суббота, 30 мая 2015 г.

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой, 3 класс (1/2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы по русскому языку для 3 класса, Полякова  А. В. «Русский язык». Учеб­ник для 3 кл.: В 2 частях. - Москва: Издательство «Просвещение» 2016
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения.
Цель данного предмета: ознакомление с ос­новными положениями науки о языке и фор­мирование на этой основе знаково-символи­ческого восприятия и логического мышле­ния учащихся;  формирование ком­муникативной компетенции учащихся; раз­витие устной и письменной речи, монологи­ческой и диалогической речи, а также навы­ков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основные задачи предмета:             
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные  монологические  высказывания  и  письменные  тексты-описания  и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык»  в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. Курс рассчитан на 170 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса русского языка  в 3 классе
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
·       ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
·       интерес к познанию русского языка;
·       ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
·       предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
·       осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
·       представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
·       понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
·       внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·       учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
·       способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·       чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
·       принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
·       планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
·       определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·       действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
·       на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
·       пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
·       строить сообщение в устной форме;
·       находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
·       ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
·       анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
·       воспринимать смысл предъявляемого текста;
·       анализировать объекты с выделение существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности;
·       осуществлять синтез как составление целого из частей;
·       проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·       обобщать;
·       проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
·       проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
·       выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
·       осуществлять запись указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
·       проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;
·       обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
·       выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
·       воспринимать другое мнение и позицию;
·       формулировать собственное мнение и позицию;
·       договариваться, приходить к общему решению;
·       строить понятные для партнера высказывания;
·       задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       строить монологическое высказывание;
·       ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·       учитывать другое мнение и позицию;
·       договариваться, приходить к общему решению;
·       контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
·       осуществлять действия взаимоконтроля.
Предметные  универсальные учебные действия
Развитие речи
Обучающийся научится:
·       осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
·       выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
·       выражать собственное мнение, обосновывать его;
·        владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
·       строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
·        применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
·        определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
·       сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
·       находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
·       составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
·       создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
·       подробно или выборочно пересказывать текст;
·        пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
·       актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
·       устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
·        использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       узнавать позиционные чередования звуков;
·       проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму;
·       оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
·        соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
·       находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
·        совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
·       воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
·        выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·       определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
·       подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·        подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
·        различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·       оценивать уместность использования слов в тексте;
·        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
·       различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
·        понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
·        ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
·       различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·       находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       находить в словах постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
·       узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
·        понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
·        оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
·       различать изменяемые и неизменяемые слова;
·       находить начальную форму имени существительного;
·        определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
·       находить начальную форму имени существительного, прилагательного и глагола
Обучающийся получит возможность научиться:
·       выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;
·        оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;
·       определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
·       устанавливать отличие предлогов от приставок.
Синтаксис
Обучающийся научится:
·       различать предложение, словосочетание и слово;
·       устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·        находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·        выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
·       выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
·        устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
·        использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
·       применять ранее изученные правила правописания;
·        использовать правила: • написания парных согласных в середине слова,
·        непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;
·        гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;
·        написания разделительных ъ и ь;
·       раздельного написания предлогов с другими словами;
·        написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;
·       написания безударных окончаний имѐн существительных единственного числа 1-3 склонения;
·        написания безударных окончаний имѐн существительных множественного числа;
·       определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
·        безошибочно списывать текст;
·        писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
·        проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
·       писать словарные слова: автобус, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, дорога, до свидания, декабрь, директор, жёлтый, животное, завтра, завтрак,запад, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, комбайн, космонавт, космос, костёр, лестница, магазин, медленно, , металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, пассажир, ракета, рассказ, расстояние, растение, рисунок, север, сегодня, сентябрь, слышать, соловей, солома, сирень, тарелка, театр, телефон, теперь, топор, телевизор, трамвай, увидеть, ужин, улица, урожай, февраль, футбол, хоккей, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия.
Обучающийся получит возможность научиться:
·       применять правила правописания:
·       правописание букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;
·       объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;
·       применять постановку запятых при однородных членах предложения;
·        объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;
·       познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/;
·        осознавать место возможного возникновения орфограммы;
·        подбирать примеры с определенной орфограммой;
·        при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
·        при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
·        различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Содержание предмета
Предложение (3часа) Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (10 часов) Главные члены предложения. Подлежащее. Главные члены предложения – основа предложения. Главные члены предложения. Личные местоимения. Сказуемое. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения Разбор предложения по членам. Связь слов в предложении. Словосочетание.
Состав слова (28 часов) Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Принцип написания однокоренных слов. Суффикс Написание слов с суффиксами  – ек –  и – ик –. Правописание суффиксов -очк, -ечк, -чк. Словообразование. Диалог, монолог. Состав слова. Приставка – часть слова. Разделительный Ъ. Написание приставок: от -, об -, о -, по -, про -, до -, под -. Правописание слов с приставками над -, на -, за -.  Разбор слов по составу.  Приставка и предлог.  Часть речи предлог. Приставка - часть слова. Правописание приставок. Правописание предлогов. Состав слова. Окончание. Начальная форма имён существительных.  Разбор слов по составу. Окончание Состав слова.  Основа слова Главная часть основы – корень. Порядок разбора слов по составу.
Правописание орфограмм в корне слова  (31 час) Обозначение двойных согласных на письме Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу. Слова с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу . Образование сложных слов. Соединительные гласные в сложных словах.  Сложные слова без соединительных гласных . Особенности произношения парных согласных. Правописание сложных слов. Парные согласные перед суффиксом -к-. Парные согласные звуки перед суффиксом -еньк-. Парные согласные звуки в сильной и слабой позиции. Проверка парной согласной. Фразеологизмы. Правописание парных звонких и глухих согласных. Упражнение в проверке  парных  согласных. Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова. Правописание парных согласных. Слова с непроизносимыми согласными. Проверка слов с непроизносимыми согласными. Написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Орфограммы в корне слова.
Словообразование и словоизменение (7 часов) Понятие о словоизменении. Словообразование. Словообразование с помощью суффиксов. Словообразование с помощью приставок. Сравнительная характеристика словообразования и словоизменения. Сравнение частей речи и частей слова. Урок - КВН "Грамматика".
Изменение имён существительных по падежам (4 часа) Изменение имён существительных  по   вопросам. Начальная форма имён существительных. Склонение имен существительных. Постановка вопросов к существительным.
Три склонения имен существительных (6 часов) Склонение существительных разного рода. Первое склонение имён существительных. Второе склонение имён существительных. Третье склонение имён существительных. Определение склонения существительных. Определение склонения существительных в косвенном падеже.
Первое склонение имен существительных (23 часа) Именительный и винительный падежи. Предлоги винительного падежа. Отличие именительного падежа от винительного. Определение падежа существительных первого склонения. Родительный падеж. Предлоги родительного падежа. Ударные и безударные падежные окончания. Написание имён существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах. Дательный и предложный падежи. Предлоги дательного и предложного падежей. Правописание падежных окончаний . Окончания имен существительных. Распознавание  именительного, винительного и родительного падежей. Творительный падеж имён существительных первого склонения. Предлоги творительного падежа. Окончания имён существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имён существительных первого склонения. Форма множественного числа существительных. Склонение имён существительных первого склонения во множественном числе. Множественное число имен существительных.
Второе склонение имен существительных (25 часов) Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием. Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных второго склонения Творительный и предложный падежи имён существительных второго склонения. Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах. Правописание безударных окончаний существительных второго склонения. Безударные окончания  существительных второго склонения.  Склонение имён существительных мужского рода на –й. Склонение существительных мужского рода. Правописание окончаний существительных мужского рода. Существительные с шипящими на конце. Правописание о, и, е  после шипящих. Правописание слов с шипящими на конце. Второстепенный член предложения – дополнение. Дополнение. Упражнение в узнавании дополнения. Склонение существительных  во множественном числе. Склонение имён существительных мужского рода . Одинаковое окончание существительных 1 и 2 склонения. Сходство склонения существительных среднего и мужского рода. Склонение имён существительных среднего рода во множественном числе. Окончания имён существительных второго склонения. Правописание окончаний существительных второго склонения.
Дополнение (4 часа) Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами. Второстепенные члены предложения . Обучающее сочинение "Весна"
Однородные члены предложения (5 часов) Однородные члены предложения. Схема предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения. Соединительные союзы и, да.
Третье склонение имен существительных (5 часов) Третье склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных третьего склонения. Множественное число имён существительных  третьего склонения . Мягкий знак в конце существительных. Правописание существительных 3 склонения.
Числительные (3 часа) Количественные числительные.Порядковые числительные. Правописание числительных.
Текст (6 часов) Главная мысль текста. Реплика. Разговорная и книжная речь. Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение.
Повторение (9 часов) Состав слова. Словообразование Склонение существительных по падежам. Правописание однокоренных слов. Три склонения существительных. Ь после шипящих. Безударные падежные окончания. Части речи. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обобщение. Русская речь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий