Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.
Пояснительная записка
В Федеральных
государственных образовательных стандартах начального общего образования нового
поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики,
химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другойстороны как первый, единственный и последний предмет
в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как
компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета
«Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в
системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Л.В. Занков полагал, что без
знаний по биологии, географии, истории
невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человекагражданина,
патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в
его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во
времени и пространстве.
Стержнем курса является
логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого
общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и
взаимопроникновении. По мере
продвижения от класса к классу
обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и
методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического
развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу
содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и
«Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагаютФГОС нового
поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко
времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит
упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует
интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир
стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и
исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с
природой, с людьми как представителями общества. Так создаютсяусловия для
социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества,
становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания
экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной
учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой
ниже программ мы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В.
Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоциональноценностное
отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и
воспитательные возможности курса.
Учебный курс
«Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: формировать широкую целостную картину мира с
опорой на современные научные достижения; на основе предметных знаний и умений
подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой,
обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего
мира, его противоречивости; в ходе
решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления,
развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде; формировать
общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу,
классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами,
таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе,
пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; освоить доступные способы изучения природы и
общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из
разных источников); воздействовать на
развитие эмоциональноволевых, нравственных качеств личности; воспитывать
чувство патриотизма и любви к Родине,
гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре,
способствовать эстетическому воспитанию.
Содержание выстроено
таким образом,чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность
школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в
непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение
практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для
формирования умения работать с текстами
и информацией.
Программа построена по
принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и
ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков.
Обучение и развитие. С. 101). В
соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на
основе сочетания мироведения и краеведения.
Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие
современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на
основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое,
воображаемое, приближая его к опыту детей.
Содержане программы
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа
Особенности планеты Земля (обобщение знаний
предыдущих лет обучения).
Погода.
Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра,
атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни
людей. Наблюдение за погодой своего края.
Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и
для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с
неживой природой. Приспособленность
организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на
физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей
погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой
природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей.
Наследие Древнего мира.
Лента времени
(год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование
на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век,
век-тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры,
литературы...) в жизни человека.
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
Природная зона степей. Единство почв, растительности
и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв,
растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности
и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России.
Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные
и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры
по сохранению леса
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных
условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни
природы. Народный календарь,
определяющий сезонный труд людей.
Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии
народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав
Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная
культура. Ордынское нашествие. Александр
Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и
важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование
на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями,
гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей
питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде
народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в
зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни,
повадки лесных животных. Занятия и быт
современных людей в лесной зоне (в зоне
степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Московское государство (12 часов)
Человек и природа
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные
сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в
природе, связанные с деятельностью чело века. Правила безопасного поведения в
лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество
Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских
земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель
культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями
разных национальностей. Исторические
достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный
Практические работы. Ориентирование
на физической карте России и мира, на иторических картах; составление цепей
питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов
вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение
правил поведения в лесу и у водоемов.
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы.
Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население
Сибири.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой
Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их
общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков
в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий
Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года).
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений,
животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе,
ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период:
территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта,
культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности
хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее
время.
Планируемые результаты освоения
программы
Личностные универсальные учебные действия
У
обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие
образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию
окружающего мира;
– ориентация на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для
готовности самостоятельно оценить успешность свое деятельности на основе предложенных
критериев;
– осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической
принадлежности;
– осознание своей
гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– понимание
нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей,
исторических лиц;
– ориентация в
поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим
людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств
одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности
природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты
природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся
получит возможность формирования:
– внутренней позиции
обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения, выражены учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации учения;
–
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной
задачи;
– способности к
самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ
гражданской идентичности в поступках;
– следования в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый
образ жизни;
– ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
– следовать
установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и
оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой,
таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим
материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные
средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые
коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– действовать в учебном
сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
У
обучающегося будет возможность научиться:
– самостоятельно
находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на
наглядно-образном, словесно1образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение в конце действия с наглядно1образным, словесно-образным
и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов
решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных
объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
– осуществлять поиск
нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях,
рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись
(фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками,
символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной
литературе;
– строить небольшие
сообщения в устной и письменной форме;
– находить в
содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового
восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных
видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать
изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез
как составление целого из частей;
– проводить сравнение,
сериацию и классификацию изученных объектов п осамостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании
и без указания
количества групп;
– устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру
построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать
(самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить
анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа;
природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений,
группы животных др.);
– проводить аналогии
между изучаемым материалом и собственным опытом.
У
обучающегося будет возможность научиться:
– осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
– записывать,
фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и
преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в
устной и письменной форме;
– находить
разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое
рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
– строить сообщение в
соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое
мнение и позицию;
– умению
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать
действия партнера;
– адекватно
использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
У
обучающегося будет возможность научиться:
– строить
монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при
возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной,
и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для
партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для
регуляции своего действия;
– адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– понимать ситуацию
возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в
сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для
планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся
научится:
– устанавливать связи
между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между
растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять
классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам
(при указании и без указания количества
групп);
– оценивать свое
поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые
природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зона охрана природы);
– сравнивать изучаемые
природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные)
и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры
растений и животных, характерных для того или другого
природного сообщества;
– выделять характерные
признаки сезонов года на примере природы родного края;
– выделять характерные
признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее
распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила
поведения в природе; правила безопасности в лесу
и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему
виду изученные растения: хвойные, цветковые;
– фиксировать с помощью
условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
У
обучающегося будет возможность научиться:
– узнавать в природе
изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
– оформлять результаты
исследовательской работы («Человек и природа») использованием (в случае
необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчаты диаграмм, рисунков,
кратких выводов;
– моделировать
экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на
природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать,
контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на
изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество
Обучающийся
научится:
– различать прошлое, настоящее,
будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с
веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться
историческими картами;
– используя
дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер
взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и
сопереживания им;
– устанавливать связь
между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в
разных природных зонах;
– выделять главное в
текстах учебника (в соответствии с заданиями).
У
обучающегося будет возможность научиться:
– оценивать устное
высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и
доказательность;
– оформлять результаты
исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае
необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков,
кратких выводов;
– осознавать
существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими
социальными группами;
– ориентироваться в
важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления
богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо
семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и
современников);
– проявлять уважение и
готовность выполнять совместно установленные
договоренности и
правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее
цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся
получит возможность узнать:
– о древнейшей истории
человека, о первых государствах;
– об истории Древней
Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни
страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта,
труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые
исторические периоды;
– имена выдающихся
российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир,
Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный;
Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на
историю нашего Отечества;
– об истории и
выдающихся людях родного края.
Тематический
план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
ü Дмитриева
Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
ü Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий
мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
ü Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации
к курсу «Окружающий мир», 3 класс.
Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование
к учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
«Окружающий мир. 3 класс.»
Дата по
плану
|
Дата по
факту
|
Тема
|
Страницы
учебника
|
1 четверть
4сентября
6сентября
11 сентября
13 сентября
18 сентября
20 сентября
25 сентября
27 сентября
|
|
Природные условия
Земли.
Приглашение к путешествию.
Особенности планеты Земля.
Погода.
Показатели погоды.
Народные приметы погоды.
Климат. Пр\
работа: «Определение погоды».
Экскурсия: «Представление о климате».
Пр\ работа: «Почва». Охрана почв.
|
5-7
8-10
11-13
13-15
15-17
17-20
21-22
|
2 октября
6 октября
9октября
11 октября
16 октября
18 октября
23октября
25 октября
|
|
Взаимосвязь живых организмов с неж. природой.
Приспособленность живых организмов к окружающей
среде.
Природные зоны.
Пр\ работа: «Ориентирование по физической карте и карте природных зон».
Человек в далеком
прошлом.
Происхождение человека.
Жизнь древних людей.
Природные условия и жизнь человека.
Наследие древнего мира.
|
24-27
27-30
31-34
37-38
38-41
42-45
47-49
|
2 четверть
6 ноября
8 ноября
13 ноября
15 ноября
20 ноября
22 ноября
26 ноября
29 ноября
|
|
Земли восточных
славян.
Первые люди на Земле.
Растительность степей.
Животный мир степей.
Люди в степи.
Пр\ работа с гербарием: «Природные условия
степей».
Лесная зона.
Смешанные леса.
Экскурсия: «Сезонные изменения».
|
50-53
54-59
60-65
47-48
70-76
77-82
82-86
|
4декабря 6декабря
11декабря 13декабря
18 декабря
20декабря 25декабря 27декабря
|
|
Пр\ работа: «Умеренный климат»
Приспособленность растений.
Животный мир лесов.
Пр\ работа: «Природные условия лесной зоны».
Жизнь далеких предков.
Расселение славян в лесах.
Путь из варяг в греки.
Обожествление природы.
|
86-89
90-91
92-94
94-97
97-100
100-102
103-106
|
3 четверть
10января 15января 17января
22января
24января
29января 31января
|
|
Образование
древнерусского государства.
Первые русские князья.
Принятие Русью христианства.
Древнерусская культура.
Экскурсия в краеведческий музей: «Культура родного
края».
Ослабление
Киевской Руси.
Ордынское нашествие.
Ледовое побоище
|
108-110
111-116
116
117-118
119-122
123-125
|
5февраля 7февраля
12февраля 14февраля
19февраля 21февраля 26февраля
28февраля
|
|
Объединение русских
земель вокруг Москвы.
Залесская земля.
Природное сообщество.
Законы лесной жизни.
Пр\ работа: «Цепи питания».
Луг.
Природные сообщества.
Пр\ работа:«Моделирование вариантов вмеша-тельства
человека в природное сообщество».
Озеро.
|
125-126
127-129
129-133
133-134
135-136
|
5марта
7марта
12марта 14марта
19марта 21марта
|
|
Пр\ работа: «Правила поведения в лесу и у
водоемов».
Поле.
Возвышение Москвы.
Освобождение Руси от монгольского ига.
Путь от Руси к
России.
Восстановление русской культуры.
Расширение пределов страны.
|
137-140
142-145
146-147
148-150
151-154
|
4 четверть
2апреля 4апреля
9апреля
11апреля
16апреля 18апреля
23апреля 25апреля
30апреля
|
|
Природные условия Сибири.
Тайга.
Природное сообщество болото.
Пр\ работа: «Болото. Цепи питания».
Сквозь сибирские дебри.
Природа тундры.
Животный мир тундры.
Люди в тундре.
Ледяная зона.
|
155-158
158-160
160-164
165-168
169-171
|
7 мая
14 мая
16 мая
21 мая
23 мая
28 мая
30 мая
|
|
Арктическая пустыня.
Природные условия мерзлоты
Народы Сибири.
Природные сообщества.
Природные условия и жизнь человека.
Природа и быт родного края.
Обобщение. Разнообразие природы России.
|
172-174
174-177
178-181
181-184
184-186
186-187
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий