четверг, 4 августа 2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкальный клуб Веселые нотки. 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к курсу внеурочной деятельности
музыкальный клуб «Веселые нотки»
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся  разработана модель внеурочной деятельности  «Веселые нотки» по общекультурному направлению на основе примерной  программы начального общего образования по музыке, в соответствии с программой И.Н.Ходневой  «Студия вокала».
Актуальность выбора определена следующими факторами:
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети любят петь. Занятия внеурочной деятельностью помогут освоить достойный репертуар для детского хорового пения.
По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с потребностью  творческого самовыражения обучающихся в ансамблевом пении, исполнении образцов вокальной музыки , народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Цель данного курса: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности , обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Основные задачи курса:
1.     углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
2.     обучить детей вокальным навыкам; привить навыки сценического поведения
3.     развивать музыкально-эстетический вкус; формировать  чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
4.     привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
5.     развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
6.     развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
7.     воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
8.     потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Общая характеристика курса :
Курс «Веселые нотки» направлен на обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства и миру, опыта музыкально-творческой деятельности, на усвоение музыкальных знаний, формирование певческих умений и навыков в процессе занятий и включает  нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др. Особое внимание уделяется работе с талантливыми и одарёнными детьми, что позволяет обучающимся произвести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю, так как педагогу необходимо выявлять уровень и качество усвоения обучающимися знаний и приобретённых навыков в рамках программы обучения, с целью дальнейшего планирования работы, с учётом результатов контроля. Формы подведения итогов реализации программы в данном виде работы могут применятся самые разнообразные, в том числе нетрадиционные для учебного процесса: - концерты, выступления.
Место курса: в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной деятельности курс «Веселые нотки» во 2 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа в год.  
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность гражданской идентичности личности: на основе  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества через обращение к народному музыкальному наследию и композиторской музыке.
Ценность восприятия мира: как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа, при знакомстве с музыкой разных народов и композиторов разных стран.
Ценность психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества: на основе разнообразных видов исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность).
Ценность доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается во время театрализации вокальных произведений, совместной импровизации и других видов музыкальной деятельности; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, учителя, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников творческой группы на уроке, проекта, исследовательской группы.
 Ценность прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с шедеврами мировой и отечественной музыкальной культуры, эмоциональному отклику на музыку, ее образное восприятие в процессе разнообразных видов активной музыкальной



Планируемые результаты курса  внеурочной деятельности
«Веселые нотки».
Личностные универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут сформированы:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  •  эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;
  • эстетические потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
·        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • умения обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
·        принимать и сохранять учебную задачу;
·        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
·        выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
·       овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
·       ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·       верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
·       быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
·       петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
·       соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
·       участие в концертах и музыкальных вечерах, приобретение исполнительского опыта.
·       знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры  (песня, танец, марш);
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
·       знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
·       знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор
  • побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов,
·        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·        формулировать собственное мнение и позицию;
·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·        задавать вопросы;
·        контролировать действия партнёра;
·        использовать речь для регуляции своего действия;
·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся научатся:
  • определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятия;
  • развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;
  • формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;
  • развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;
  • развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера.
  • формирование  навыков  элементарного  музицирования   на  простейших инструментах;
  • освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи.
  • умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Содержание курса:
Музыка – душа человека - 8 часов. Исполнение  знакомых песен. Песни о школе. Правила гигиены певческого голоса.  Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.  Школьные частушки. Путешествие по музыкальным сказкам. Путешествие в сказочный лес. Осень Сказочные образы в музыке Песни сказочных  героев.
Музыка и движение - 8 часов. Музыкальная азбука. Сказки, небылицы, шутки в музыке. Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки». Музыкальные традиции.  «Есть на свете Новый Год». «Рождество Христово» Разучивание новогодних песен, игр. Подготовка проекта «Новогодний хоровод». Проект «Новогодний хоровод».
Композиторы-классики -  10 часа Путешествие в сказочный лес. Зима. Русские композиторы. В.Шаинский- детские песни Г.Гладков- детские песни. Проект «Песенки из любимых мультфильмов». Моя семья -  папа, мама, я. Любимые песни семьи. Песенки для папы и дедушки. Творчество В.-А. Моцарта. Проект Концерт «Милая мама» Композитор-сказочник Н, А. Римский-Корсаков Русские народные песни и пляски. Масленица. Картинки с выставки. М.П.Мусоргский.
Играем и поём -  8 часов Музыкальные космические дали. Путешествие в сказочный лес. Весна Нас песня вела к победе! Песни о друзьях. Весенние мелодии «Весенний переполох». Путешествие в сказочный лес. Лето. Проект Концерт «Позади учебный год».
Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, анкетирование  их родителей.  Результатом внеурочной деятельночти могут быть  творческие  работы обучающегося; различные  награды,  полученные  им  за  успехи  во внеурочной  деятельности    (дипломы,  похвальные  грамоты,  благодарности); оценочные  характеристики  успешных  докладов,  сообщений,  презентаций, проектной  деятельности  и  т.  п; защита проектов; выставка; концертная деятельность. Достижения обучающихся фиксируются в «Портфолио обучающихся».




календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности, 2 класс
общекультурное направление музыкальный клуб «весёлые нотки»
№ урока
Количество часов
Тема занятия
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохождения темы

8
Музыка – душа человека
01.09-20.10

1.      
1
Здравствуй, школа! Исполнение  знакомых песен.
Слушание музыки отечественных композиторов. Разучивание и исполнение песен.
01.09

2.      
1
Песни о школе. Правила гигиены певческого голоса. 
Знакомство с расположением нот в первой актаве. Слушание и исполнение песен.
08.09

3.      
1
Путешествие по музыкальным сказкам.
Слушание и исполнение песен.
15.09

4.      
1
Путешествие в сказочный лес. Осень
Исполнение песен маршевого и танцевального характеров. Разучивание песен по сезону года: осень.
22.09

5.      
1
Сказочные образы в музыке
Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.Слушание и исполнение песен.
29.09

6.      
1
Песни сказочных  героев.
Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
06.10

7.      
1
Вокально-хоровая работа: «Если б не было школ».  Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина
Элементарный анализ особенностей мелодии. узнавание по слуху пройденных  песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. Слушание и исполнение песен.
13.10

8.      
1
Сказочные образы в музыке
Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен.
20.10


8
Музыка и движение
03.11-22.12

9.      
1
Музыкальная азбука
Исполнение  закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. Слушание и исполнение песен.
03.11

10.   
1
Сказки, небылицы, шутки в музыке
Знакомство с расположением нот в первой актаве. Сравнивание жанров музыки.  Слушание и исполнение песен.
10.11

11.   
1
Сказочные образы в музыке
Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
17.11

12.   
1
Герои музыкальных сказок.
Слушание и исполнение песен. Узнавание по слуху пройденных  песен.
24.11

13.   
1
Музыкальные традиции. «Рождество Христово»
Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
01.12

14.   
1
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Слушание и исполнение песен.
08.12

15.   
1
Подготовка проекта «Новогодний хоровод»
Исполнение песен маршевого и танцевального характеров. Разучивание песен к праздникам: Новый год.
15.12

16.   
1
Проект «Новогодний хоровод.»
Исполнение песен маршевого и танцевального характеров. Разучивание песен к праздникам: Новый год.
22.12


10
Композиторы-классики
14.01-17.03

17.   
1
Путешествие в сказочный лес. Зима. Русские композиторы
Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Сравнивание жанров музыки. Узнавание по слуху пройденных  песен.
14.01

18.   
1
В.Шаинский. Детские песни
Слушание и исполнение песен. Узнавание по слуху пройденных  песен.
21.01

19.   
1
Г.Гладков. Детские песни
Слушание и исполнение песен. Дрижирование ансамблем одноклассников.
28.01

20.   
1
Моя семья -  папа, мама, я. Любимые песни семьи
Слушание и исполнение песен. Дрижирование ансамблем одноклассников.
04.02

21.   
1
Песенки для папы и дедушки.
Разучивание песен к праздникам: Женский день, День защитника Отечества. Слушание и исполнение песен.
11.02

22.   
1
Творчество В.-А. Моцарта
Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии
18.02

23.   
1
Проект Концерт «Милая мама»
Разучивание песен к праздникам: Женский день, День защитника Отечества. Слушание и исполнение песен.
25.02

24.   
1
Композитор-сказочник Н, А. Римский-Корсаков
Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии
03.03

25.   
1
Русские народные песни и пляски. Масленица
Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
10.03

26.   
1
Картинки с выставки. М.П.Мусоргский
Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии
17.03


8
Играем и поём
24.03-26.05

27.   
1
Песни о родном доме
Исполнение  закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Исполнение произведений под фонограмму. Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Сравнивание жанров музыки. Слушание и исполнение песен.
24.03

28.   
1
Музыкальные космические дали.
Исполнение произведений под фонограмму. Слушание и исполнение песен.
07.04

29.   
1
Путешествие в сказочный лес. Весна
Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Узнавание музыкальных инструментов по звучанию. Подготовка иразыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
14.04

30.   
1
Нас песня вела к победе!
Исполнение произведений под фонограмму. Слушание и исполнение песен.
21.04

31.   
1
Песни о друзьях.
Исполнение произведений под фонограмму. Слушание и исполнение песен.
28.04

32.   
1
Весенние мелодии «Весенний переполох».
Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение песен.
05.05

33.   
1
Путешествие в сказочный лес. Лето.
Знакомство с народными традициями и музыкальным сопровождением народных праздников. Узнавание музыкальных инструментов по звучанию.  Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
12.05

34.   
1
Подготовка проекта.
Проект Концерт «Позади учебный год».
Узнавание по слуху пройденных  песен. Слушание и исполнение песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
19.05
26.05




Материально-техническое обеспечение:
Книгопечатная продукция:
  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии. Начальная школа. – М.: 2006.
  • Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит.,2009
  • Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007
  • Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. -  Волгоград: Учитель, 2005
  • Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 2014
Печатная продукция:
  • наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
  • комплект портретов композиторов.
Информационно-коммуникативные средства:
§  общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Технические средства обучения:
§  компьютер с художественным программным обеспечением;
§  музыкальный центр
Экранно-звуковые пособия:
§  аудиозаписи, диски


Комментариев нет:

Отправить комментарий