среда, 3 октября 2012 г.

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.


Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.
Пояснительная записка
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другойстороны   как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Л.В. Занков полагал, что без знаний  по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человекагражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.  По мере продвижения  от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагаютФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаютсяусловия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программ мы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоциональноценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся  следующие задачи:  формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;  в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру,  элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться  в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;  освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);  воздействовать на развитие эмоциональноволевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма  и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Содержание выстроено таким образом,чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.  В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать  с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение  и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.  Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Содержане программы
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Погода.  Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды.  Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края.  Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой.  Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек.  Представления о природных зонах  Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
 Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие.
Исследовательская работа.  Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе.  Перелетные  и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы.  Народный календарь, определяющий сезонный труд людей.  Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства.  Первые русские князья.  Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр  Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия  и быт современных людей в лесной зоне  (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей.  История одного из древних городов.
Московское государство (12 часов)
Человек и природа
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью чело века. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество
Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Человек  - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей.  Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на иторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий  Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа.  Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность свое деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выражены учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
 – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
У обучающегося будет возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно1образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно1образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов п осамостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
У обучающегося будет возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
У обучающегося будет возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества
групп);
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зона охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого
природного сообщества;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу
и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
У обучающегося будет возможность научиться:
– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчаты диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;  на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
У обучающегося будет возможность научиться:
– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека,  о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.

Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
ü  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.   Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров».
ü  Дмитриева  Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая  тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир».   Самара:  Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров».
ü  Дмитриева  Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс.  Самара: Издательство  «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование
к учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
«Окружающий мир. 3 класс.»
Дата по плану
Дата по факту
Тема
Страницы учебника
1 четверть
 4сентября
6сентября
11 сентября
13 сентября
18 сентября
20 сентября
25 сентября
27 сентября

Природные условия Земли.
Приглашение к путешествию.
Особенности планеты Земля.
Погода.
Показатели погоды.
Народные приметы погоды.
Климат. Пр\ работа: «Определение погоды».
Экскурсия: «Представление о климате».
Пр\ работа: «Почва».  Охрана почв.
5-7
8-10
11-13
13-15
15-17
17-20

21-22

2 октября
6 октября

9октября
11 октября


16 октября
18 октября
23октября
25 октября

Взаимосвязь живых организмов с неж. природой.
Приспособленность живых организмов к окружающей среде.
Природные зоны.
Пр\ работа: «Ориентирование по  физической карте и карте природных зон».
Человек в далеком прошлом.
Происхождение человека.
Жизнь древних людей.
Природные условия и жизнь человека.
Наследие древнего мира.
24-27
27-30
31-34



37-38
38-41
42-45
47-49
2 четверть
6 ноября
8 ноября
13 ноября
15 ноября
20 ноября
22 ноября
26 ноября
29 ноября

Земли восточных славян.
Первые люди на Земле.
Растительность степей.
Животный мир степей.
Люди в степи.
Пр\ работа с гербарием: «Природные условия степей».
Лесная зона.
Смешанные леса.
Экскурсия: «Сезонные изменения».

50-53
54-59
60-65
47-48

70-76
77-82
82-86
4декабря    6декабря  
11декабря     13декабря  
18 декабря
20декабря   25декабря    27декабря  

Пр\ работа: «Умеренный климат»
Приспособленность растений.
Животный мир лесов.
Пр\ работа: «Природные условия лесной зоны».
Жизнь далеких предков.
Расселение славян в лесах.
Путь из варяг в греки.
Обожествление природы.
86-89
90-91
92-94

94-97
97-100
100-102
103-106
3 четверть
10января      15января    17января  
22января

 24января  
29января   31января  

Образование древнерусского государства.
Первые русские князья.
Принятие Русью христианства.
Древнерусская культура.
Экскурсия в краеведческий музей: «Культура родного края».
Ослабление  Киевской Руси.
Ордынское нашествие.
Ледовое побоище

108-110
111-116
116


117-118
119-122
123-125

5февраля     7февраля  
12февраля   14февраля  
19февраля    21февраля   26февраля 

28февраля






Объединение русских земель вокруг Москвы.
Залесская земля.
Природное сообщество.
Законы лесной жизни.
Пр\ работа: «Цепи питания».
Луг.
Природные сообщества.
Пр\ работа:«Моделирование вариантов вмеша-тельства человека в природное сообщество».
Озеро.

125-126
127-129
129-133

133-134
135-136

5марта
  7марта   12марта   14марта  

19марта     21марта  

Пр\ работа: «Правила поведения в лесу и у водоемов».
Поле.
Возвышение Москвы.
Освобождение Руси от монгольского ига.
Путь от Руси к России.
Восстановление русской культуры.
Расширение пределов страны.

137-140
142-145
146-147

148-150
151-154
4 четверть
2апреля   4апреля  
9апреля 11апреля  
16апреля  18апреля  
23апреля  25апреля   30апреля


Природные условия Сибири.
Тайга.
Природное сообщество болото.
Пр\ работа: «Болото. Цепи питания».
Сквозь сибирские дебри.
Природа тундры.
Животный мир тундры.
Люди в тундре.
Ледяная зона.

155-158
158-160



160-164
165-168
169-171
7 мая
14 мая
16 мая
21 мая
23 мая
28 мая
30 мая

Арктическая пустыня.
Природные условия мерзлоты
Народы Сибири.
Природные сообщества.
Природные условия и жизнь человека.
Природа и быт родного края.
Обобщение. Разнообразие природы России.
172-174
174-177
178-181
181-184
184-186
186-187

Комментариев нет:

Отправить комментарий