Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе:
·
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего
образования;
·
Примерной Программы начального общего
образования. – М.: Просвещение, 2007;
·
Программы курса «Изобразительное искусство» под
редакцией Кузина В.С., – М.: Дрофа,
2009;
·
Учебного плана школы на 2011-2012 учебный год.
Программа рассчитана на 34 ч. в
год (1 час в неделю). Принципы отбора основного и дополнительного
содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного
образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира,
эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств,
художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее
значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее
целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей
действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени
начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
·
развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
·
способствовать освоению школьниками
первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребенка;
·
способствовать овладению учащимися
умениями, навыками, способами художественной деятельности;
·
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального и народного изобразительного
искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Рабочей
программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных
вида художественной деятельности.
Изобразительное
искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной
школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что
позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного
искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по
направлениям по предмету изобразительное
искусство
Изобразительная
деятельность (рисование с натуры,
рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя
изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также
рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми
красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на
темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений,
которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных
наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с
натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки
грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема,
пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение
приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная
деятельность (декоративная работа и
дизайн) осуществляется в процессе
выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов
оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства.
Работы выполняются на основе декоративной
переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и
т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью,
самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование
школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических
карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги,
ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного
творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного,
конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном
мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного
транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды,
упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично
соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до
изготовления в материале).
Детское
дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и
изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся
познают радость созидания и
приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных
изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Лепка
– вид художественного творчества, который развивает наблюдательность,
воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На
занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов,
осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности
композиции.
В содержание предмета входит эстетическое
восприятие действительности и искусства
(ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся
(ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие
двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между
художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к
изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт
общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний
план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип
планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового,
эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы
детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков,
учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка,
беседа по картинам художников, и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной
деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с
другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и
эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить
сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных
художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров
изобразительного искусства, сформировать представление о
художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция,
рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические
основы изобразительной грамоты.
Дети знакомятся с различными доступными их
возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного
искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и
способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного
художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы
эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения
искусства.
Содержание
программы:
o
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы»,
«Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг нас».
o
Основные темы бесед:
o
виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
o
наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
o
Москва в изобразительном искусстве;
o
старинные города России в творчестве художников;
o
тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
o
красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв
ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в
живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
o
действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в
изобразительном искусстве;
o
красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные
средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников
народного искусства; орнаменты народов России;
o
музеи России.
Учитывая
возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного,
трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического
планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков
подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нам
пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей
зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке –
солнце».
Для
выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
o
рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10
часов;
o
рисование на темы - 8 часов;
o
декоративная работа – 7 часов;
o
лепка – 3 часа;
o
аппликация – 2 часа;
o
беседа об
изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие
сведения о композиции, цвете, рисунке,
приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
o
понятия «набросок»,
«тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график»,
«архитектура», «архитектор»;
o
простейшие правила
смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков:
красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного,
сине-фиолетового и красно-фиолетового;
o
доступные сведения о
культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
o
начальные сведения о
декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать:
·
основные
жанры и виды произведений изобразительного искусства;
·
названия
известных центров народных художественных ремесел России;
·
ведущие
художественные музеи России;
·
выражать
своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина
или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
·
чувствовать
гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
·
сравнивать
свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках
с натуры и узорах;
·
правильно
определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение,
цвет;
·
выделять
интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом
главное в рисунке;
·
соблюдать
последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих
очертаний и форм);
·
чувствовать
и определять холодные и тёплые цвета;
·
выполнять
эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм
растительного и животного мира;
·
использовать
особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
·
творчески
применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы,
обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении
декоративных ягод, трав;
·
использовать
силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной
композиции;
·
расписывать
готовые изделия согласно эскизу;
·
применять
навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при
изготовлении игрушек на уроках труда.
Уметь:
·
различать
основные и составные, теплые и холодные цвета;
·
узнавать
отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов;
·
сравнивать
различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно –
прикладного искусства);
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
·
средства
художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в
самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по
памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
·
художественные
материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
·
знания
полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных
поделках.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
Автор программы В.С. Кузина
Дата по
плану
|
Дата по факту
|
Тема
|
1
четверть
7 сентября
14 сентября
21 сентября
28 сентября
|
|
Прощаемся
с тёплым летом. Рисование по памяти и
по представлению.
Осенние
листья сложной формы (карандаш, акварель). Рисование с натуры.
Осенние
листья сложной формы (пластилин). Лепка с натуры.
Русская
матрёшка в осеннем уборе (карандаш). Декоративное рисование.
|
5 октября
12 октября
19 октября
26 октября
|
|
Русская
матрёшка в осеннем уборе (гуашь). Декоративное рисование.
Дары
осеннего сада и огорода (пластилин).
Лепка с натуры и по представлению.
Мы
осенью готовимся к зиме (карандаш, гуашь). Декоративное рисование.
Беседа
«Сказка в произведениях русских художников».
|
2
четверть
9 ноября
16 ноября
23 ноября
30 ноября
|
|
Иллюстрирование
«Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (карандаш). Тематическое рисование.
Иллюстрирование
«Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (гуашь). Тематическое рисование.
Игрушка
«Золотая рыбка» (карандаш, гуашь).
Рисование с натуры.
|
7 декабря
14 декабря
21 декабря
28 декабря
|
|
Беседа
«Произведения народно-прикладного искусства. Орнаментальная роспись»
Сказочный
букет (карандаш, гуашь). Декоративная работа.
Готовим
наряд для сказочной елки (карандаш, акварель).
Готовим
наряд для сказочной елки (гуашь). Рисование с натуры по памяти
|
3
четверть
11 января
18 января
25 января
|
|
Беседа
«Тема труда в изобразительном искусстве».
Труд
людей зимой (карандаш, акварель). Рисование по памяти и по представлению.
Городские
и сельские стройки (карандаш, акварель). Рисование по памяти
|
1 февраля
8 февраля
15 февраля
22 февраля
|
|
Орудия
труда человека (пластилин). Лепка с натуры и по представлению.
Весёлые
игрушки (карандаш, гуашь). Рисование с натуры.
Красота
в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке
Красота
в быту людей. Декоративное рисование.
|
1 марта
15 марта
22 марта
|
|
Домашние
животные (карандаш). Рисование с
натуры по памяти и по представлению.
Домашние
животные (гуашь). Рисование с натуры по памяти и по представлению.
Иллюстрирование
стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш). Тематическое
рисование.
|
4
четверть
5 апреля
12 апреля
19 апреля
26 апреля
|
|
Действительность
и фантастика в произведениях художников (цветная бумага). Аппликация.
Полет
на другую планету (карандаш, акварель). Тематическое рисование.
Ветка
вербы (акварель). Рисование с натуры.
Иллюстрирование
стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (карандаш).
|
3 мая
10 мая
17 мая
24 мая
|
|
Иллюстрирование
стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» Тематическое рисование.
Беседа:
«Весна в произведениях русских художников».
Пусть
всегда будет солнце (карандаш). Тематическое рисование.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий