Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Луховицкая средняя общеобразовательная
школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов
Курс ОРКСЭ,
модуль «Основы светской этики»
Урок по
теме: «Семейные праздники»
Составил:
учитель начальных классов
Горбатенкова
Л.И.
Цель урока: развитие интереса к истории своей
семьи, семейным традициям.
Задачи:
образовательные:
познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о
семейных традициях;
развивающие:
формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
воспитательные:
воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям,
родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Предварительная
подготовка.
За 1–неделю до урока учащимся дается задание – подготовить проект:
поинтересоваться семейными традициями, посоветоваться с родителями и рассказать
каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:
- Как называется мой
любимый праздник?
- Как моя семья
отмечает этот праздник?
- Какие чувства
вызывает этот праздник?
- Как появилась
традиция отмечать праздник именно так?
Длительность выступления – до 3 минут.
Выступление может сопровождаться презентацией – лучшими кадрами, снятыми на
празднике. Учитель при необходимости оказывает помощь, консультирует детей.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
Праздников
много бывает на свете!
Их любят
взрослые, любят и дети.
В праздник
танцуют, в праздник поют,
В праздник волшебных сюрпризов все ждут!
3.
Работа по группам. Загадки.
- Вы любите
праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете.
У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать.
Этот
праздник в воскресенье.
Будет дома
угощенье,
В школе мы
заранее
Проявим все
старание.
Будут яйца
расписные,
Храма купола
златые.
Клеим,
лепим, вырезаем,
Дома близких
поздравляем.
В душах
свет, добро и ласка
В этот ясный
праздник... (Пасхи)
В нашем
классе у ребят
Нынче праздник,
говорят.
Не у всех, а
лишь у Таньки.
Ей подарим
мы мозаику.
Таня нынче с
угощеньем.
Что за
праздник? (День рожденья)
Мы для мам
концерт даем:
Пляшем,
песни им поем.
На стене
висит газета,
Рядом —
наших мам портреты.
В классе шум
и тарарам,
Ведь сегодня
праздник мам. (День матери)
Ранцы,
бантики мелькают,
Каждый свой
букет несет,
Школа двери
открывает
Нам в
учебный новый год. (День знаний)
У меня в
мешке подарки
Карамели,
шоколадки
Вокруг елки
хоровод
Что за
праздник? (Новый год)
В школе
блинчики пекут,
На обед их
нам дадут,
А в большую
перемену
Возле школы
непременно
Чучело зимы
сожжем
И весну к
нам зазовем.
В этот
праздник всю неделю
Мы блины в
обеды ели. (Масленица)
Праздник
добрый, школьный, славный –
Всех
учителей мы славим.
Принесем подарки
им
И букет
цветов вручим.
Хвалим мы
учителей.
Что за день,
скажи скорей? (День учителя)
Этот
праздник отмечают
Те, кто
космос покоряет.
Мы же в
школе рисовали,
Как ракеты
ввысь взмывали.
Про Гагарина
узнали.
Что за
праздник, отгадали? (День космонавтики)
Усвоение
новых знаний.
Какое слово
получилось в выделенном столбце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на
уроке? ( о праздниках)
4.
Работа с учебником.
Что же
такое праздники? Когда они появились? Вам интересно?
Самостоятельная
работа по учебнику с.58
- Праздники
появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена
праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях
чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными.
Как известно из истории, организация праздников относилась к числу
любимых занятий славян.
5. Работа со словарём
- Что такое
праздник? Какое определение дано в толковом словаре Ожегова.
Праздник –
день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося
события; день радости и торжества по поводу чего-нибудь; день игр и
развлечений; день не рабочий и выходной.
Праздники
– это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг
друга.
6.
Работа в парах
-Как вы
думаете, для чего нужны праздники? Я вам помогу ответить на этот вопрос. Необходимо
прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы
согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.
- Праздники помогают нам
вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать
связь поколений.
- Праздники помогают узнать
традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру
других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать
гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам
вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города,
страны.
Проверка
выполнения работы.
-Поднимите
руки, подчеркнувшие 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество
поднятых рук записывает на доске.
- Вывод: вы
подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник
нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников
есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами
предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл.
7. Какие бывают праздники.
- Заполним
таблицу, используя иллюстрации на доске.
Праздники
Государственные
|
Общественные
|
Семейные
|
|
|
|
-Может быть
еще есть какие-то даты, которые вы отмечаете. Запишите в таблицу.
-Сегодня мы
с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.
8. Сообщение подготовленного ученика
- А знаете
ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который
отмечается в нашей стране с 2008г.
Идея
праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской
области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей
христианского брака, чья память совершается 8 июля. У нового семейного
праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный
символ — ромашка.
9. Проект «Семейный праздник»
Какие
семейные праздники у вас самые любимые?
Дети рассказывают о своем любимом семейном
празднике по плану:
- Как называется мой
любимый праздник?
- Как моя семья
отмечает этот праздник?
- Какие чувства
вызывает этот праздник?
- Как появилась
традиция отмечать праздник именно так?
Рассказы
могут сопровождаться показом фотографий или презентации.
10.
Игра. Правила выбора подарка
-Древнейшая
традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души,
красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая
подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его
подарить.
- Выбирая
подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен ...)
-
Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий …)
- Подарки
должны быть... (красиво оформлены, приятны и ...)
- «Живые»
подарки обсуждают...
- Подарок
вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)
Выберите из
перечня предметов те, которые вы подарили бы
- Бабушке на юбилей
- Другу на день рождения
- Тете на именины
- Маме на 8 марта
- Папе на 23 февраля
- Сестре на Новый год
11.
Итог урока.
- Самое
дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников
родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу
и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.
-Вам
интересно было работать на уроке?
– Как вы
считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
А сейчас я
хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную
мишень» в тот сектор который более всего соответствовал вашему поведению на
уроке. У каждого на столе есть эта метка.
12.
Домашнее задание.
По желанию
сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»
Комментариев нет:
Отправить комментарий