Рабочая
программа по искусству (музыка). 3 класс.
Пояснительная записка
Особенности
преподавания предмета "Музыка" определяются спецификой музыкального искусства,
которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические
чувства происходит в процесс е активного восприятия детьми эмоционально-образного
содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой
деятельности школьников.
Занятия
музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию
личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и
эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.
Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной
культуры России.
Цель курса
заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как
части его духовной культуры, что предполагает единство личностного,
познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у
них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
Основные
положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение
оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и
физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих
способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и
эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное
значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции
способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина
создается
материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой
деятельности и эмоциональным настроем. Особенность искусства в том, что оно обладает
большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и
нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не
только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности
всех составляющих личностного развития.
Музыкальность
сложный комплекс природных музыкальных задатков, необходимыx для успешной
музыкальной деятельности. К ним относятся: интонационный слух в разных своих
компонентах (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический, гармонический),
способность к оперированию музыкально-слуховыми представлениями, творческое
воображение и мышление, музыкальная память (Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев и др.).
Все это обусловливает эмоциональную отзывчивость на музыку.
Согласно
положениям дидактической концепции Л.В. Занкова, реализованным в программе и в
учебно-методическом комплекте, музыкальное воспитание включает в себя три
взаимосвязанных направления: обучение, творческое развитие и воспитание. С
учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования 2009 г., и
в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения
определены следующие задачи курса:
формирование
основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального
искусства и роли музыки в жизни человека;
- развитие интереса младших школьников к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
-
формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям разных стилей, жанров;
- развитие
эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки,
формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации, при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций;
- развитие
художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;
- воспитание
в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций
ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного
разнообразия российского общества;
- формирование
уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного
для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.
В основу
содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель,
предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к
основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его
обобщением (концентричность). В программе по музыке прослеживается несколько
сквозных идей:
- сказка в
музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;
-
исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине, «Героические
страницы истории России в музыке»);
- образы
природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в
музыке», «Музыкальный карнавал животных»);
- русская
народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски»,
«Музыка разных народов» «Народная музыка в творчестве композиторов» );
- исполнительское
мастерство инструменталистов и вокалистов;
- шутка в
музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).
Содержание
программы:
Музыка в жизни человека
Основные
образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера. Балет. Поэзия
Ас. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А Римского-Корсакова, М.И.
Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К Щедрина. Инсценировки сказок.
Характерные
особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере
и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты,
оратории.
Инструментальная
и вокальная музыка. Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных
композиторов. Творчество И.-с. Баха, В.-А Моцарта и др.
Музыка ХХ
века. Творчество композиторов с.С. Прокофьева, АИ. Хачатуряна, Г.В. Свиридова,
Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов
Р.В. Паулса, в.я. Шаинского.
Музыка о
Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет
(«Александр Невский» С.С. Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой
Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.
Музыкальные
жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак -
народный танец, гопак в опере М.П.Мусоргского. марш в опере и балете.
Основные закономерности музыкального
искусства
Музыкальные
и речевые интонации.
Интонация
как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей
и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в
музыке ("Кикимора" А.К Лядова). Картины природы в музыке: музыкальные
«краски".
Тема
персонажа оперы, балета, кантаты как музыкальная характеристика, музыкальный
образ.
Сравнение
средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях
о природе разных авторов.
Песенные, танцевальные,
маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.
Музыкальные
размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3 / 4, 4/4. Разнообразие ритмического
рисунка: половинная нота с точкой, фермата.
Нотная
запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3 /
4, 4 4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава.
Мажорная и минорная гаммы.
Повтор и
контраст как основные приемы музыкального развития. Канон: особенности
музыкального развития.
Формы
построения музыки: двух-, трехчастная формы. Контрастность частей, средства
музыкальной выразительности в каждой из частей ("Весна и oceнь" Г.В.
Свиридова).
Музыкальная картина мира
Картины
природы в музыке. Эмоционально-образное содержание музыкальных произведений,
связанных с картинами природы.
Инструментальная
и вокальная музыка. Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе.
Песни о Родине.
Исполнительский
план произведения.
Исполнение
по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.
Композитор -
исполнитель - слушатель.
Выразительность
исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано, виолончель,
флейта-пикколо, челеста и др. Народные инструменты: кастаньеты.
Симфонический
оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.
Взаимосвязь
выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в
музыке, поэзии и живописи.
Знакомство с
этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски.
Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская,
французская народные песни).
Планируемые результаты освоения программы по музыке
Личностные универсальные учебные действия
У
обучающегося будут сформированы:
– эмоциональная
отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
- позиция слушателя и
исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки
музыкально-творческой деятельности;
- образ Родины,
представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии
России;
- устойчивое
положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во
внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
- основа для развития
чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями
разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание
чувств других людей и сопереживание им;
- представление о
музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные
представления о досуге.
Обучающийся
получит возможность формирования:
– познавательного
интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных
произведений;
- нравственных чувств
(любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
- нравственно-эстетических
чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных
произведений;
- понимания связи между
нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами
композитора.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
–принимать и сохранять
учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы; - планировать свои действия в соответствии
с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия (в
устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально
откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных
произведений разных жанров;
- осуществлять контроль
и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- понимать смысл
предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
- выполнять действия (в
устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике
ориентир;
- воспринимать мнение о
музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные
универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
– осуществлять поиск
нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления
о музыке и музыкантах;
- самостоятельно
работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои
впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
- использовать примеры
музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
- выбирать способы
решения исполнительской задачи;
- соотносить
иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- соотносить содержание
рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- исполнять попевки,
ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
У
обучающегося будет возможность научиться:
– осуществлять поиск
нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое
пространство Интернета;
- соотносить различные
произведения по настроению и форме;
- строить свои
рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
- пользоваться записью,
принятой в относительной и абсолютной сольмuзации;
- проводить сравнение, сериацию
и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать учебный
материал;
- устанавливать
аналогии;
- сравнивать средства
художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература,
живопись);
- представлять информацию
в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
– выражать свое мнение
о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства
(монолог, диалог, письменно);
- выразительно
исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных
видах музыкальной деятельности;
- понимать содержание
вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
- проявлять инициативу
участвуя в исполнении музыки;
- контролировать свои
действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; -
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и
творческих задач;
- понимать важность
сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение,
отличное от своей точки зрения;
- стремиться к
пониманию позиции другого человека.
У
обучающегося будет возможность научиться:
– контролировать свои действия и соотносить их с
действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной
деятельности;
- продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и
задавать вопросы, использовать речь для
передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- проявлять творческую
инициативу в коллективной музыкально-творческой
деятельности.
Предметные результаты
Музыка в
жизни человека
Обучающийся
научится:
– воспринимать и
понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров,
включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
- различать русскую
музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной
музыки;
- понимать нравственный
смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских
народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
- эмоционально выражать
свое отношение к музыкальным произведениям; - ориентироваться в жанрах и основных
особенностях музыкального фольклора;
- понимать возможности
музыки, передавать чувства и мысли человека;
- передавать в
музыкальной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности
сочинений разных композиторов и народного творчества.
У
обучающегося будет возможность научиться:
-
соотносить
исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой
исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни т.д.;
- осуществлять (в
рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. с
использованием ИКТ;
- владеть
первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурною досуга.
Основные закономерности музыкального
искусства
Обучающийся
научится:
-
слушать
музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные
интонации, различать произведения разных жанров;
- наблюдать за
развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах
построения музыки;
- участвовать в
коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со
сверстниками;
- узнавать черты
музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в
исполнительской деятельности;
- узнавать народные
мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и
певческих голосов.
У
обучающегося будет возможность научиться:
-
проявлять
творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры
на детских элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку;
- импровизировать мелодии на отдельные фразы и
законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
- находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
- различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Музыкальная картина мира
Обучающийся
научится:
- выразительно
исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в Т.ч. с
дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);
- петь темы из
отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в
одноголосном и двухголосном изложении;
- различать мелодию и
аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных
произведений;
- сопоставлять
музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
- различать язык музыки
разных стран мира.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- сравнивать
звучание одного и того же произведения в
разном исполнении;
- узнавать пройденные
.музыкальные произведения и их авторов;
- приводить пpимepы
известных музыкальных жанров, форм;
- собирать музыкальные
коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятии в классе,
представлять результаты проектной деятельности.
Тематическое
планирование по музыке
Автор программы Г.С.Ригина
Дата по
плану
|
Дата по факту
|
Тема
|
1
четверть
7сентября
14 сентября
21сентября
28 сентября
|
|
Сказка
в опере и балете
"Шествие
гномов". Муз. Э. Грига.
Н.А.Римский-Корсаков
«Полет шмеля», «Три чуда»
П.И.
Чайковский. Балет «Щелкунчик»
|
5октября
12 октября
19 октября
26 октября
|
|
"Танец феи Драже", "Вальс
цветов" Муз. П. Чайковского.
Р.К
Щедрин. Балет «Конек-горбунок»
П.И.
Чайковский. Балет «Лебединое озеро»
Инструментальная
и вокальная музыка
|
2
четверть
9ноября
16ноября
23 ноября
30 ноября
|
|
"Детская
симфония". Муз. И. Гайдна.
"Пробуждальная
песенка". Муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского.
"Менуэт".
Муз. В.А. Моцарта.
Урок-игра "Я - композитор"
|
7декабря
14 декабря
21 декабря
28 декабря
|
|
Презентации
творческого проекта «Любимые песни
нашего класса»
Музыка
разных народов
Хоровое
пение. Украинская нар. песня. "Снежинки".
Хоровое пение.» Во поле береза стояла",
русская нар. песня.
|
3
четверть
11января
18 января
25 января
|
|
Танцы
разных народов
Проводы
масленицы Творческий проект «Песня -
закличка»
Картины
природы в музыке. Хороводная – игровая
песня
|
1февраля
8 февраля
15 февраля
22 февраля
|
|
Картины
природы в музыке «Весна»
Осень
в музыке. Мажор, минор
Утренняя
мелодия. Тон, полутон
Героические страницы истории России в музыке
|
1марта
15 марта
22 марта
|
|
М.И.
Глинка. Опера «Иван Сусанин» «Жизнь за царя»
Хоровое
пение. "Большой хоровод". Муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.
Песни
о Великой Отечественной войне
|
4
четверть
5апреля
12 апреля
19 апреля
26 апреля
|
|
Песни
о Москве "Московский воробей". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Ю.
Коринца.
Музыка
о Родине. "Россия, Россия", Муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумовского.
Гимн "Слава", русская нар. песня.
С.С.
Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
|
3мая
10мая
17мая
24мая
|
|
Песни
о Великой Отечественной войне
Инструментальная
и вокальная музыка
Музыка
разных народов
Обобщающий
урок по теме «Музыкальная картина мира». Исполнение и слушание музыки по
желанию ребят
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий