среда, 17 октября 2012 г.

Рабочая программа по технологии. 3 класс.


Рабочая программа по технологии. 3 класс.
Пояснительная записка
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность
более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм.  Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии,  П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые  области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметнопрактической деятельностью развиваются тонко координированные движения   точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать  цель  предмета  оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно практической деятельности. Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий. В соответствии с поставленной целью  и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих  задач:
o   духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
o    формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
o    развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
o   развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
o    развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
o    формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием
различных информационных технологий;
o   развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического
и логического мышления, исследовательской деятельности;
o    развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Содержание программы:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним. Профессии типа «Человек  -техника»,
«Человек  - природа», «Человек  - художественный образ».
Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность). Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации. Задания разных типов  - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа. Использование полученных знаний  и умений для творческой самореализации  в домашних условиях.
Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов. Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер. Свойства материалов:
o   бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;
o    ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
o   нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.
Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием.  Подбор материалов для изделий по их
Декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Виды художественной техники
·         Лепка
Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).
·         Аппликация
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой прикле
ить ткань большего размера, чем контур,  и первый лист наклеить на второй).
·         Мозаика
Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.
·         Коллаж
Соединение в одной работе разных материалов и предметов.
·         Художественное вырезание
Вырезание узоров, фигур, в том числе  и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе  и симметричное вырезание.
Прорезная аппликация (на одном листебумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
·         Художественное складывание
Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.
Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.
·         Плетение
Объемное плетение из бумаги.
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.
·         Шитье и вышивание
Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений.  Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу, эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения
деталей. Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.
·         Плоскостное конструирование и моделирование
Мозаика из элементов круга и овала.
Игрушки из картона с подвижными деталями.
Головоломки из картона и шнура.
·         Объемное конструирование  и моделирование из бумаги
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка.
Объемные изделия с клапанами.
Объемные изделия с разными способами соединения.
Технические модели, изготовленные по чертежу.
·         Конструирование и моделирование из ткани
Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом.
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.
4. Практика работы на компьютере
Значение компьютера в жизни человека. Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и передачи информации.
Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод
в режим ожидания. Компьютерные программы: калькулятор, текстовые редакторы
Блокнот, WordPad и графический редактор Paint. Их назначение и возможности.
 Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление.
Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации.
Интернет: понятие, назначение, программы-обозреватели. Компьютер как средство
поиска и воспроизведения необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
– осознание своей ответственности  за общее дело;
– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
– уважение к чужому труду и результатам труда;
– уважение к культурным традициям своего народа;
– представление о себе как гражданине России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств окружающих людей;
– готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения образовательному учреждению,понимания необходимости учения;
– широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания себя как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
– готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой
ролью;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
У обучающегося будет возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном и словесно-логическом уровнях;
– адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– владеть общими приемами решения задач;
– работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
– находить информацию, заданную  в тексте в явном виде;
– передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
– строить небольшие сообщения  в устной и письменной форме;
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их
сравнения;
– проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
– обобщать на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
У обучающегося будет возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
– вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– делать выписки из используемых источников информации;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
– выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
У обучающегося будет возможность научиться:
– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы  и инструменты в зависимости от вида
и сложности работы;
– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
У обучающегося будет возможность научиться:
– понимать особенности проектной деятельности;
– осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
У обучающегося будет возможность научиться:
– выполнять символические действия моделирования под руководством
учителя;
– прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.



Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
– изменять способы соединения деталей конструкции;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
– изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
У обучающегося будет возможность научиться:
– соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
– различать устройства компьютера;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
– пользоваться калькулятором;
– создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);
– соблюдать правила безопасной работы за компьютером.
У обучающегося будет возможность научиться:
– использовать по назначению основные устройства компьютера;
– понимать информацию в различных формах;
– переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
– создавать простейшие информационные объекты;
– пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
– писать и отправлять электронное письмо;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.

Тематическое планирование по технологии
Дата по плану
Дата по факту
Тема
1 четверть
5сентября
6 сентября
12 сентября
13 сентября
19 сентября
20 сентября
26 сентября
27 сентября


Человек и информация
Лепка приемом вытягивания.
Источники и приемники информации
Приемы примазывания и налепа.
Искусственные и естественные источники информации
Плоская аппликация из бумаги.
Носители информации
Плоская аппликация из ткани.
3октября
4 октября
10 октября
11 октября
17 октября
18 октября
24 октября
25 октября

Что мы знаем о компьютере
Выпуклая аппликация.
Работа со словарем. Контрольная работа. Работа над ошибками
Прорезная аппликация.
Немного истории о действиях с информацией
Коллаж из кусочков ткани.
Сбор информации
Мозаика из гофрированной бумаги.
2 четверть
7ноября
8 ноября
14 ноября
15 ноября
21 ноября
22 ноября
28 ноября
29 ноября


Представление информации
Объемная мозаика.
Кодирование информации
Симметричное вырезывание узоров.
Декодирование информации
Вырезывание фигурок.
Хранение информации
 Складывание из квадрата и прямоугольника.
5декабря
6 декабря
12 декабря
13 декабря
19 декабря
20 декабря
26 декабря
27 декабря

Обработка информации
Складывание по схеме.
Работа со словарем. Контрольная работа. Работа над ошибками.
Модульные оригами
 Объект
Складывание с последующим вырезыванием.
Свойства объекта
Объемное плетение из бумаги.
3 четверть
10января
16 января
17 января
23 января
24 января
30 января
31 января


Макраме. Витой жгут.
Общие и отличительные свойства
Макраме. Плоский жгут
Существенные свойства и принятие решения
Шов «через край». Шов «петельный».
Элементный состав объекта
Пришивание пуговиц на «ножке».
6февраля
7 февраля
13 февраля
14 февраля
20 февраля
21 февраля
27 февраля
28 февраля

Действия объекта
Игрушки с подвижными деталями.
Мозаика из элементов круга, овала.
Отношения между объектами
Объёмные изделии из нескольких деталей.
Повторение. работа со словарем
Контрольная работа
Щелевое  соединение.
6марта
7 марта
13 марта
14 марта
20 марта
21 марта

Работа над ошибками.
Чтение чертежа.
Информационный объект и смысл
Чертеж технической модели.
Документ как информационный объект
Изготовление модели по чертежу.
4 четверть
3апреля
 4 апреля
10 апреля
11 апреля
17 апреля
18 апреля
24 апреля
25 апреля


Электронный документ  файл
Изготовление плоских мягких игрушек
Текст и текстовый редактор
Раскрой по шаблону
Изображение и графический редактор
Шовное соединение деталей
 Схема и карта
Набивка ватой
8мая
15 мая
16 мая
22 мая
23 мая
29 мая
30 мая

Число и программный калькулятор
Транспортные машины и их назначение.
Таблица и электронные таблицы
Сборка моделей транспортных машин.
Повторение. Работа со словарем.
Годовая контрольная работа
Изготовление плоских сувениров по чертежу

Комментариев нет:

Отправить комментарий