среда, 5 сентября 2012 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс


Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе:
·         Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования; 
·         Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2007;
·         Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией  Кузина В.С., – М.: Дрофа, 2009;
·         Учебного плана школы на 2011-2012 учебный год.
            Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
·         развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
·         способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
·         способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
·         воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
 Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся   любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания   и  приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие  таланты.
 Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.  
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы  изобразительной грамоты.
Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Содержание программы:
o   Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас».
o   Основные темы бесед:
o   виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
o   наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
o   Москва в изобразительном искусстве;
o   старинные города России в творчестве художников;
o   тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
o   красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
o   действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
o   красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;
o   музеи России.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
o   рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
o   рисование на темы - 8 часов;
o   декоративная работа – 7 часов;
o   лепка – 3 часа;
o   аппликация – 2 часа;
o   беседа об  изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
o   понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
o   простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
o   доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
o   начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать:
·         основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
·         названия известных центров народных художественных ремесел России;
·         ведущие художественные музеи России;
·         выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
·      чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
·                  сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
·      правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
·      выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
·      соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
·      чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
·      выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
·      использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
·         творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
·         использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
·         расписывать готовые изделия согласно эскизу;
·         применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Уметь:
·                различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
·                узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
·                сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
·                средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
·                художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
·                знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.

Тематическое планирование по изобразительному искусству
Автор программы В.С. Кузина
Дата по плану
Дата по факту
Тема
1 четверть
7 сентября
14 сентября

21 сентября
28 сентября

Прощаемся с тёплым летом. Рисование  по памяти и по представлению.
Осенние листья сложной формы (карандаш, акварель). Рисование с натуры.
Осенние листья сложной формы (пластилин). Лепка с натуры.
Русская матрёшка в осеннем уборе (карандаш). Декоративное рисование.
5 октября
12 октября

19 октября

26 октября

Русская матрёшка в осеннем уборе (гуашь). Декоративное рисование.
Дары осеннего сада и огорода (пластилин).  Лепка с натуры и по представлению.
Мы осенью готовимся к зиме (карандаш, гуашь). Декоративное рисование.
Беседа «Сказка в произведениях русских художников».
2 четверть
9 ноября
16 ноября
23 ноября
30 ноября

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (карандаш). Тематическое рисование.
Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (гуашь). Тематическое рисование.
Игрушка «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь).  Рисование с натуры.
7 декабря

14 декабря
21 декабря
28 декабря

Беседа «Произведения народно-прикладного искусства. Орнаментальная роспись»
Сказочный букет (карандаш, гуашь). Декоративная работа.
Готовим наряд для сказочной елки (карандаш, акварель).
Готовим наряд для сказочной елки (гуашь). Рисование с натуры по памяти
3 четверть
11 января
18 января
25 января


Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве».
Труд людей зимой (карандаш, акварель). Рисование по памяти и по представлению.
Городские и сельские стройки (карандаш, акварель). Рисование по памяти
1 февраля

8 февраля
15 февраля

22 февраля

Орудия труда человека (пластилин). Лепка с натуры и по представлению.
Весёлые игрушки (карандаш, гуашь). Рисование с натуры.
Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке
Красота в быту людей. Декоративное рисование.
1 марта

15 марта

22 марта

Домашние животные  (карандаш). Рисование с натуры по памяти и по представлению.
Домашние животные (гуашь). Рисование с натуры по памяти и по представлению.
Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш). Тематическое рисование.
4 четверть
5 апреля
12 апреля

19 апреля
26 апреля


Действительность и фантастика в произведениях художников (цветная бумага). Аппликация.
Полет на другую планету (карандаш, акварель). Тематическое рисование.
Ветка вербы (акварель). Рисование с натуры.
Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (карандаш).
3 мая
10 мая
17 мая
24 мая

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» Тематическое рисование.
Беседа: «Весна в произведениях русских художников».
Пусть всегда будет солнце (карандаш). Тематическое рисование.


Комментариев нет:

Отправить комментарий