Рабочая программа по математике. 3 класс.
Пояснительная записка
Курс
математики для начальной школы I—IV
классов является частью единого непрерывного курса математики I—IX классов, который разрабатывается в настоящее
время с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации
математического образования.
Содержание курса направлено на
решение задач, предусмотренных ФГОС 2009г. и отражает планируемые результаты
обучения. Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне
образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний
и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм
поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и
готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе.
Исходя из общих положений концепции
математического образования, начальный курс математики призван решать следующие
задачи:
–
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения образования;
–
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления,
характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни
в обществе;
–
сформировать умение учиться;
–
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания окружающего мира;
–
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
–
сформировать устойчивый интерес к математике;
–
выявить и развить математические и творческие способности;
–
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания
в повседневной жизни.
Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, примерной программы начального
образования, программы И.И.Аргинской[1].
Программа
И.И.Аргинской соответствует Федеральному компоненту государственного
стандарта начального образования, УМК и учебному плану школы.
Цели изучения:
- Математическое развитие младшего школьника;
- Освоение начальных основ математических знаний.
Задачи:
o развитие
образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и
навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжения образования;
o формирование
способности к интеллектуальной деятельности;
o освоение
основ математических знаний, формирование
первоначальных представлений о математике; умение решать учебные и
практические задачи средствами математики;
o воспитание интереса к математике, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Содержание
программы:
Натуральные числа
Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче на основе использования единичного отрезка.
Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.
Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
Устная и письменная нумерация в пределах единиц тысяч.
Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов.
Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел.
Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L С. Запись чисел при помощи всех изученных знаков.
Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, с русской). Сравнение такой системы с современной и римской.
Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче на основе использования единичного отрезка.
Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.
Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
Устная и письменная нумерация в пределах единиц тысяч.
Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов.
Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел.
Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L С. Запись чисел при помощи всех изученных знаков.
Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, с русской). Сравнение такой системы с современной и римской.
Дробные числа
Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел - дроби вокруг нас.
Понятие о дроби как доли целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями; с одинаковыми числителями и разными знаменателями.
Сравнение дроби с единицей. Установление соотношения между числителем и знаменателем дроби, когда она меньше единицы, равна единице, больше единицы.
Знакомство со смешанными числами. Расположение дробных и смешанных чисел на числовом луче.
Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел - дроби вокруг нас.
Понятие о дроби как доли целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями; с одинаковыми числителями и разными знаменателями.
Сравнение дроби с единицей. Установление соотношения между числителем и знаменателем дроби, когда она меньше единицы, равна единице, больше единицы.
Знакомство со смешанными числами. Расположение дробных и смешанных чисел на числовом луче.
Изучение действий
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, а также смешанных чисел с аналогичными дробными частями.
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, а также смешанных чисел с аналогичными дробными частями.
Умножение и деление
Распределительный закон умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде.
Распределительное свойство деления относительно сложения (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
Различные способы выполнения внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки этих действий, используемые при выполнении их в столбик.
Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
Определение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.
Решение неравенств вида а±х>(<)в, х-а>(<)в на основе решения соответствующих уравнений
Решение неравенств вида а . х >(<) в, а:х >(<) в, х:а >(<) в подбором и на основе решения соответствующих уравнений а . х = в, в:х=в, х:а=в.
Знакомство с системами простейших неравенств. Их решение подбором и определением области пересечения решений неравенств, образующих систему.
Знакомство с уравнениями, вида а±х±в = с и другими такого же уровня сложности. Их решение на основе законов сложения и свойств вычитания, а также взаимосвязи между сложением и вычитанием.
Знакомство с уравнениями вида в . х±в=с, (а±в) : х=с и другими такого же уровня трудности. Решение таких уравнений на основе использования изученных законов и свойств действий и взаимосвязи между их компонентами.
Выражения с одной переменной. Определение значений выражения при заданных значениях переменной.
Распределительный закон умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде.
Распределительное свойство деления относительно сложения (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
Различные способы выполнения внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки этих действий, используемые при выполнении их в столбик.
Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
Определение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5 действий.
Решение неравенств вида а±х>(<)в, х-а>(<)в на основе решения соответствующих уравнений
Решение неравенств вида а . х >(<) в, а:х >(<) в, х:а >(<) в подбором и на основе решения соответствующих уравнений а . х = в, в:х=в, х:а=в.
Знакомство с системами простейших неравенств. Их решение подбором и определением области пересечения решений неравенств, образующих систему.
Знакомство с уравнениями, вида а±х±в = с и другими такого же уровня сложности. Их решение на основе законов сложения и свойств вычитания, а также взаимосвязи между сложением и вычитанием.
Знакомство с уравнениями вида в . х±в=с, (а±в) : х=с и другими такого же уровня трудности. Решение таких уравнений на основе использования изученных законов и свойств действий и взаимосвязи между их компонентами.
Выражения с одной переменной. Определение значений выражения при заданных значениях переменной.
Изучение элементов
геометрии (в течение года)
Периметр (продолжение). Многоугольники с равными периметрами.
Многозначность решения задачи по их нахождению.
Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.
Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
Понятие о центральном угле.
Построение окружностей при помощи циркуля.
Построение при помощи циркуля точки, удаленной на данные расстояния от концов отрезка.
Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).
Окружность и круг, связь между ними. Взаимное расположение круга и точек плоскости (внутри круга, на его границе, вне круга).
Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел.
Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.
Понятие о поверхности объемных тел. Боковая и полная поверхность.
Понятие о развертке. Построение разверток призмы, пирамиды, цилиндра и конуса.
Определение боковой поверхности произвольной прямой призмы и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.
Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
Понятие о центральном угле.
Построение окружностей при помощи циркуля.
Построение при помощи циркуля точки, удаленной на данные расстояния от концов отрезка.
Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности).
Окружность и круг, связь между ними. Взаимное расположение круга и точек плоскости (внутри круга, на его границе, вне круга).
Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу.
Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел.
Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.
Понятие о поверхности объемных тел. Боковая и полная поверхность.
Понятие о развертке. Построение разверток призмы, пирамиды, цилиндра и конуса.
Определение боковой поверхности произвольной прямой призмы и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Изучение величин (в течение
года)
Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов при
помощи произвольно выбранных мерок. Знакомство с общепринятой мерой измерения
углов - градусом и его обозначение.
Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для выполнения измерений и для построения углов заданной величины.
Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины 1м = 1000 мм, 1км = 1000м.
Единицы измерения массы - грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы:
1 кг = 1000г, 1ц =100 кг, 1т =10ц = 1000 кг.
Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями.
Выбор произвольных марок для измерения площадей. Измерение площадей
Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.
Знакомство с общепринятыми мерами площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 дм2, 1 м2 = 100 дм2.
Определение площади прямоугольника различными способами: разбиением на квадраты, при помощи палетки, по длине и ширине.
Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для выполнения измерений и для построения углов заданной величины.
Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины 1м = 1000 мм, 1км = 1000м.
Единицы измерения массы - грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы:
1 кг = 1000г, 1ц =100 кг, 1т =10ц = 1000 кг.
Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями.
Выбор произвольных марок для измерения площадей. Измерение площадей
Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.
Знакомство с общепринятыми мерами площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 дм2, 1 м2 = 100 дм2.
Определение площади прямоугольника различными способами: разбиением на квадраты, при помощи палетки, по длине и ширине.
Работа с задачами (в
течение года)
Таблица, чертеж и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы
краткой записи в соответствии с особенностями задачи.
Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной и их решение или определение причины невозможности выполнить решение.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачу с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачу с необходимым и достаточным количеством данных.
Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.
Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.
Анализ и решение задач разной степени трудности (в основном требующие для решения не более трех действий) на все изученные действия).
Оформление решения задач сложным выражением.
Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной и их решение или определение причины невозможности выполнить решение.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачу с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачу с необходимым и достаточным количеством данных.
Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию.
Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач.
Анализ и решение задач разной степени трудности (в основном требующие для решения не более трех действий) на все изученные действия).
Оформление решения задач сложным выражением.
Планирование по математике.
o Площадь и ее измерение.
o Сложение и вычитание трехзначных чисел.
o Сравнение и измерение углов.
o Внетабличное умножение и деление.
o Числовой (координатный) луч.
o Дробные числа.
o Разряды и классы.
o Повторение.
Планируемые результаты освоения
программы по математике
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам
математики, к школе;
-
понимание значения математики в собственной жизни;
-
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и
учебных пособиях;
-
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на
самоанализ и самоконтроль результата;
-
понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
-
восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
-
этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных
поступков.
Обучающийся получит возможность
формирования:
-
широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений,
математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач
в области математики;
-
восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;;
ориентации
на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
-
адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
-
чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой
народ;
-
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
-
понимание важности осуществления собственного выбора.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции с учителя и вносить
в нее коррективы;
-
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
-
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном уровне;
-
выполнять действия, опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-осуществлять
пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
-адекватно
воспринимать оценку своей работы учителями;
-осуществлять
самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
-принимать
участие в групповой работе;
выполнять
учебные действия в устной, письменной речи.
У обучающегося будет возможность
научиться:
-
понимать смысл предложенных в учебнике
заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;
-
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
-
выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре
на заданный в учебнике ориентир;
-
на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических
объектов;
-
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным,
словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с
учителем, одноклассниками;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с
учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под
руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
-
кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
-
на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических
понятий, отношений, задачных ситуаций;
-
строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
-
проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по
представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить
выводы на основе сравнения;
- осуществлять анализ объекта (по нескольким
существенным признакам);
-
проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание
классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение
объектов на группы по выделенному основанию);
-
выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения
у них сходных признаков;
-
проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
-
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на
основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе
анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах
единичных изучаемых объектов);
-понимать
действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
-с
помощью педагога устанавливать отношения между понятиями.
У обучающегося будет возможность
научиться:
-самостоятельно
осуществлять поиск необходимой и дополнительно информации в открытом
информационном пространстве;
-
моделировать задачи на основ анализа жизненных сюжетов;
-
самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
-
проводить сравнение, сериации классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
-
расширять свои представления о математических явлениях;
-
проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании
изучаемых математических фактов;
-
осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических
понятий; в новых для учащихся ситуациях);
-
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических
задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие
коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть
диалогической формой коммуникации;
-
допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в
общении;
-
координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве;
приходить к общему решению в спорных вопросах;
-
использовать правила вежливости в различных ситуациях;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач при изучении математики;
-
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);
-
задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции
своего действия и действий партнера;
-
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и
творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.
У обучающегося будет возможность
научиться:
-корректно
формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера
высказывания;
-
адекватно использовать средства общения
для решения коммуникативных задач;
- аргументировать свою позицию с и соотносить
ее с позициями партнеров;
-понимать
относительность мнений и подходов к
решению задач;
-
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-контролировать
свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной
работы;
-
осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
-
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности;
-
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной
деятельности.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
-
читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса
тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
-
устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и
записывать эти отношения с помощью знаков;
-
выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой
закономерностью;
-
классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
-
представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных
слагаемых;
-
находить долю от числа и число по его доле;
-
выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм,
центнер, тонну;
-
применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г,
1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг.
У обучающегося будет возможность
научиться:
-
читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь,
числитель, знаменатель;
-
находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);
-
изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;
-
изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
-
записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации.
Арифметические
действия
Обучающийся научится:
-
выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
-
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
-
выполнять деление с остатком;
-
находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
-
решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах
изученных чисел.
У обучающегося будет возможность
научиться:
-
выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени,
площади);
-
изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух
компонентов действия;
-
решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе
взаимосвязи между компонентами действий;
-
находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность
выражений 1-3 действия);
-
находить решения неравенств с одной переменной разными способами; -
проверять правильность выполнения различных
заданий с помощью вычислений;
-
выбирать верный ответ задания из предложенных.
Работа с текстовыми
задачами
Обучающийся научится:
-
выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж,
схему и т.д.;
-
выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных
задач в 2-3 действия;
- решать задачи, рассматривающие процессы
движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность
труда, время, объем работы);
-
преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
-
составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица,
схема, чертеж и т.д.).
У обучающегося будет возможность
научиться:
-
сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
-
изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
-
находить разные способы решения задачи;
-
преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым
и достаточным количеством данных;
-
решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли.
Пространственные
отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
-
различать окружность и круг;
-
строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
-
строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью
линейки и угольника.
У обучающегося будет возможность научиться:
-
использовать транcпортир для измерения и построения углов;
-
делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей,
- изображать простейшие геометрические фигуры
в заданном масштабе;
-выбирать масштаб, удобный для данной задачи;
-
изображать пространственные тела на плоскости.
Геометрические
величины
Обучающийся научится:
-
находить площадь фигуры с помощью палетки;
-
вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины; - выражать
длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих
величин в пределах изученных отношений между ними;
-
применять единицу измерения длины - километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м,
1 м = 1000 мм;
-
использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный
сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный
километр (км2) и соотношения между ними: 1 см1 = 100 M~, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2
= 100 дм2
У обучающегося будет возможность
научиться:
-находить
площади многоугольников разными способами: разбиением на многоугольники,
дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры;
-использовать
единицу измерения величины угла – радиус.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
-
использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий;
-
устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в
соответствии с закономерностью;
-использовать
данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении задач.
У обучающегося будет возможность
научиться:
-
читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения
текстовых задач;
-
соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме;
определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;
-
дополнять простые столбчатые диаграммы;
-понимать,
выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий.
Тематический
план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
ü Для
учащихся: Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика . 3 класс. – Самара:
корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2007.
ü Для
учителя: Аргинская И.И. методическое пособие для учителя. – М.:ЗАО «Центр
общего развития», 2003.
Тематическое планирование
к учебнику И.И.Аргинской,
Е.И.Ивановской «Математика. 3 класс.»
Дата по
плану
|
Дата по
факту
|
Тема
|
№
|
1 четверть
3 сентября
4сентября
5 сентября
6сентября
|
|
Площадь и ее
измерение.
Понятие о площади.
Сравнение площадей различных фигур.
Площади различных фигур.
Единицы измерения площади.
|
1-20
|
10 сентября 11сентября
12сентября 13сентября
|
|
Площадь геометрической фигуры.
Знакомство со схемой задачи.
Измерение площади.
Палетка.
|
21-36
|
17 сентября 18сентября
19 сентября 20сентября
|
|
Меры площади и единицы длины.
Грамм – единица измерения массы.
Площадь прямоугольника.
Разряды трехзначных чисел.
|
37-48
|
24 сентября 25сентября
26 сентября 27сентября
|
|
Сложение и вычитание
трехзначных чисел.
Сложение без перехода через разряд.
Центнер и тонна – единица массы.
Контр\ работа: «Площадь прямоугольника».
Раб\ошибками. Сложение трехзначных чисел.
|
49-64
|
1 октября
2октября
3октября
4октября
|
|
Соотношения между единицами площади.
Вычитание трехзначных чисел без перехода через
разряд.
Площадь сложной фигуры.
Измерение углов.
|
65-79
|
8 октября
9октября 10октября
11октября
|
|
Вычитание
чисел с переходом через разряд.
Сложение с
переходом через разряд десятков.
Таблица как краткая запись условия задачи.
Вычитание с переходом через разряд десятков.
|
80-94
|
15 октября
16октября 17октября
18октября
|
|
Круг. Окружность.Центр окружности.
Сложение с переходом через разряды.
Контр\работа: «Сложение и вычитание трехзначных
чисел с переходом через разряд».
Раб\ошибками. Циркуль. Окружность.
|
95-104
|
22 октября
23октября
24октября 25октября
|
|
Радиус окружности.Построение окружности.
Сравнение и
измерение углов.
Сравнение углов путем наложения.
Центральный угол.
Задачи с недостающими данными.
|
105-120
|
2 четверть
5ноября
6ноября 7ноября 8ноября
|
|
Градус – единица измерения углов.
Распределительный закон умножения относительно
сложения.
Транспортир.Измерение углов.
Построение углов и окружностей.
|
121-132
|
10ноября
13ноября 14ноября 15ноября
16ноября
|
|
Определение величины угла.
Градусная мера прямого угла.
Распределительное свойство деления относительно
сложения.
Построение углов заданной величины.
|
133-144
|
19ноября
20ноября 21ноября 22ноября
|
|
Внетабличное
умножение и деление.
Умножение многозначного числа на однозначное.
Способы умножения десятка на число.
Контр\работа: «Сравнение и измерение углов».
Раб\ошибками. Умножение десятков и сотен.
|
145-160
|
26ноября
27ноября 28ноября 29ноября
|
|
Способы преобразования задач.
Умножение трехзначного числа на однозначное.
Построение суммы и разности углов.
Алгоритм умножения чисел.
|
161-176
|
3 декабря
4декабря 5декабря 6декабря
|
|
Умножение трехзначных чисел на однозначное.
Деление десятков и сотен на однозначное число.
Система неравенств.
Неравенства с переменной.
|
177-200
|
10 декабря
11декабря
12декабря
13декабря
|
|
Деление многозначного числа на однозначное.
Контр\работа: «Сложение и вычитание трехзначных
чисел с переходом через разряды»
Раб\ошибками. Деление десятков и сотен на
однозначное число.
Запись умножения столбиком.
|
201-216
|
17 декабря
18декабря
19декабря
20декабря
|
|
Неравенства с переменной.
Умножение трехзначного числа на однозначное с
переходом через разряд.
Объемные тела.
Умножение с переходом через разряд.
|
217-232
|
24 декабря
25декабря 26декабря
27декабря
28декабря
|
|
Деление многозначного числа на однозначное.
Запись деления столбиком.
Контр\работа: «Умножение многозначного числа на
однозначное».
Раб\ошибками. Деление и умножение многозначного
числа.
Удобные разрядные и неразрядные слагаемые.
|
233-240
|
3 четверть
10января
14января 15января 16января
17января
|
|
Числовой
(координатный) луч.
Знакомство с геометрическим образом натурального
ряда чисел.
Понятие «числовой луч».
Способы построения числового луча.
Понятие о производительности труда.
|
241-255
|
21января
22января 23января 24января
|
|
Единичный отрезок и его выбор.
Координатная точка числового луча.
Числовой множитель в выражении с переменной.
Определение точек на числовом луче.
|
256-270
|
28января
29января
30января
31января
|
|
Координаты заданных на луче точек.
Понятие о скорости движения.
Контр\работа: «Числовой луч».
Раб\ошибками. Объемные геометрические фигуры.
|
271-282
|
4февраля
5февраля
6февраля 7февраля
|
|
Скорость, время, расстояние.
Дробные числа.
Знакомство с понятием дробного числа.
Запись дроби.Дробные числа.
Смысл натурального числа в записи дроби.
|
283-294
|
11февраля
12февраля 13февраля
14февраля
|
|
Сумма углов треугольника.
Числитель и знаменатель дроби.
Контр\работа: «Деление многозначного числа на
однозначное».
Раб\ошибками. Сравнение дробей.
|
295-310
|
18февраля
19февраля 20февраля 21февраля
|
|
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Запись масштаба как соотношение чисел.
Расположение дробных координат на числ. луче.
Порядок действий в математическом выражении.
|
311-326
|
26февраля
27февраля 28февраля
|
|
Неравенство с переменной.
Контр\работа: «Дробные числа».
Раб\ошибками. Выр-ия с несколькими скобками.
|
327-334
|
4марта
5марта
6марта 7марта
|
|
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Знакомство со смешанными числами.
Дроби, большие единицы.
Сложение и вычитание дробей.
|
335-348
|
11марта
12марта 13марта
14марта
|
|
Задачи на нахождение числа по его доли.
Дроби, равные единице.
Контр\работа: «Сложение и выч-ние дробей».
Раб\ошибками. Нахождении числа по доли и доли по
числу.
|
349-359
|
18марта
19марта 20марта 21марта
|
|
Соотношение скорости, времени, расстояния.
Задачи на движение.
Тождественные преобразования.
Решение уравнений с тождеств. преобразованием.
|
360-363
|
4 четверть
1апреля
2апреля 3апреля 4апреля
|
|
Разряды и классы.
Четырехзначное число.
Количество разрядов в числе «тысяча».
Счет тысячами. Таблицы разрядов.
Образование тысячи при счете десятками, сотнями.
|
364-383
|
8апреля
9апреля 10апреля 11апреля
|
|
Соотношение величин: 1м=1000мм,1км=1000м.
Соотношения величие: 1кг=1000г, 1т=1000кг.
Контр\работа: «Величины».
Раб\ошибками. Многозначные числа.
|
384-387
|
15апреля
16апреля 17апреля 18апреля
|
|
Понятие «развертки объемного тела».
Сумма углов четырехугольника.
Построение развертки прямоугольного
параллелепипеда.
Сложение многозначных чисел с переходом через
разряд.
|
388-399
|
22апреля
23апреля 24апреля 25апреля
|
|
Образование и запись сотни тысяч.
Вычитание многозначных чисел.
Умножение многозначного числа на однозначное.
Таблица
разрядов и классов.
|
400-416
|
29апреля
30апреля
|
|
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Контр\работа: «Класс единиц».
|
417-425
|
6мая
7мая
8мая
|
|
Раб\ошибками. Таблица разрядов и классов.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Чтение и запись римских чисел.
|
426-433
|
13мая
14мая
15мая
16мая
|
|
Повторение.
Умножение трехзначного числа на однозначное.
Решение уравнений с неизвестным множителем.
Итоговая контрольная работа.
Раб\ошибками
Величины углов.
|
|
20мая
21мая
22мая
23мая
|
|
Решение неравенств с переменной.
Координатный луч.
Нахождении числа по доли и доли по числу.
Многозначные числа.
|
|
27мая
28мая
29мая
30мая
|
|
Сложение и вычитание дробей.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначного числа.
Обобщение. Урок-викторина «Знайка»
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий