ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к курсу внеурочной деятельности
музыкальный
клуб «Веселые нотки»
В
соответствии с требованиями ФГОС НОО, с учетом пожелания родителей и интересов
учащихся разработана модель внеурочной деятельности «Веселые нотки» по общекультурному
направлению на основе примерной
программы начального общего образования по музыке, в соответствии с
программой И.Н.Ходневой «Студия вокала».
Актуальность выбора определена следующими
факторами:
На
современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и
одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем
многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить
себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети любят петь. Занятия
внеурочной деятельностью помогут освоить достойный репертуар для детского
хорового пения.
По всей
целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и
навыков в области хорового искусства. Тематическая направленность программы
позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует
развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Актуальность
программы связана с потребностью
творческого самовыражения обучающихся в ансамблевом пении, исполнении
образцов вокальной музыки , народных и современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Цель данного
курса: через активную музыкально-творческую
деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и
исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного
вокально-песенного искусства.
Цель массового музыкального образования и
воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного
общества в возрождении духовности , обеспечивает формирование целостного
мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном
пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой
частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим
голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры.
Основные задачи курса:
1.
углубить знания детей в области музыки:
классической, народной, эстрадной;
2.
обучить детей вокальным навыкам; привить
навыки сценического поведения
3.
развивать музыкально-эстетический вкус;
формировать чувство прекрасного на
основе классического и современного музыкального материала;
4.
привить навыки общения с музыкой: правильно
воспринимать и исполнять ее;
5.
развивать интерес учащихся к песенному
творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
6.
развить музыкальные способности учащихся: музыкальный
слух, музыкальную память, чувство ритма.
7.
воспитание устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
8.
потребность в самостоятельном общении с
высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностное
отношение к музыке.
Общая характеристика курса :
Курс
«Веселые нотки» направлен на обогащение опыта эмоционально-ценностного
отношения школьников к произведениям искусства и миру, опыта
музыкально-творческой деятельности, на усвоение музыкальных знаний,
формирование певческих умений и навыков в процессе занятий и включает нетрадиционные формы обучения и воспитания:
игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с
групповыми формами работы и др. Особое внимание уделяется работе с талантливыми
и одарёнными детьми, что позволяет обучающимся произвести самооценку
полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения. Знания, умения
и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому
контролю, так как педагогу необходимо выявлять уровень и качество усвоения
обучающимися знаний и приобретённых навыков в рамках программы обучения, с
целью дальнейшего планирования работы, с учётом результатов контроля. Формы
подведения итогов реализации программы в данном виде работы могут применятся
самые разнообразные, в том числе нетрадиционные для учебного процесса: -
концерты, выступления.
Место курса: в соответствии с основной
образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной
деятельности курс «Веселые нотки» во 2 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа
в год.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Ценность
гражданской идентичности личности: на основе
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за благосостояние общества через обращение к
народному музыкальному наследию и композиторской музыке.
Ценность
восприятия мира: как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения
истории и культуры каждого народа, при знакомстве с музыкой разных народов и
композиторов разных стран.
Ценность
психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества: на основе
разнообразных видов исполнительской музыкальной деятельности (хоровое,
ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование,
музыкально-пластическая деятельность).
Ценность
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается во время
театрализации вокальных произведений, совместной импровизации и других видов
музыкальной деятельности; уважения к окружающим – умения слушать и слышать
партнера, учителя, признавать право каждого на собственное мнение и принимать
решения с учетом позиций всех участников творческой группы на уроке, проекта,
исследовательской группы.
Ценность прекрасного и эстетических чувств,
благодаря знакомству с шедеврами мировой и отечественной музыкальной культуры,
эмоциональному отклику на музыку, ее образное восприятие в процессе
разнообразных видов активной музыкальной
Планируемые
результаты курса внеурочной деятельности
«Веселые
нотки».
Личностные
универсальные учебные действия отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут сформированы:
- чувство
гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное
отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
- понимание
особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- эстетические чувства,
художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- эстетически откликаться на искусство,
выражая
своё
отношение
к
нему
в
различных
видах
музыкально творческой деятельности;
- эстетические
потребности — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей
в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности.
Обучающийся получит
возможность для формирования:
- умения
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
·
широкая
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- умения
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные универсальные учебные действия характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- умение
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
- умение
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
·
принимать
и сохранять учебную задачу;
·
учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
·
планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
·
вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата;
·
выполнять
учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной
форме.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
· овладение умением творческого видения с позиций
художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- использование
средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
· ориентация в
нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
· чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
верно петь выученные песни, знать их
названия и авторов;
·
быть внимательными при пении к
указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
·
петь напевно, легко, светло, без
форсирования звука;
·
соблюдать при пении певческую
установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад,
опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
·
участие
в концертах и музыкальных вечерах, приобретение исполнительского опыта.
·
знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры
(песня, танец, марш);
средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
регистр, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
· знать название женских и мужских певческих голосов, названия
хоров, уметь различать их по звучанию;
· знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение,
дуэт, хор
- побуждение эмоционального отклика на
музыку разных жанров;
- осознанное
стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- овладение
умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- общаться и взаимодействовать
в процессе
ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального)
воплощения различных художественных образов,
·
адекватно
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
·
допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать
собственное мнение и позицию;
·
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
·
строить
понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
·
задавать
вопросы;
·
контролировать
действия партнёра;
·
использовать
речь для регуляции своего действия;
·
адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные универсальные учебные действия характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся
научатся:
- определять
виды
музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы
в звучании различных музыкальных инструментов, в
том числе и
современных электронных;
- воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять
музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.).
Обучающиеся
получат возможность научиться:
- развитие
устойчивого интереса к
музыкальным занятия;
- развитие умений
учащихся воспринимать музыкальные произведения
с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их
характера и настроения;
- формирование навыков
выражения своего отношения музыке в
слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- развитие
певческих умений и навыков (координации между
слухом и голосом, выработка унисона,
кантилены, спокойного
дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений
откликаться на музыку
с помощью простейших движений
и пластического интонирования, драматизация пьес
программного характера.
- формирование навыков
элементарного
музицирования на простейших инструментах;
- освоение элементов музыкальной грамоты
как средство осознания музыкальной речи.
- умению
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Содержание курса:
Музыка
– душа человека - 8 часов. Исполнение
знакомых песен. Песни о школе. Правила гигиены певческого голоса. Знакомство с основными вокально-хоровыми
навыками пения. Школьные частушки.
Путешествие по музыкальным сказкам. Путешествие в сказочный лес. Осень Сказочные образы в музыке Песни сказочных героев.
Музыка
и движение - 8 часов.
Музыкальная азбука. Сказки, небылицы, шутки в музыке. Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки». Музыкальные
традиции. «Есть на свете Новый Год». «Рождество Христово» Разучивание новогодних песен, игр.
Подготовка проекта «Новогодний хоровод». Проект «Новогодний хоровод».
Композиторы-классики
- 10 часа Путешествие в
сказочный лес. Зима. Русские композиторы. В.Шаинский- детские песни Г.Гладков-
детские песни. Проект «Песенки из любимых мультфильмов». Моя семья - папа, мама, я. Любимые песни семьи. Песенки
для папы и дедушки. Творчество В.-А. Моцарта. Проект Концерт
«Милая мама» Композитор-сказочник Н, А.
Римский-Корсаков Русские народные песни и пляски. Масленица. Картинки с
выставки. М.П.Мусоргский.
Играем
и поём - 8 часов Музыкальные
космические дали. Путешествие в сказочный лес. Весна Нас песня вела к победе!
Песни о друзьях. Весенние мелодии «Весенний переполох». Путешествие в сказочный
лес. Лето. Проект Концерт «Позади учебный год».
Контроль
результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется
через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся,
анкетирование их родителей. Результатом внеурочной деятельночти могут
быть творческие
работы обучающегося; различные награды, полученные
им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные
грамоты, благодарности); оценочные характеристики успешных
докладов, сообщений, презентаций, проектной
деятельности и т. п; защита проектов; выставка; концертная
деятельность. Достижения обучающихся фиксируются в «Портфолио обучающихся».
календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности, 2
класс
общекультурное направление музыкальный клуб «весёлые нотки»
№ урока
|
Количество часов
|
Тема занятия
|
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
|
Плановые сроки прохождения темы
|
Фактические сроки прохождения темы
|
|
8
|
Музыка – душа человека
|
01.09-20.10
|
|
|
1.
|
1
|
Здравствуй, школа! Исполнение знакомых песен.
|
Слушание музыки отечественных
композиторов. Разучивание и исполнение песен.
|
01.09
|
|
2.
|
1
|
Песни о школе. Правила гигиены певческого
голоса.
|
Знакомство с расположением нот в
первой актаве. Слушание и исполнение песен.
|
08.09
|
|
3.
|
1
|
Путешествие по музыкальным сказкам.
|
Слушание и исполнение песен.
|
15.09
|
|
4.
|
1
|
Путешествие в сказочный лес. Осень
|
Исполнение песен маршевого и
танцевального характеров. Разучивание песен по сезону года: осень.
|
22.09
|
|
5.
|
1
|
Сказочные образы в музыке
|
Подготовка и разыгрывание сценок,
сказок, фольклорных композиций.Слушание и исполнение песен.
|
29.09
|
|
6.
|
1
|
Песни сказочных героев.
|
Слушание и исполнение песен.
Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
|
06.10
|
|
7.
|
1
|
Вокально-хоровая работа: «Если б
не было школ». Муз. В.Шаинского, сл.
Ю. Энтина
|
Элементарный анализ особенностей
мелодии. узнавание по слуху пройденных
песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. Слушание и исполнение
песен.
|
13.10
|
|
8.
|
1
|
Сказочные образы в музыке
|
Знакомство с народными традициями
и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение
песен.
|
20.10
|
|
|
8
|
Музыка и движение
|
03.11-22.12
|
|
|
9.
|
1
|
Музыкальная азбука
|
Исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных
песен. Дрижирование ансамблем одноклассников. Слушание и исполнение песен.
|
03.11
|
|
10.
|
1
|
Сказки, небылицы, шутки в музыке
|
Знакомство с расположением нот в
первой актаве. Сравнивание жанров музыки.
Слушание и исполнение песен.
|
10.11
|
|
11.
|
1
|
Сказочные образы в музыке
|
Слушание и исполнение песен.
Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
|
17.11
|
|
12.
|
1
|
Герои музыкальных сказок.
|
Слушание и исполнение песен.
Узнавание по слуху пройденных песен.
|
24.11
|
|
13.
|
1
|
Музыкальные традиции. «Рождество
Христово»
|
Знакомство с народными традициями
и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение
песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
|
01.12
|
|
14.
|
1
|
Рождественский балет П. И.
Чайковского «Щелкунчик»
|
Узнавание музыкальных инструментов
по звучанию. Слушание произведений классиков. Слушание и исполнение песен.
|
08.12
|
|
15.
|
1
|
Подготовка проекта «Новогодний хоровод»
|
Исполнение песен маршевого и
танцевального характеров. Разучивание песен к праздникам: Новый год.
|
15.12
|
|
16.
|
1
|
Проект «Новогодний хоровод.»
|
Исполнение песен маршевого и
танцевального характеров. Разучивание песен к праздникам: Новый год.
|
22.12
|
|
|
10
|
Композиторы-классики
|
14.01-17.03
|
|
|
17.
|
1
|
Путешествие в сказочный лес. Зима. Русские композиторы
|
Узнавание музыкальных инструментов
по звучанию. Слушание произведений классиков. Сравнивание жанров музыки.
Узнавание по слуху пройденных песен.
|
14.01
|
|
18.
|
1
|
В.Шаинский. Детские песни
|
Слушание и исполнение песен.
Узнавание по слуху пройденных песен.
|
21.01
|
|
19.
|
1
|
Г.Гладков. Детские песни
|
Слушание и исполнение песен.
Дрижирование ансамблем одноклассников.
|
28.01
|
|
20.
|
1
|
Моя семья -
папа, мама, я. Любимые песни семьи
|
Слушание и исполнение песен.
Дрижирование ансамблем одноклассников.
|
04.02
|
|
21.
|
1
|
Песенки для папы и дедушки.
|
Разучивание песен к праздникам:
Женский день, День защитника Отечества. Слушание и исполнение песен.
|
11.02
|
|
22.
|
1
|
Творчество В.-А. Моцарта
|
Узнавание музыкальных инструментов
по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии
|
18.02
|
|
23.
|
1
|
Проект Концерт «Милая мама»
|
Разучивание песен к праздникам:
Женский день, День защитника Отечества. Слушание и исполнение песен.
|
25.02
|
|
24.
|
1
|
Композитор-сказочник Н, А.
Римский-Корсаков
|
Узнавание музыкальных инструментов
по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии
|
03.03
|
|
25.
|
1
|
Русские народные песни и пляски. Масленица
|
Знакомство с народными традициями
и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение
песен. Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
|
10.03
|
|
26.
|
1
|
Картинки с выставки. М.П.Мусоргский
|
Узнавание музыкальных инструментов
по звучанию. Элементарный анализ особенностей мелодии
|
17.03
|
|
|
8
|
Играем и поём
|
24.03-26.05
|
|
|
27.
|
1
|
Песни о родном доме
|
Исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных
песен. Исполнение произведений под фонограмму. Узнавание музыкальных
инструментов по звучанию. Слушание произведений классиков. Сравнивание жанров
музыки. Слушание и исполнение песен.
|
24.03
|
|
28.
|
1
|
Музыкальные космические дали.
|
Исполнение произведений под
фонограмму. Слушание и исполнение песен.
|
07.04
|
|
29.
|
1
|
Путешествие в сказочный лес. Весна
|
Знакомство с народными традициями
и музыкальным сопровождением народных праздников. Узнавание музыкальных
инструментов по звучанию. Подготовка иразыгрывание сценок, сказок,
фольклорных композиций.
|
14.04
|
|
30.
|
1
|
Нас песня вела к победе!
|
Исполнение произведений под
фонограмму. Слушание и исполнение песен.
|
21.04
|
|
31.
|
1
|
Песни о друзьях.
|
Исполнение произведений под
фонограмму. Слушание и исполнение песен.
|
28.04
|
|
32.
|
1
|
Весенние мелодии «Весенний переполох».
|
Знакомство с народными традициями
и музыкальным сопровождением народных праздников. Слушание и исполнение
песен.
|
05.05
|
|
33.
|
1
|
Путешествие в сказочный лес. Лето.
|
Знакомство с народными традициями и
музыкальным сопровождением народных праздников. Узнавание музыкальных
инструментов по звучанию. Подготовка и
разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
|
12.05
|
|
34.
|
1
|
Подготовка проекта.
Проект Концерт «Позади учебный год».
|
Узнавание по слуху пройденных песен. Слушание и исполнение песен.
Подготовка и разыгрывание сценок, сказок, фольклорных композиций.
|
19.05
26.05
|
|
Материально-техническое обеспечение:
Книгопечатная
продукция:
- Агапова
И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и
сценарии. Начальная школа. – М.: 2006.
- Дешкова
И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит.,2009
- Михайлова
М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей
и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007
- Музыка
для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов
/сост. В.В. Фадин. - Волгоград:
Учитель, 2005
- Покровский
Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 2014
Печатная продукция:
- наборы сюжетных (предметных)
картинок в соответствии с тематикой.
- репродукции картин в
соответствии с тематикой и видами работ.
- комплект портретов композиторов.
Информационно-коммуникативные средства:
§ общепользовательские цифровые инструменты учебной
деятельности
Технические средства обучения:
§ компьютер с художественным программным обеспечением;
§ музыкальный центр
Экранно-звуковые
пособия:
§ аудиозаписи, диски
Комментариев нет:
Отправить комментарий