Мониторинг развития проектной
деятельности младших школьников при реализации ФГОС НОО: проблемы и решения
Главная
задача учителя – научить ребенка учиться, сформировать такую личность, которая
сможет самостоятельно развиваться, у которой будет стремление к
самосовершенствованию. Я, как учитель начальных классов, считаю необходимым
целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ребенка
необходимо ориентировать на доброту, любовь, уважение к другим людям, их труду,
что соответствует православным ценностям, определяющим смысл жизни человека как
непрерывное духовно-нравственное совершенствование.
Одной из
эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный
характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень
самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной
мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков
Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета
и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Уроки окружающего мира помогают максимально
реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,
применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с
научной литературой. Большое
внимание на занятиях уделяется методу проектной деятельности. Например, работая над
проектом «Вода это жизнь» третьеклассники дома с родителями проводили опыты с
водой в трех ее состояниях, результаты оформляли в презентации или альбомы.
Работая над темой «Проращивание семян», ребята заинтересовались и с
удовольствием продолжили ухаживать за растениями и после эксперимента. А
результатом стали презентации и даже один фильм.
В
целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся
используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи
по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся
конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы»,
«блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи,
где каждый может проявить свои способности.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного
процесса с одарёнными учащимися является использование
информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при
изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Для успешного развития способностей детей
важным условием является моя подготовка, как учителя, наставника. Я стремлюсь
быть способной к экспериментальной и
творческой деятельности;
быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса; иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленной, настойчивой,
эмоционально стабильной; обогащать учебные программы, т.е. обновлять и
расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать
учащихся.
Хочу поделиться некоторым опытом работы, который предполагает
использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для
себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1)
Учёт интересов детей.
Ситуация, когда и заставляют делать "проект",
который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте
ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости
нет, нет и проекта.
2)
Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает
включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое
отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3)
Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4)
Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о
сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками,
библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5)
Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и
защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя
методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования,
места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор
основных образовательных технологий:
1. Технология
проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной
школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой
для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает
использование другой.
2. Технологии
проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает
самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт,
который важен не только для него, но и для его одноклассников.
3. Технология
развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее
обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся,
поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя
недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
4. Информационно-коммуникативные
технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации,
но и для создания презентаций.
Ценным в учебном проекте является не
столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его
умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и
планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации,
коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную
мотивацию учения.
Использованные
источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий