Проблемное обучение
как реализация познавательной
модели обучения
в начальной школе.
Скажи
мне — и я забуду,
покажи
мне — и я запомню,
дай
мне сделать — и я пойму.
Китайская мудрость
Цель применения технологии
проблемного обучения: научить
учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Не объяснить ребёнку
то, до чего он может додуматься сам, а дать возможность каждому ребёнку сделать
своё маленькое открытие .
Для достижения этой
цели надо решать следующие задачи:
1.
Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2.
Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный
подход в учебном и воспитательном процессе.
Т.е. задача
учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса
противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не
требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
От современного учителя
требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и
метапредметных умений. В
таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.
Какие образовательные
технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников
комплекс УУД?
Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у
них активнее формируется мышление и речь?
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие
способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
Ответ на эти вопросы даёт технология
проблемного обучения.
Технология проблемного
обучения универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном
предмете. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных
этапа: постановку проблемы, поиск
решения проблемы, описание решения и его реализацию.
Приемы создания проблемных ситуаций.
-
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его
разрешения;
-
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-
Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
-
Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять
факты.
-
Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику,
рассуждения.
-
Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с
недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными
ошибками).
Познавательная
деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:
проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Любое научное
творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со
столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство
удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне
конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.
Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия
нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое
знание.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо
использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового
знания.
На своих уроках я особенно активно использую проблемные
ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с
«затруднением».
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Одновременно предъявить противоречивые факты,
теории или точки зрения.
1) Математика. 4 класс. Тема
«Положительные и отрицательные числа»
У каждого ученика модели термометра с передвижной
шкалой.
Дети работают в парах, после каждого задания
проверяют товарища по парте, при необходимости помогают исправить ошибку.
Задание:
поставить шкалу термометра: +18, на 7 больше, +5, на 5 меньше
- Какое число показывает ваш термометр? (Ноль)
- Существуют ли показания термометра меньше 0? (Да:
-1,-2,-3…)
- Но ведь чисел в натуральном ряде чисел меньше
одного нет! (Значит, эти числа нельзя назвать натуральными)
- Как бы вы назвали такие числа, которые меньше
нуля, записываются со знаком «минус», обозначают температуру воздуха при
морозе?
2)
Русский язык. 2 класс. Тема «Число имён существительных»
Словарная работа. Картинный диктант: пальто,
варежки, платок, девочка, ученик.
- Найдите «лишнее слово». (Все слова употреблены в
единственном числе,
а слово варежки – во множественном.)
- Что обозначает существительное в единственном
числе?
(Один предмет.)
- Что обозначает существительное во множественном
числе?
(Два или больше предметов.)
- Сделайте вывод.
3)
Математика. 3 класс. Тема «Порядок действий»
Учитель делает на доске запись:
(2 +
7) ∙ 3 =27
2 + 7
∙ 3 = 23
- Вижу, вы удивлены (реакция удивления).
Почему?
- Примеры одинаковые, а
ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?
- Почему же в одинаковых
примерах получились разные ответы?
- Что надо изменить в левой части, чтобы равенства
стали верными?
- Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27
- Где вы поставите скобки?
4)
Русский язык. 3 класс. Тема «Сложные слова»
На доске записаны слова: земледелие, водопад, пчеловод. Работа в парах.
Группам предлагается выделить корень слова.
Задание выполняют
по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления.
5)
Русский язык. 3 класс. Тема «Мягкий знак после шипящих»
Повторение, какие существительные относятся к 1, 2,
и 3 склонению. Обращается внимание, что к 3 скл. относятся существительные
женского рода с нулевым окончанием.
-Что ещё можно добавить?
-С Ь на конце.
Предложенные слова дети распределяют в 3 столбика
по склонениям.
- К какому склонению относится слово «мышь»?
Дети рассуждают и
приходят к выводу, что в 3 склонении на конце после шипящих пишется Ь.
II. Проблемные ситуации, возникшие "с
затруднением"
6) Математика. 2 класс. Тема «Умножение»
В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд
не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению
одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На
одну рубашку пришивают 3 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 25
рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще, либо
считать будут долго. (3+3+3+3+3+3+3+3+………………………) Знакомство с умножением.
7)
Математика. 3 класс. Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»
Учитель
дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не
сталкивались, т. е. задание, не похожее
на предыдущее.
- На доске дан ряд чисел.
Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6.
(Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже
известен.)
- Выпишите
в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на (Обучающиеся испытывают
затруднение.)
- Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это
задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к
осознанию противоречия.)
Приём
«Яркое пятно»
На уроках чтения и окружающего
мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная
новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный
урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока,
используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В
качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды,
фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и
повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный
заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой
урока.
- Посмотрите
на фотографию, сделанную из космоса.
- Какого
цвета наша планета? (Синего и голубого)
- Почему? На Земле большую часть занимает вода, это
– океаны, моря, озёра, реки. Если поверхность Земли разделить на 4 равные
части, то 3 из них будет занимать вода и только одну – суша.
Заключение.
Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию
появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо
проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он
учится.
При работе
с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных
способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся
задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное
видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации,
самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного
мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий,
поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
•
делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Приведенные выше
примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного
обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую
учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную
мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей
возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их
умело заинтриговал учитель.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому
можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа
трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные
упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать
постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом
рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть
проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически
мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к
высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая
личность будет более защищена от стрессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/11/problemnoe-obuchenie-v-nachalnoy-shkole
3. https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-probliemno-dialoghichieskogho-ob-10.html
4. https://urok.1sept.ru/articles/663116
Комментариев нет:
Отправить комментарий