воскресенье, 4 ноября 2012 г.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Автор: Горбатенкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Главная задача учителя – научить ребенка учиться, сформировать такую личность, которая сможет самостоятельно развиваться, у которой будет стремление к самосовершенствованию. Я, как учитель начальных классов, считаю необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ребенка необходимо ориентировать на доброту, любовь, уважение к другим людям, их труду, что соответствует православным ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование. Рассматривая задачу подготовки ответственного гражданина, невозможно обойти стороной вопросов формирования у школьников  экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. А экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий.
Эпиграфом к моей работе по экологии могут быть слова В.А.Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». Свою роль учителя вижу в том, чтобы не только обмениваться своей информацией, опытом, но и помогать ребенку приобретать свой жизненный опыт, формируя при этом универсальные учебные действия.
Так, планируя внеклассное мероприятие «Вода – богатство Земли», с учениками 3 класса, я ставила перед собой задачи: учить осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения, учить анализировать, обобщать;
создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры, творческих способностей; способствовать воспитанию любви к природе, родному краю,  пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ним. При этом планировала результаты: воспитанник будет учиться: принимать ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; понимать красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; у воспитанника будет возможность научиться: на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов; оформлять результаты исследовательской работы использованием фотографий, презентации.
Была проделана большая предварительная работа: в домашних  условиях третьеклассники проделали некоторые опыты по изучению свойств воды, поинтересовались и нашли поговорки, пословицы о воде; принесли свои фотографии и подготовили фотовыставку «Вода – это жизнь».
Приведу разработку  внеклассного мероприятия.

Разработала: учитель начальных классов Горбатенкова Л.И.
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Тема: Вода – богатство Земли.
Класс: 3
Цель мероприятия:  прививать экологическую грамотность
Задачи:
образовательная: учить осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения, учить анализировать, обобщать;
развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры, творческих способностей;
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, родному краю,  пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ним.
Планируемые результаты:
Воспитанник будет учиться:
o   принимать ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
o   понимать красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром;
o   находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
o   устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
У воспитанника будет возможность научиться:
o   на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
o   оформлять результаты исследовательской работы использованием фотографий, презентации.
Оборудование:
на доске: плакат «Значение воды»,фотография Земли, сделанная из космоса
у учителя: компьютер, проектор
у учащихся: лотки для приборов, стаканы лабораторные, воронка, фильтр, вода, реактивы.
Предварительная работа: в домашних  условиях проделать некоторые опыты по изучению свойств воды, поинтересоваться и найти поговорки, пословицы о воде; принести фотографии и подготовить фотовыставку «Вода – это жизнь».

Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня нас ждёт много открытий, несмотря на то, что говорить мы будем с вами о предмете, который вам всем  очень хорошо знаком.
Отгадайте, о чем:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
– А много ли воды на Земле? Посмотрите на фотографию, сделанную из космоса. Какого цвета наша планета? (Синего и голубого) Почему? На Земле большую часть занимает вода, это – океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные части, то 3 из них будет занимать вода и только одну – суша.
Ученик: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника  шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Учитель: Да, вода в жизни людей имеет большое значение.  22 марта объявлен Международным Днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. Люди благодарны воде и составили о ней поговорки.
Дети по желанию подготовили плакаты с пословицами и поговорками. Каждый представляет свой плакат, после прочтения при необходимости автор плаката поясняет смысл поговорки.
Бывает порою, течет и вода горою
Вода и землю точит и камень долбит
Воду в ступе толочь — вода и будет
Зазеваешься – воды нахлебаешься
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
Решетом воду не носят
Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
Учитель: Для чего  человеку нужна вода? (беседа с опорой на учебный плакат  «значение воды»)
Обобщение: Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумаги, ни ткань, ни одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вода – это жизнь. Об этом говорят и ваши фотографии.
Фотовыставка: «Вода – это жизнь». Рассматривание фотографий, автор при необходимости поясняет, что изображено или что он хотел выразить.
Вывод: вода нужна не только для хозяйственной деятельности человека, мы все любим отдыхать рядом с водоемами, любоваться ими, плескаться и купаться в воде.
Учитель: Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества. Вода – самое известное и самое загадочное вещество на нашей планете. И сегодня мы познакомимся с некоторыми свойствами воды.
Ознакомление с домашними опытами (рассказы детей сопровождаются презентацией)
-По желанию с некоторыми свойствами воды вы познакомились дома. У вас есть возможность рассказать о них.
Исследование свойств воды.
Рассказ Ани: Я исследовала свойства воды. Я налила в стакан воды и рассмотрела её. Вода не белая, не серая и не синяя. Значит, она не имеет цвета. Вода не имеет запаха.
Я попробовала глоток воды.  На вкус вода не солёная, не сладкая, не кислая. Значит, она не имеет вкуса. Я опустила в стакан ложку. Её хорошо видно. Значит, вода прозрачная. Я вылила небольшое количество воды на тарелку. Капельки растеклись. Значит, вода текучая.
Исследование свойств пара. 
Рассказ Ильи: Я исследовал свойства пара.  Я попросил маму вскипятить воду и понаблюдал за паром из чайника. Нельзя сказать, что пар белого или серого цвета, скорее он бесцветный. Сквозь него было видно предметы. Значит, пар прозрачный. Он без запаха. Я подставил под пар ложку и капельки осели на ней. Когда я попробовал, никакого вкуса не ощутил. Пар не имеет вкуса. Без посуды капельки не могли держать форму. Значит, пар и капельки пара формы не имеют.
Исследование свойств льда.
Рассказ Пети: Я исследовал свойства льда. Лед не был такой же прозрачный, как вода. Он больше похож на белый цвет. Когда я его лизнул, я не почувствовал никакого вкуса. Я делаю вывод, что лёд не имеет запаха и не имеет вкуса. Он может держать форму  и без посуды. Но зато лёд не может перетекать из одной посуды в другую. Лёд не имеет текучести. Его можно разбить или раскрошить, у меня это тоже получилось. Лед хрупкий
-Какие дополнения вы хотели бы сделать? 
-В каких трех состояниях существует вода?
-Какие еще проводили опыты исследования?
Переход воды из одного состояния в другое.
Рассказ Даши:  Я набрала в тарелку воды и оставила на несколько дней у батареи. Когда я посмотрела  через несколько дней – в тарелке воды не оказалось. Я думаю, вода испарилась. Тогда я налила в стакан воды и поставила его в морозилку. Через несколько дней воды в стакане не было, а был лед. Это вода замерзла и превратилась в лед. Я оставила стакан со льдом в комнате. Через некоторое время в стакане льда не оказалось. Там была вода.
Исследование свойств  снега.
Рассказ Вали:  Я набрала полную банку снега. Принесла её с улицы и поставила дома.  Через некоторое время снег растаял. В банке была только вода. Я удивилась, что снега было целая банка, а воды только немножко.
- Есть ли у вас возражения к сообщениям? Похожи ли ваши наблюдения на эти? Почему в банке оказалась вода? (снег – это тоже вода, только не замерзший лёд, а кристаллики)
- Почему воды осталось мало? (снег не плотный, а рыхлый)
 - Что ещё вы разглядели в растаявшем снегу?  После этого тебе захотелось  лизнуть снег? Можно ли снег брать в рот?
Вывод: вода в природе встречается в виде растворов, часто загрязненная.
Физкультминутка
Учитель:  Часто мы имеем дело с водой, в которой растворены другие вещества. А какая вода нужна человеку для употребления в пищу? Только чистая!
-Как очистить воду от посторонних примесей?
-Очистка воды называется «фильтрование».
-Как происходит процесс фильтрования в природе? Сможет ли природа сама очистить воду после ее использования человеком?
Вывод: человек должен помнить: вода – это богатство Земли, ее надо бережно использовать, беречь от загрязнения.
Викторина
Царица-Водица: Здравствуйте!
 Я- волшебница водица.
Без меня вам не умыться.
Смею я вам доложить-
Без меня вам не прожить.
Царица-Водица: Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я прелестней всех на свете,
Я на свете всех милей!
Я даю всем людям жизнь,
Я энергию даю.
Изо дня в день, каждый день
Каждый день я их пою!
Помогаю им во всем
И в уборке и в еде.
Нет со мной у них проблем
Я повсюду, я везде.
- Я, Царица-Водица, хочу вас испытать, что вы знаете обо мне?
Конкурс “Угадай-ка” (Командам по очереди загадываются загадки)
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)
Не конь, а бежит.
Не лес, а шумит. (Река)
Кругом вода, а с питьём – беда. (Море)
Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (Роса)
Бежит, бежит - не  выбежит, течёт, течёт - не вытечет.  (Река)
День  и ночь кричит, а голос  не устаёт.  (Водопад)
Чего на  Земном  шаре  больше:  воды или суши?  ( Воды)
Назовите  три состояния воды. (Жидкое, твёрдое, газообразное)
На  землю падает, от земли не отлетает.   (Дождь)
Мостится  мост  без досок, без топора и клина. (Лёд  на реке)
Два  брата  в воду  глядятся, в век не сойдутся. (Берега  реки)
Летит -  молчит, лежит – молчит,
Когда  умрёт,  тогда  заревёт.   (Снег)
Шёл  долговяз,
В  землю увяз. (Дождь)
Рассыпался  горох
На семьдесят семь дорог.
Никто его не  подберёт:
Ни царь, ни царица,
Ни  красная девица.    (Град)
Белая  звёздочка с неба  упала,
Мне на ладошку легла- и пропала.  (Снежинка)
Над тобою . надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес-
Прохудился  и  исчез.  (Туча)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.  (Сосулька)
К маме – речке  бегу
И молчать не  могу.
Я её сын родной,
А  родился  весной. (Ручей)
У  родителей и  деток  вся одежда  из монеток. (Рыбы)
Какая  рыба  носит  имя  человека?   (Карп)
Какие  рыбы носят названия инструментов?  (Рыба - молот, рыба – пила)
У какой  пресноводной   рыбы не чешуи?  (У щуки)
Колюч, да не  ёж. Кто же это?  (Ёрш)
Самая крупная  хищная  морская рыба. (Акула)
Назовите  самое  большое морское  животное.  (Кит)
Под водой живёт народ,
Ходит  задом  наперёд.  (Раки)
Назовите Международный День воды.
Игра.  Правильный ответ - хлопаем, неправильный – топаем.
В воде живут: карась,  окунь, бобёр, лиса,  черепаха, сом,  ряпушка,  омар, волк,   акула, бегемот, верблюд, утка, скат,  кит, кошка, лягушка, слон,  гусь,  дельфин, крокодил, обезьяна, ёрш, ёж…
Конкурс “Поливаем цветы”.
Около игроков ставят вёдра с водой. Напротив вёдер, на расстоянии 10м ставятся вазы с цветами. Командам выдаются пустые маленькие ведёрки. Этими ведёрками игроки должны перенести воду из вёдер в вазы. Выигрывает та команда, которая выполнила быстрее и меньше разлила воды.
Решение проблемной ситуации Групповое задание всей команде, совещание 1 минута.                             
                               I.            Туристы в походе рассыпали соль на песок. Как им  посолить обед в такой ситуации?
                            II.            Как принести воду в решете?
                         III.            Какое свойство воды использует человек, когда моет руки?
Подведение итогов викторины.
Царица-Водица: Вы стали хорошо разбираться в вопросах о воде. А знаете ли вы, какая вода нужна человеку, чтобы быть здоровым? Чистая. Что же надо делать, чтобы вода в природе оставалась чистой и полезной?
Реки Луховицкого края (чтение стихотворений сопровождается презентацией)
Царица-Водица:  А какие есть реки в Луховицком районе? Я  предлагаю посмотреть презентацию, составленную по вашим же фотографиям. Послушаем стихотворения, которые ребята подготовили к своим фотографиям

Стихотворение  Валентина   Романова «Дороже всего»
Тихо плещет Ока на просторе
Вольно дышат её берега…
И паром тянет катер натружено,
Свой дединовский знает причал.
Пусть Дединово славится в песнях,
Часть Отечества это село.
Край прокский родной и чудесный
Мне на свете дороже всего.

Стихотворение Людмилы Шатьковой «Берхино»
Красив и славен Луховицкий край:
Лес в Белоомуте, нетронутые чащи…
Но знаю точно, где зелёный рай –
То Берхино, где и вода и воздух слаще.
Текут, волнуясь, воды Осетра,
Влекут и тянут изумрудным отраженьем,
Спешит, его ждёт впереди Ока –
Краёв Мещёрских голубое ожерелье…
Обобщение:  Мы все любим воду и потому, нам еще интересней будет ее изучать. Чтобы вода всегда оставалась полезной, ее надо беречь.

Использованы  источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий