Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.
Пояснительная записка
На
основе программы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова разработана
рабочая программа по литературному чтению, рассчитанная на количество 102
учебных часов.
Литературное
чтение, как предмет художественного
цикла отличается от других предметов тем, что именно перед ними, в основном,
стоит и общая задача гуманитарного развития личности, и более частная задача
развития эстетического сознания. Именно с помощью предметов художественного
цикла формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и
хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви
как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной
ограниченности этой свободы законами природы и общества.
Задачами
начального курса литературного чтения являются:
o
расширение представления детей об
окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях,
нравственных и эстетических ценностях;
o
воспитание культуры восприятия
художественной литературы разных видов и жанров;
o
обогащение мира чувств, эмоций детей,
развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
o
развитие разнообразных речевых умений
школьников, связанных с процессами: восприятия художественных произведений
(умений осмысленного слушания и чтения).
o
Развитие речи детей в системе общего
развития учащихся является обще предметной задачей. Специфика решения этой
задачи на уроках литературного чтения связана с тем, что работа по развитию
речи является неким комплексом, включающим работу над техникой и
выразительностью чтения; смысловой анализ текста; творческую речевую
деятельность ученика.
o
Анализ литературного произведения в
сочетании с созданием собственных литературных опусов особенно активно
развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников.
В
III классе продолжается работа по
воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Программа III класса впервые знакомит школьников
с понятием миф. Особенностью работы в третьем классе является формирование
общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных
и волшебная сказка; о связи мифа с такими малыми жанрами фольклора, как
загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного
процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения
включаются в культурно-исторический контекст путём сравнений и аналогий. Сопоставляя
художественные произведения разных времён и народов, про изведения разных
авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы, разрешая
возникающие эстетические и нравственные коллизии, школьники продвигаются в
литературном развитии и в общем развитии в целом. Углубляется знакомство с
особенностями поэтики разных жанров.
Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для
анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература,
русская и зарубежная литература.
Содержание программы
Литература и
фольклор.(11)
o
Устные и письменные формы словесности.
Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня
устное народное творчество. Общие черты фольклора разных народов. Как связаны фольклор
и литература. Малые жанры в авторской литературе.
Мифы и былины.(5)
o
Формирование общего представления о
"мифе" как способе жизни древнего человека, помогающем установить
отношения с миром природы.
o
Малые жанры фольклора и их связь с
мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о
природе.
o
Былина – жанр устного народного
творчества. Язык русской былины. Образ русского богатыря.
o
Общее представление об эпосе как о новом
типе отношений человека и мира.
o
Былина как эпический жанр.
Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами;
защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями -
торговлей или ратными подвигами - свое Отечество).
Жанр басни.(9)
o
Жанр басни. Двучленная структура басни:
сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной
части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный
баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство
смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в
прозе.
Авторская сказка.(12)
o
Сохранение структурных связей с народной
сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной
русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных
народов.
o
Сюжет сказочной повести.
Волшебная сказка.(8)
o
Волшебная сказка. Отражение древних
(мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о
волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и
словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания,
помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление
порядка и справедливости).
Тема любви к родине.(9)
o
Дальнейшее развитие представлений о
народной и авторской сказке.
o
Работа в «Картинной галерее».
o
Рассказ о родной стороне. Разные образы
Родины.
Рассказ и сказка как
жанр.(8)
o
Развитие представлений о жанре рассказа.
Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ
характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя:
портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание
интерьера или пейзажа, окружающего героя.
o
Автор – психолог, наблюдатель,
сказочник.
o
Отношение автора к герою произведения.
Поэзия.(9)
o
Поэзия. Особенности поэтического взгляда
на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное
развёртывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных
средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета .
Жанр повести –
сказки.(24)
o
Сказочная повесть. «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями». Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с
жанром рассказа.
o
Сюжетные линии. Развитие сюжетной линии.
o
Характер персонажей. Характер главного
героя.
o
Нравственная проблема сказки.
Нравственная проблема текста. Рассказ о взрослом поступке.
o
Анализ народной и авторской сказки.
Поэтическая сказка.(11)
o
Поэтическая сказка. Поэзия как выражение
впечатлений и переживаний.
o
Образ, созданный поэтом поэтическое
восприятие мира.
o
Мир чувств героя. Поэзия о секретах
красоты.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
Личностные универсальные учебные действия
У
обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию и форме
художественных произведений;
- интерес к некоторым видам творческой
деятельности на основе литературных произведений;
- интерес к миру чувств и мыслей человека,
отраженных в литературе;
- основы эмоционального
сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
- эмоциональное отношение к чертам
характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
- чувство сопричастности своему народу;
- понимание моральных норм при оценке
поступков героев литературных произведений;
- общее представление о мире разных
профессий, их значении и содержании.
Обучающийся
получит возможность формирования:
- понимания необходимости учения,
важности чтения для современного человека;
- чувства сопричастности к
сохранению чистоты родного языка;
- понятия об ответственности
человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
- понимания своей семейной и
этнической идентичности;
- любви к Родине, представлений о
героическом прошлом нашего народа;
- чувства ответственности за мир
природы;
- умения оценивать свои поступки на
основе сопоставления с героями литературных произведений;
- первоначальной ориентации
учащегося в системе личностных смыслов;
- понятий о дружбе, сотрудничестве
в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
- принимать учебную задачу,
отбирать способы ее решения;
- выбирать способы работы с текстом
в зависимости от учебной задачи;
- выбирать способы работы с текстом
в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
- произвольно строить устное и
письменное высказывание с учетом учебной задачи;
- самостоятельно работать с
учебником, хрестоматией и дополнительной литературой.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей
деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе
на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и
самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и
адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
- отличать художественный текст от
научного и научно-популярного;
- пересказывать текст по плану;
- структурировать знания при
сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как
способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к
новому материалу, формулировать выводы;
- искать информацию, представлять
найденную информацию;
- уметь различать существенную и
дополнительную информацию, выделять главное;
- знать разные виды словарей,
справочников, энциклопедий.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- пересказывать близко к тексту
небольшие по объему и разные по жанру тексты;
- понимать структуру построения
рассуждения;
- воспринимать целостную информацию
благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
- проявлять инициативу в поиске
дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в
контролируемом пространстве Интернета;
- проводить аналогии между
изучаемым материалом и собственным опытом;
- создавать художественные тексты
разных жанров в устной и письменной
форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся
научится:
- выражать свои мысли в устной и
письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства
в соответствии с задачей высказывания;
- проявлять устойчивый интерес к
общению и групповой работе;
- участвовать в учебном
диалоге;
- принимать участие в коллективном
выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках,
спектаклях;
- видеть ошибку и исправлять ее с
помощью взрослого.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- выражать свое мнение о про6лемах
и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- устно и письменно выражать
впечатление от прочитанного;
- проявлять самостоятельность в
групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной
работе;
- выбирать способы деятельности в коллективной
работе;
-осуществлять рефлексию относительно
процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся
научится:
- читать правильно и выразительно
целыми словами вслух и про себя;
- читать наизусть стихотворения
разных авторов по выбору ученика;
- ориентироваться в тексте,
находить в нем повествование, описание, рассуждение;
- кратко пересказывать текст,
отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
- отличать произведения устного народного
творчества от авторских произведений;
- определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть,
рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- узнавать при слушании и чтении
жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
- характеризовать героев
произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к
герою;
- понимать специфику прозаических и
поэтических текстов;
- соотносить главную мысль и
название произведения;
- находить портрет и пейзаж в
произведении;
- видеть особенности юмористических
текстов;
- соотносить основное содержание
литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- пересказывать текст подробно,
выборочно и кратко;
- сравнивать различные тексты,
делать их элементарный анализ;
- представлять особенности устною
народною творчества по сравнению с авторским;
- осознавать особенности характера
героя в народной и авторской сказке;
- находить способы создания характера
и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
- понимать возможности литературы
передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
- понимать особенности жанра
басни;
- определять роль портрета и
пейзажа в произведениях;
- находить в юмористических текстах
приемы создания комического.
Круг детского чтения
Обучающийся
научится:
- самостоятельно ориентироваться в
содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в
хрестоматии;
- самостоятельно пользоваться
разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
- осуществлять выбор книги по
тематике, заданной в рубрике "Прочитай эти книги";
- осуществлять в библиотеке
целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
- готовить сообщения, используя
материалы школьной или публичной библиотеки;
- понимать назначение аннотации на
литературное произведение;
- называть одно периодическое
литературно-художественное издание.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- понимать значимость прочитанного
произведения или книги для себя, своею кругозора;
- составлять сборник своих любимых
произведений и аннотацию к нему;
- писать отзыв о произведении (на
выбор), используя план написания отзыва;
- создавать презентации книг
различной тематики;
- сопоставлять содержание
литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
- участвовать в организации
литературного (поэтического) вечера;
- ориентироваться в мире детской
литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной
детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся
научится:
- представлять общие корни развития
литературного фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной
литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; -
определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
- выделять события рассказа;
понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план про изведения;
- понимать многозначность
поэтического слова.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- понимать и показывать на примерах
особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки,
считалки, заклички;
- находить и различать средства
художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской
литературы;
- обнаруживать средства художественной
выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма,
звукопись);
- обнаруживать следы обряда и мифологические
мотивы в фольклоре и литературе;
- выявлять особенности построения
сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
-понимать обусловленность
характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями
народов о счастье, справедливости, добре и зле;
- самостоятельно находить мораль
басни;
- понимать возможность эволюции характера
героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся
научится:
- пересказывать текст кратко,
выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной
задачи;
- читать по ролям, инсценировать,
передавая основное настроение произведения;
- передавать в выразительном чтении
изменение эмоционального состояния героя;
- выражать свои эмоции и
чувства в выразительном чтении,
рисовании, и творческой деятельности;
- создавать небольшие
художественные тексты в стиле изученных жанров.
У
обучающегося будет возможность научиться:
- сознательно пользоваться
различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач
чтения; считать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
- подбирать и рисовать иллюстрации
то к литературному произведению;
- читать и разыгрывать диалоги,
пересказывать тексты;
- сочинять небольшие тексты,
сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
Тематический
план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
ü Для
учащихся: Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Литературное чтение 3 класс. – Самара:
корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2007.
ü Для
учителя: Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику Литературное
чтение - Федеральный научно –
методический центр им Л.В. Занкова,
Москва 2009.
Тематическое планирование
к учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс.»
Дата по
плану
|
Дата
фактическая
|
Тема
|
Страницы
учебника
|
1 четверть
3 сентября
5 сентября
7сентября
|
|
Корни есть не только
у дерева.
Мифы и легенды.
Античный гимн «Природе».
Тайны мира природы и человек.
|
1 часть
3-8
8-11
11-12
|
10 сентября
12
сентября 14сентября
|
|
Миф в народной сказке.
Тотемы в сказках.
Русская народная сказка «Хаврошечка».
|
14-16
16-117
17-19
|
17 сентября
19 сентября
21сентября
|
|
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Законы сказочного жанра.
Легенды и мифы древней Греции.
|
21-23
24-26
26-29
|
24 сентября
26 сентября
28сентября
|
|
Мифологический герой.
Миф о Персее.
В жизни всегда есть
место подвигу.
Эпический герой.
|
33-35
35-37
38-40
|
1
октября 3октября 5октября
|
|
Героический подвиг. Прометей.
Прометей – мифический и эпический герой.
Былина – жанр устного народного творчества.
|
41-44
44-49
49-52
|
8 октября
10октября
12октября
|
|
Образ русского богатыря.
Смеясь, мы
расстаемся со своими недостатками.
Жизнь древних басен.Басни Эзопа.
Поэтические басни
И.А.Крылова.
|
55-58
63-65
66-67
|
15
октября 17октября 19октября
|
|
Характерные признаки басни.
А.Крылов «Ворона и лисица».
А.Крылов «Лисица и виноград», «Лев и лисица».
|
68
69-70
71-73
|
22 октября 24октября
26октября
|
|
В.Гаршин
«Лягушка-путешественница».
Смешное в народной сказке.
Русская народная сказка «Яичко»
|
75-77
78-80
80
|
2 четверть
5ноября 7ноября
9ноября
|
|
Законы смешного в авторской поэзии.
Такой незнакомый
знакомый мир.
Басё. Хокку.
Необычное в обычном. С.Есенин «С добрым утром.
|
883
83-84
86-87
|
10ноября 14ноября 16ноября
|
|
Взгляд на мир поэта. К. Бальмонт «Гномы».
Сказочная повесть.
Я. Ларри «Необыкновенные приключения…»
|
88-89
89-99
100-103
|
19ноября 21ноября
23ноября
|
|
Сюжет сказочной повести.
Я. Ларри «Необыкновенные приключения…»
Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы».
|
103-104
104-107
108-109
|
26ноября 28ноября 30ноября
|
|
Мир просит тебя:
открой меня заново!
Трехстишия Басё и Исса.
Поэтические и живописные открытия в мире природы.
Наблюдательность исследователя. Д.Даррелл.
|
111-112
112-116
117-118
|
3 декабря
5декабря 7декабря
|
|
Поэтические и живописные образы. И.Бунин.
Самые настоящие
чудеса.
Особое зрение поэта. С. Маршак.
Чудеса поэтических образов. Д. Кедрин.
|
119
122-124
126-128
|
10
декабря 12декабря 14декабря
|
|
Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».
Характеристика персонажей.
Особенности сюжета волшебной сказки.
|
130-132
132-134
134-137
|
17 декабря
19декабря 21декабря
|
|
Сходство национальных традиций в сказках разных
народов.
Волшебные существа и силы природы.
Проверка
т\чтения.
|
137-139
139-142
142-145
|
24
декабря 26декабря 28декабря
|
|
Родная сторона.
А.Вознесенский «Увижу ли…»
Н.Рыленков «К Родине».
Р.Бернс «В горах…»
|
2часть
6
7-8
9
|
3 четверть
11 января
|
|
К.Паустовский «Стальное колечко»
|
10-17
|
14января
16 января
18 января
|
|
К.Паустовский. Рассказ – сказка.
Разные образы Родины. А. Фет «Чудная картина».
Поэтические приемы. А.Пушкин «Вот север…»
|
18-19
20
21-22
|
21января 23января
25января
|
|
Мир нуждается в
нашей защите.
С.Кирсанов «Этот мир».
Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Рассказ и сказка как жанр.
|
26-31
31-34
34-37
|
28 января
30 января
1февраля
|
|
Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Отношение автора к герою произведения.
И.Бунин «Густой зеленый ельник»
|
38-40
41
43
|
4февраля 6февраля
8февраля
|
|
А.Пушкин «Няне». «Зимний вечер».
Лирика А.С.Пушкина
Лаборатория
искусств.
Н.Ладыгин.
Стихи.
|
44
45
48
|
11февраля 13февраля 15февраля
|
|
К.Бальмонт «Как я пишу стихи».
«Картинная галерея». Марк Шагал.
Л.Кэрролл «Разговор Алисы»
|
49
50-52
|
18февраля 20февраля 22февраля
|
|
Л.Петрушевская «Пуськи бятые»
Ёса Бусон. Хокку.
Ю.Коваль «Соловьи».
|
53
54
55-57
|
27февраля 1марта
|
|
Формотворчество в живописи. «Картинная галерея».
В.Хлебников «Кузнечики».
|
57-59
60
|
4марта
6марта
|
|
Как трудно стать
человеком.
С.Лагерлёф «Чудесное путешествие…».
Сюжетные линии. Характер главного героя.
|
62-69
70-74
|
11марта 13марта 15марта
|
|
Развитие сюжетной линии.
Нравственная проблема сказки.
Черты характера главного героя.
|
74-84
85-88
88-93
|
18марта 20марта
22марта
|
|
Жанр повести – сказки.
Авторская сказка.
Н. Некрасов «Крестьянские дети».
|
93-96
96-103
104-105
|
4 четверть
1апреля 3апреля 5апреля
|
|
Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».
Жанр повести.Рассказ о взрослом поступке.
Нравственная проблема текста.
|
106-108
109-112
113-116
|
8апреля 10апреля
12апреля
|
|
Такой хрупкий и
такой прочный мир.
Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Превращения и волшебство в сказке.
Анализ народной и авторской сказки.
|
118-121
122-124
125-126
|
15апреля 17апреля 19апреля
|
|
Д.Кедрин « Все мне мерещится…»
И.Бунин «Детство». Поэтическая сказка.
М.Цветаева «Красною нитью…»
|
127
128-129
130-131
|
22апреля 24апреля 26апреля
|
|
И.Тургенев «Воробей».
С.Козлов «Лисичка».
«Картинная галерея». Марк Шагал «Часы».
|
130-131
132-133
|
29апреля
3мая
|
|
Ранран. Хокку.
М.Лермонтов «На севере диком» «Парус»
|
134
135-136
|
6мая
8мая
10мая
|
|
Красота спасет мир.
С.Козлов «Как Ёжик…»
Образ, созданный поэтом.
В. Драгунский «Девочка на шаре».
|
138-140
140-143
143-145
|
13мая
15мая
17мая
|
|
«Картинная
галерея». П.Пикассо «Девочка на шаре»
М.Осечкина. Подражание хокку.
Поэтическое восприятие мира.
|
146-150
152-153
|
20мая
22мая
24мая
|
|
С.Козлов «Разрешите посумерничать».
Н.Матвеева «Галчонок».
Ш.Перро «Рике с хохолком».
|
154-156
156-158
158-162
|
27мая
29мая
|
|
Б.Заходер
«Что красивее всего».
Проверка т\чтения. Подведение итогов.
|
163-166
167-168
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий