ещё мама»
|
|
|
|
116.
|
Главная
мысль и заглавие текста. А. П. Платонов «Ещё мама»
|
|
|
|
117.
|
Юмористический
рассказ. М. М. Зощенко «Золотые слова»
|
|
|
|
118.
|
Деление
текста на части. М. М. Зощенко «Золотые слова»
|
|
|
|
119.
|
Пересказ
от лица героя. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
|
|
|
|
120.
|
Краткий
план. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
|
|
|
|
121.
|
Жанр
юмористического рассказа. Н. Н. Носов «Федина задача»
|
|
|
|
122.
|
Характеристика
героев рассказа. Н. Н. Носов «Телефон»
|
|
|
|
123.
|
Игра-конкурс
по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай
по ягодке – наберёшь кузовок»
|
|
|
|
|
По
страницам детских журналов (6 часов)
|
|
|
|
124.
|
Главная
мысль рассказа. Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой"
|
|
|
|
125.
|
Чтение
в лицах. Ю.Ермолаев "Проговорился", "Воспитатели"
|
|
|
|
126.
|
Анали
поступков героя. Г. Б. Остер «Вредные советы»
|
|
|
|
127.
|
Пересказ
подробный. Г. Б. Остер «Как получаются легенды»
|
|
|
|
128.
|
Средства
выразительности. Р. С. Сеф «Весёлые стихи»
|
|
|
|
129.
|
Читательская
конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам
детских журналов»
|
|
|
|
|
Зарубежная
литература (7 часов)
|
|
|
|
130.
|
Жанр
литературного текста. Мифы Древней Греции
|
|
|
|
131.
|
Выборочное
чтение. Мифы Древней Греции
|
|
|
|
132.
|
Сравнение
жанра мифа и сказки, былины.Мифы Древней Греции
|
|
|
|
133.
|
Сказки
зарубежных писателей. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
|
|
|
|
134.
|
Устное
иллюстрирование. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
|
|
|
|
135.
|
Подробный
план текста. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
|
|
|
|
136.
|
Литературный
праздник по теме «Страна Литературия».
|
|
|
|
Материально-техническое
обеспечение
Книгопечатная продукция:
§ Климанова
Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классов/- М.: Просвещение,
2011.
Учебники
§ Литературное чтение. Учебник
для 3 класса. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. М.: Просвещение, 2013 г
Рабочие тетради
§ Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение,
2016г.
Печатная продукция:
§
Портреты поэтов и писателей
§
Репродукции картин и художественные фотографии
в соответствии с программой по литературному чтению
§
Иллюстративный
материал по р\речи
§
Таблица
звуков и слогов \с кармашками\
§ Игры наглядные «Буратино», «Паровозик», «Теремок»
§ Наглядное
пособие:
o
Веселая
азбука
o
Азбука
в картинках
o
Непобедимая
и легендарная
o
Играйте
все!
§ Наглядный
материал:
o
Животные
Дикие и домашние животные
o
Зимующие
и перелетные птицы
o
Космос
o
Пушкин
Компьютерные и информационно-коммуникативные
средства:
§ Электронное
сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс. (диск CD-ROM)
Технические средства
обучения:
§ Интерактивная доска.
§ Магнитная доска доска с
набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
§ Аудиопроигрыватель.
§ Ноутбуки.
§ Документ-камера .
§ Мультимедийный проектор.
§ Принтер.
Экранно-звуковые
пособия:
§ Интерактивное
оборудование и интернет-ресурсы в школе.
- Аудиозаписи
музыки к литературным произведениям.
- Видеофильмы
или DVD - фильмы и презентации.
Натуральные объекты:
§
Буквы
магнитные, магнитные картинки
§
Наборное
полотно
Комментариев нет:
Отправить комментарий