Рабочая программа по физической культуре. 3 класс.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по физической культуре разработана на основе Федерального
государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, Программы
Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы
В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального
образования.
В
соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области
физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная
активность с обще развивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические
качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности
и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется
на решение следующих образовательных задач:
o
совершенствование
жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
o
обучение
физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и
лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр,
входящих в школьную программу;
o
развитие
основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации
движений, гибкости;
o
формирование
общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека,
укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
o
развитие
интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней
гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
o
обучение
простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям
физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая
программа характеризуется направленностью:
o
на
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся,
материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом
учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
o
на
реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением
учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной
активности учащихся;
o
на
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к
сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
o
на достижение
межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное
формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее
раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
o
на усиление
оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня,
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа
состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный
компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание
первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным
направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе
(медико-биологические основы деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические
основы деятельности).
Раздел
«Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о
самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации
исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью
учащихся.
Содержание
раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое
развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников.
Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений,
подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также
общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
По окончании
изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные результаты:
–
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
–
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
– развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
–
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие
этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
–
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
–
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
–
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
– готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
– овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
–
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о
ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;
– овладение
умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
–
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела
и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости)
–
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
– выполнение
простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном
уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение
технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании
начальной школы учащиеся должны уметь:
–
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
–
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и
значение в жизни человека;
–
использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовленности человека;
– измерять
(познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела)
и развития основных физических качеств;
– оказывать
посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении
ошибок и способов их устранения;
–
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения занятий физической
культурой;
–
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
–
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять
простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном
уровне;
– выполнять
технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
– выполнять
жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
условиях.
Содержание программы
Основы
знаний о физической культуре --------------------------- в процессе
урока
Подвижные
игры c элементами спортивных игр----------------- 30 ч.
Гимнастика с
элементами акробатики------------------------------ 21 ч.
Легкоатлетические
упражнения-------------------------------------- 21 ч.
Лыжная
подготовка----------------------------------------------------- 30 ч.
Итого
--------------------------------------- 102 ч.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Знания по физической культуре
Физическая
культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой
деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие,
соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая
нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание
организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
·
Освоение
комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных
физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и
совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол.
Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных
сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение
элементарных соревнований.
·
Физическое
совершенствование
·
Гимнастика с
основами акробатики
·
Акробатические
упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из
положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
·
Гимнастические
упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три
приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
·
Легкая
атлетика
·
Прыжки в
длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
·
Лыжные гонки
·
Передвижения
на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного
двухшажного с попеременным двухшажным.
·
Поворот переступанием.
·
Подвижные
игры
·
На материале
раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на
марше», «Увертывайся от мяча».
·
На материале
раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше
бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
·
На материале
раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
·
На материале
спортивных игр:
·
Футбол: удар
ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса
шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7
– 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные
игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
·
Баскетбол: специальные
передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг
стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с
места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
·
Волейбол: прием
мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя
прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
·
Общеразвивающие
физические упражнения на развитие основных физических качеств
Тематическое планирование
по физической культуре.
Дата по
плану
|
Дата по факту
|
Тема
|
Инструктаж
по т\б
|
1 четверть
3сентября
4 сентября
5 сентября
10 сентября
11сентября
13 сентября
17 сентября
18 сентября
19 сентября
24 сентября
25 сентября
26 сентября
|
|
Вводный.
Правила безопасного поведения на уроках физической культуры.
Техника
бега с высокого старта.
Ходьба
с изменением длины и частоты шага. Игры
Учет
бега на 30 метров.
Техника
выполнения прыжков в длину.
Прыжок
в длину с места. Игры
Отработка
техники прыжков в длину.
Контроль
по прыжкам в длину.
Ходьба через препятствия. Игры
Метание
мяча на дальность с места.
Метание
малого мяча с места
Метание
малого мяча на заданное расстояние
|
т\б №66
т\б №67
т\б №48
|
1 октября
2 октября
3 октября
8 октября
9 октября
10 октября
15 октября
16 октября
17октября
22 октября
23октября
24октября
|
|
Прыжки
с короткой скакалкой. Т\б в спор-тивном зале.
ОРУ.
Игры «Пустое место», «Прыгающие воробушки»
Техника
метания мяча в цель.
Формирование
навыков метания.
Метание
в цель 4-5м
Соверш-ние
навыков метания мяча в цель.
Техника
выполнения прыжков в высоту.
Закрепление
техники прыжков в высоту.
ОРУ.
Игры «Зайцы в огороде»
Преодоление
полосы препятствий.
Учет
по преодолению полосы препятствий.
ОРУ.
Эстафеты
|
т\б
|
2 четверть
5 ноября
6 ноября
7ноября
12 ноября
13 ноября
14 ноября
19 ноября
20 ноября
21 ноября
26 ноября
27 ноября
28ноября
|
|
Подтягивание
на перекладине.
Подтягивание
в висе
Соверш-ние
двигательных умений и навыков.
Лазание
и перелезание.
Лазание
по гимнастической лестнице
Упражнение
в равновесии на бревне.
Лазание
на канате произвольным способом.
Упражнения
на гимнастической скамейке
Соверш-
ние выполнения упражнений на бревне.
Акробатические упражнения: мост из положения
лежа
Акроб.
упр-ния: перекаты вперед.
Перекаты
и группировку с последующей опорой руками за головой
|
т\б №66
т\б №48
т\б №47
|
3декабря
4 декабря
5декабря
10 декабря
11 декабря
12 декабря
17 декабря
18 декабря
19 декабря
24 декабря
25 декабря
26 декабря
|
|
Акроб.
упр-ия: стойка на лопатках.
Соверш-ние
акробатических упражнений.
Акроб.
упр-ия: перекат вправо-влево.
Соединение
акробатических элементов.
Соверш-ние
акробатическое соединение.
Контроль
выполнения акробатических упражнений.
Упражнение
в подтягивании на перекладине.
Учет
по подтягиванию на перекладине.
Передвижение
по диагонали, противоходом, «змейкой»
Перелезание
через гимнастического коня
Опорный
прыжок
ОРУ.
Эстафеты
|
|
3 четверть
14 января
15 января
16 января
21 января
22 января
23 января
28 января
29 января
30января
|
|
Транспортировка
и хранение лыж. Правила безопасного поведения на уроках лыжной подготовки.
Скользящий
шаг.
Ступающий
шаг с палками
Передвижение
скользящим шагом без палок.
Высокая
и низкая стойка на лыжах.
Повороты
переступанием
Попеременный
двухшажный ход без палок
Подъем
«елочкой» и спуск с небольшого склона
Передвижение ступающим шагом
|
т\б №66
т\б №49
|
4 февраля
5 февраля
6февраля
11 февраля
12 февраля
13 февраля
18 февраля
19 февраля
20 февраля
26 февраля
27февраля
|
|
Передвижение
скользящим шагом с палками.
Передвижение
приставными шагами в сторону.
Подъем
«лесенкой» и спуск с небольшого склона
Попеременный
двухшажный ход.
Техника
выполнения подъемов и спусков.
Попеременный
двухшажный ход без палок и с палками Соверш-ние техники подъема и спуска.
Учет
умений по технике подъемов и спусков.
Соверш-ние
техники скольжения
Упражнение
в передвижении на лыжах
Контрольный
забег на дистанцию 1000 метров.
|
|
4 марта
5марта
6 марта
11 марта
12 марта
13 марта
18 марта
19 марта
20 марта
|
|
Обучение
прыжкам в высоту. Т\б в спортзале.
Техника
выполнения разбега, отталкивания ногой и прыжка в высоту.
Упражнение
в прыжках в высоту.
Преодоление
полосы препятствий.
ОРУ.
Игры
Контроль
выполнения прыжков в высоту.
Соревнование
по преодолению полосы препятствий.
ОРУ.
Эстафеты
|
т\б
|
4 четверть
1 апреля
2апреля
3апреля
8 апреля
9 апреля
10 апреля
15 апреля
16 апреля
17 апреля
22 апреля
23апреля
24апреля
29апреля
30апреля
|
|
Техника
передачи мяча в баскетболе.
Техника
ловли и передачи мяча.
Ведение
на месте правой и левой рукой в
движении шагом и бегом.
Упражнение
в ловле и передаче мяча.
Элементы
упражнений с мячом.
Ловля
и передача мяча на месте в треугольниках, квадратах
Ведение
мяча по прямой в движении шагом.
Передача
мяча от груди двумя руками.
Броски
в цель (кольцо)
Метание
набивного мяча.
Совершенствование
упражнений с мячом.
Мини
баскетбол
Техника
выполнения прыжков в длину.
|
т\б №66
т\б №67
|
6мая
7 мая
8 мая
10 мая
11 мая
12 мая
20 мая
21 мая
22 мая
27 мая
28 мая
29 мая
|
|
Бег
в медленном темпе на заданное время.
Ходьба
и бег
Бег
на 30м. Игры
Учет
бега на 30 метров.
Челночный
бег 3\10м.
Соверш-ние
прыжков в длину с разбега.
Учет
по прыжкам в длину.
Учет
по бегу на 60 метров.
Прыжок
в длину с места. Игры
Прыжок
в длину с разбега. Игры
Тест
по шестиминутному бегу.
Игры. Эстафеты.
|
т\б №48
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий